рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Введение
"Ушел из дома и не вернулся..." Практически всегда объявления о розыске пропавших без вести людей начинаются с этих слов. Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.
Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.
В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного числа граждан различных противоправных действий, которые нередко являются причиной их исчезновения. Кроме того, немаловажным фактором, придающим указанной проблеме актуальность, являются локальные военные действия, почти регулярно происходящие на различных территориях бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России, Северной Осетии, Грузии и тд.), террористические акты (в Беслане, Москве и тд.), а также стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин - например, в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 г. - гибель огромного числа людей, включая российских граждан, на курортах Таиланда и Индонезии вследствие цунами), разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные), безвестное исчезновение людей при миграционных процессах.
Целью исследования является определение основных понятий и положений признание гражданина безвестно отсутствующим, сравнительный анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующих и объявления умершим, выявление существующих проблем и способов их решения.
Задачами исследования являются:
- определение понятия и условий признания гражданина безвестно отсутствующим;
- определение последствий признания гражданина безвестно отсутствующим;
- отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими увеличивается год от года, в связи с этим актуальность и социальная значимость темы «Признание гражданина безвестно отсутствующим» не вызывает сомнения.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающие по поводу признания гражданина безвестно отсутствующим. Предметом исследования является непосредственно институт признания гражданина безвестно отсутствующим.
Несмотря на то, что обозначенная проблема является актуальной, институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим законодателем уделено недостаточно внимания. ГПК РФ закрепил лишь уточнения некоторых правил и терминов в связи с положениями действующего материального законодательства.
В научной литературе разработки данной темы уделено необоснованно мало внимания, из опубликованных работ стоит выделить Михайловой И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим и Портянкиной С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим.
Глава 1. Основные понятия и положения признания гражданина безвестно отсутствующим.
§ 1. Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим.
Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Однако гражданское законодательство Российской Федерации для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет другое понятие - "гражданин". Представляется, что это понятие характеризует человека не как "члена человеческой семьи", а как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, "гражданин" - понятие юридическое.
В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие "граждане" не употребляется, а используется понятие "физические лица", которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны (или стран). В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права долгое время именовались "граждане" (ст. ст. 9 - 12 ГК РСФСР 1964 г.)[1]. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР от 8 декабря 1961 г.[2], использовалась формулировка "граждане" и в скобках "физические лица". Эта формулировка используется и в ГК РФ 1994 г.[3]
Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.
Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо ли данное лицо или нет и где оно находится. Такая констатация осуществляется решением суда (Приложение 2). При этом необходимо установить, что:
1) гражданин отсутствует в постоянном месте жительства не менее 1 года;
2) никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;
3) принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.
С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.[4]
Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.
Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением (Приложение 1), и дело рассматривается в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ)[5]. Определение понятия "заинтересованные лица" в законе не дается. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать, исходя из материалов конкретного дела.[6]
Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.
На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ[7]. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.
С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:
- отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;
- отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;
- наличие длительных или острых конфликтов в семье;
- безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;
- наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;
- наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;
- наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
- несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;
- внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;
- поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);
- исчезновение с автотранспортом;
- исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;
- исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;
- безвестное отсутствие беременной женщины;
- исчезновение сотрудников правоохранительных органов.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий[8].
При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 13 марта 2003 г. N 158[9]. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.
Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; во-вторых, длительность - в течение одного года - такой неизвестности; в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях[10].
Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.
§ 2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.
Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.
Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.
Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК) в случаях:
- если установленный годичный срок, не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;
- как предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
 Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.
По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.
На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц[11]. Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.
Назначение доверительного управляющего иными лицами, например местной администрацией, не имеет правового значения.
На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.
Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора[12].
Отношения, возникающие из договора доверительного управления, регулируются гл. 53 ГК РФ, согласно ст. 1012 ГК РФ которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Необходимо учитывать, что договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом - в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (ст. 1017 ГК РФ).
Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.
В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ)[13].
В статье 43 ГК РФ определены последствия имущественного характера, возникающие в результате признания гражданина безвестно отсутствующим. Вместо применявшейся опеки над имуществом безвестно отсутствующего (как это было в ГК РСФСР) отныне может быть заключен договор о доверительном управлении. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с определенным лицом (доверительным управляющим) только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина.
В тексте статьи отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 ст. 38 ГК, где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а кроме того - и это важно - четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.
