рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Система государственного регулирования рынка труда

11

Содержание

1 Введение.

2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.

3 Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости.

4 Заключение.

5 Литература.

1 Введение

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливает необ-ходимость формирования рынка труда. В чем его сущность, каково экономическое и социальное содержание? Каковы условия формирования данного рынка, место и роль в системе общественного воспроизводства, принципы функционирования?

Также в данной работе выясним, какова социально - экономическая сущность, структура и принципы занятости, т.к. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостоя-ния народа. По этому показателю можно судить о благополучии страны, ее экономической и социальной стабильности.

2. Основные направления государственного регулирования рынка труда

К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:

Проведение государственной макроэкономической политики стабилиза-ции и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.

Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения раз- личными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

3.Активизацию деятельности институтов рынка труда.
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой от-крытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безрабо-тице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Актив-ная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самоза-нятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной ре-ализации политики занятости.

Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономи-ческой стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего по-ступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-про-мышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и дру-гие институты.

ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в россий-ской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских бан-ков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвес-тиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.

В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в семь раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринима-тельство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкос-тью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более бы-струю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на дохо-дах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств город-ского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии -- 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. чело-век, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.

Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и за-щищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предприниматель-ства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в пере-ломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.

Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате посо-бий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необхо-димо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.

Безотлагательных мер государства требует защита малого российского биз-неса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за до-ходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государствен-ных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощ-ным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Неза-щищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граж-дан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть по-ощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабо-чие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промыш-ленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как на-логовые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортиза-ция активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных от-раслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли явля-ются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.

Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабо-чих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная програм-ма должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологическо-го перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданско-го машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Одним из эффективных направлений активной политики занятости явля-ется организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в ЗО-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональ-ный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Се-годня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, на-пример в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функ-цией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникно-вение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования со-временного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, до-рожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах ус-ловия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частно-го иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой осно-ве путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении реги-ональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений яв-ляется выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его чис-ленностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содер-жанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее населе-ние и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в со-стоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напря-женности на российском рынке труда.

Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незаня-того населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределе-ния граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост про-изводительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению обще-ственного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в рос-сийской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социаль-ных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социаль-ных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные воз-можности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению зара-ботной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны по-казывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы.

Широко практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи -- сократить предложение ра-бочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях.

В современной России необходимо более активное становление системы под-готовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциа-ла учебных заведений профессионального образования, повышения квалифи-кации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увели-чить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, рас-ширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, во-влекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабо-чих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все это по-зволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для разви-тия системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, со-кращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населе-ния призваны играть средства массовой информации.

Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров не-обходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов

в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать пред-приятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты по-вышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой заня-тости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и соб-ственные учебные центры.

Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки при-знается за рубежом одним из главных направлений активной политики борь-бы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведе-ния крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увя-заны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использо-вания западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на мас-совые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональ-ную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обу-чения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о ка-чественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда.

Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и индустриальных фирм позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Инициато-ром и координатором этой кооперации могут выступать государственная служба занятости и ее региональные органы.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацелен-ных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).

Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь це-лесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), раз-мещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирова-ния самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная от-расль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной пере-стройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой пере-подготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необ-ходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящих-ся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо созда-вать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объ-единения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными нало-говыми и иными льготами.

Снижение женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ под-держки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обу-чение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, раз-витие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная заня-тость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспе-ченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.

В связи с увеличением срока длительности безработицы в стране, прини-мающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борь-бе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социаль-ной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и перепод-готовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места.

Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вни-манием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механиз-ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых кон-фликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходи-мость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение при-нятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. От-ветственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия, как для произ-водства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использо-вать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства.

Необходимо также активизировать роль профсоюзов и правоохранитель-ных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускае-мые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда.

3. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости

Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, про-мыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической полити-ки. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление.

Прежде всего следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция -- 1992 и 1996 гг.). В этом до-кументе занятость определяется как общественно полезная деятельность граж-дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости. Какие же виды дея-тельности выделяются в законе и характеризуют структуру занятости населе-ния?

К ним относятся:

§ работающие по найму;

§ занимающиеся предпринимательской деятельностью;

§ временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, по-вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов-ками или иными причинами;

§ самостоятельно обеспечивающие себя работой;

§ избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

§ проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорож-ных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

§ обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техни-ческих училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних спе-циальных и других учебных заведениях.

Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определен-ным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сооб-ществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерыв-ность процесса общественного воспроизводства.

По этим признакам можно выделить три группы занятых.

I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основ-ное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средст-вам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности.

II. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, зани-маются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выпол-няют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике.

III. Учащиеся с отрывом от производства. Это резерв, который готовится для
замены естественно выбывающих поколений трудоспособного населения.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы:

наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособ-ного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена прода-жей своей рабочей силы;

работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную ра-бочую силу на постоянной основе.

В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

наемные работники;

работодатели;

лица, работающие за свой счет;

члены производственных кооперативов;

помогающие члены семьи;

работники, не классифицируемые по статусу.

С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа -- помогаю-щие члены семьи -- несколько аморфна, в нее могут быть включены индиви-дуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из клас-сификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, госу-дарство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенство-вания.

Принципы занятости

Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является доброволь-ность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительно-му и творческому труду.

В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за ис-ключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обяза-тельным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправны-ми и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйст-ва, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.).

Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволя-ют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворе-ние в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особен-но не работающих длительное время, может поставить под вопрос возмож-ность занятия любыми видами деятельности.

Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий

В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приоб-ретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям пред-пенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осу-ществлять экономическими, законодательными, социальными мерами.

Третий принцип состоит в учете и обеспечении долговременных националь-ных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и поли-тической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более разви-тых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для раз-вития рабочей силы и видов занятости.

Четвертым принципом является учет региональных, национально-этни-ческих и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.

Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и ор-ганизации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и феде-ральных, между субъектами.

Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к реше-нию проблем занятости.

Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и ры-ночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедли-вости.

После отказа государства от прямого централизованного управления заня-тостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране.

Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудо-вое законодательство; указы Президента и постановления правительства; со-глашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на наци-ональном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий; феде-ральные и региональные программы стимулирования занятости.

Совместными усилиями основных субъектов социально-трудовых отноше-ний должны определяться перспективные направления занятости, необходи-мые для этого структурные изменения, повышения качественных характерис-тик рабочей силы, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рын-ках труда. Однако главным координатором всех усилий должно выступать го-сударство.

4 Заключение.

Важнейшей экономической функцией занятости является соединение рабо-чей силы со средствами производства, т.е. обеспечение работников экономичес-ки целесообразными рабочими местами в целях создания материального и ду-ховного богатства, необходимого для удовлетворения потребностей человека и общества. В годичном измерении созданное трудом общественное богатство измеряется таким показателем, как валовой национальный продукт (ВНП), ко-торый включает доходы в форме заработной платы, прибыли, рентных плате-жей, процента (а также амортизацию и косвенные налоги). Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для \ удовлетворения личных и общественных потребностей.

Занятость выполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию, хотя эти функции трудно разделить. Граница между ними чисто услов-ная. Социальная функция занятости заключается в обеспечении разностороннего развития человека. Человек в жизнедеятельности общества выступает не толь-ко в качестве одного из факторов производства, не только как средство, орудие достижения экономических и политических задач, но прежде всего как высшая ценность и цель общественного развития.

Переход к активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование актив-ных мер по борьбе с безработицей.

В целом же переход к активной политике занятости в сочетании с макро-экономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России.

5 Литература.

1. Государственное регулирование рыночной экономики под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. «Издательство «Экономика»», 2001 - 735с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010