В отличие от этого формулировки статьи 43 ГК РФ представляются недостаточно определенными. Неясным остается не только вопрос о том, что является критерием необходимости постоянного управления, но и вопрос о правовом режиме имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. Ответ на этот вопрос важен, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего[14].
Конструкция п. 1 статьи 43 ГК РФ позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:
- факт необходимости постоянного управления имуществом;
- факт передачи имущества в доверительное управление;
- назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.
При признании гражданина безвестно отсутствующим закон исходит из того, что гражданин жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:
- с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;
- с другой стороны, прекращаются действия доверенности, выданной гражданином.
Кроме того, за счет имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашаются задолженности по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"[15] снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим[16]. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего[17]. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство[18].
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.
§ 3. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
В статье 44 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливается два основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Первое - явка гражданина, т.е. самостоятельное прибытие лица, признанного безвестно отсутствующим, домой, на работу, в суд, органы внутренних дел и т.п. В данной ситуации гражданин подает заявление в суд лично.
Второе - обнаружение гражданина. В этом случае заинтересованное лицо подает заявление в суд с указанием, где, когда, кем было обнаружено соответствующее лицо.
На основании ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет ранее принятое решение.
Статья 44 ГК РФ указывает только на одно правовое последствие отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим - отменяется управление имуществом этого гражданина. Однако следует иметь в виду, что сделки, совершенные до отмены решения суда, сохраняют силу. Что касается восстановления брака (если, конечно, он был), то, как следует из ст. 26 СК РФ, брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, если за время отсутствия другой супруг не вступил в новый брак[19].
С точки зрения налогового законодательства (ст. 51 НК РФ) при принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.
Глава 2. Сравнительный анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Среди множества социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых. Такое положение становится не только причиной трагедий, связанных с утратой родных и близких, но и порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке осуществления его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93 - 97 Семейного кодекса РФ), и др.
Складывающаяся в таких случаях сложная юридическая ситуация может быть относительно разрешена при помощи гражданско-правового института: признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ). В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке[20]. Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности (ст. 18 ГК РФ), но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу. Такое вмешательство вполне оправданно, так как объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.
В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим. Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя - в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Важнейшие гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, выражающиеся в передаче принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства, а также в выделении из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашении имеющейся у него задолженности по другим обязательствам, закреплены в ст. 43 ГК РФ. К другим правовым последствиям относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и др[21].
Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.
На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства[22]. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие "заинтересованные лица", следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.
Ряд проблем возникает и при объявлении гражданина умершим. Как известно, вступившее в силу судебное решение об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации смерти. В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"[23] в этом случае днем смерти гражданина указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти, если гражданин, объявленный умершим, пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК РФ). Эти положения Закона приводят к терминологическому расхождению: применительно к государственной регистрации законодатель оперирует понятием "день", но очевидно, что правоспособность гражданина прекратилась не в день вступления в законную силу решения суда, а в тот момент, когда наступила его смерть (возможно, за несколько лет до судебного разбирательства).
В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим тождественны его биологической смерти (ст. 1113 ГК РФ), но эта тождественность отнюдь не означает, что вступление решения суда в законную силу прекращает и гражданскую правоспособность лица, объявленного умершим, причем не только потому, что его правоспособность прекратилась непосредственно в момент смерти гражданина. Судебное решение устанавливает презумпцию, но не факт смерти, и гипотетически возможны, хотя и крайне редки на практике ситуации, когда гражданин, объявленный умершим, находится в живых. Вопрос о его гражданской правоспособности в этом случае решается следующим образом: будучи живым, хотя и объявленным умершим для всех родных, близких и знакомых, гражданин по-прежнему может реализовать субъективные права, составляющие содержание правоспособности, по месту своего нахождения, поэтому общепризнанно, что в этом случае восстанавливать его правоспособность не требуется.
Но такой ответ не способен объяснить парадоксальную ситуацию, разрешить сложную юридическую коллизию: в одно и то же время один и тот же индивидуум является правоспособным участником гражданского оборота, но его юридическая смерть, зарегистрированная в установленном законом порядке, повлекла прекращение всех известных правоотношений с его участием. В данном случае имеет место "расщепление", "раздвоение" его юридической субстанции. Преодолеть такое раздвоение можно только на будущее время путем использования предусмотренного законом механизма, позволяющего перевести объявленного умершим гражданина из юридического небытия в состояние "находящегося в живых" (ст. 280 ГПК РФ), однако вопрос о том, как совместить гражданскую правоспособность и юридическую смерть одного и того же лица, остается открытым[24].
Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет. Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, - слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
Следует отметить, что юридическая неопределенность относительно момента смерти гражданина может иметь место еще в двух случаях: при установлении факта регистрации смерти (абз. 3 п. 2 ст. 264 ГПК РФ) и в случае установления факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (абз. 8 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы загса отказывают ему в выдаче дубликата, а установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы загса, либо в тех случаях, когда органы загса отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.
Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.
Применительно к обсуждаемой проблеме это означает, что, как и при объявлении гражданина умершим, его правоспособность никак не зависит от принимаемого судом решения и последующих действий органов загса. Это техническое оформление не может повлиять на правоспособность гражданина, либо уже прекратившуюся в момент его смерти, либо сохранившуюся в полном объеме, если гражданин остался в живых, хотя были все основания предположить его гибель (например, при взрыве жилого дома, в котором он находился)[25].
Таким образом, правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана с жизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единожды прекращается - в момент его смерти.
Заключение
Длительное отсутствие гражданина, участника гражданских правоотношений, в месте его жительства при неизвестности места его нахождения может в определенной степени дестабилизировать гражданский оборот. Поэтому в ГК РФ предусмотрены специальные нормы, образующие в своей совокупности институт безвестного отсутствия, суть которого в том, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществляется судом в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. Суд принимает меры к установлению места пребывания гражданина, выясняет, когда были получены последние сведения о нем.
Исчисление срока для признания гражданина безвестно отсутствующим начинается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – с первого января следующего года.
Правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются:
1)  Передача имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом;
2)  Выдача содержания из этого имущества гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать;
3)  Погашение задолженности по другим обязательствам безвестно отсутствующего за счет его имущества.
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.
Решение суда об отмене ранее вынесенного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим автоматически отменяет также и опеку над имуществом такого гражданина, и, соответственно, договор о доверительном управлении имуществом.
 Список использованной литературы
I.         Список нормативных актов:
1.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 N 181-ФЗ )// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2.       Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964г. // "Свод законов РСФСР", т. 2, с. 7, 1988 г (утратил силу).
3.       Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
4.       Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Российская газета", № 152, 10.08.1993.
5.       Закон СССР от 08.12.1961 "Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик" (вместе с Основами Законодательства). // "Свод законов СССР", т. 2, с. 6, 1990 г (утратил силу).
6.       Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ )// "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
7.       Приказ МВД РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел российской федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях" // "Российская газета" от 12 апреля 2003, № 71.
8.       Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ )// "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
9.       Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. № 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести". // "Российская газета" от 19 декабря 1998, № 243.
10.  Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
11.  Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3591.
II.     Список литературы:
12.  Алексеев С.С. Гражданское право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009. - 528с.
13.  Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право. Общая и особенная части. Учебник. - М.: КНОРУС, 2009. - 704с.
14.  Гражданское право Российской Федерации.  / Под ред. Карпычева М.В., Хужина А.М. - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2010. - 784с.
15.  Гражданское право. В 4 тома. Том 1 Общая часть 3-е изд. / Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 545с.
16.  Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. - М.: ЗАО Юстицин-форм, 2009. - 560с.
17.  Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая, 2-е издание. / Под ред. Степанова С.А. - СПБу. 2010. – 780с.
18.  Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской федерации (постатейный). / Под ред. Маковского А.Л., Суханова Е.А. - М.: Издательская группа "Юристъ", 2008. – 850с.
19.  Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Мировой судья. 2008. № 11.
20.  Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная. – М.: ТК Велби, 2010. – 800с.
21.  Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим // Мировой судья. 2009. № 7.
22.  Садиков О.Н. Гражданское право Российской Федерации. - М.: ЗАО Юстицин-форм, 2009. -  550с.
23.  Трахтенгерц Л.А. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (постатейный). Части первая - четвертая. - М.: Экзамен, 2010. - 812с.
III.  Список юридической практики:
24.  Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2001 г. N Ф09-102/2001-АК.
25.  Постановление ФАС Уральского округа от 6 января 2004 г. N Ф09-3851/03-ГК.

 
Приложение 1
В Первореченский районный суд
г. Владивостока, Приморского края
от И********** О****** С***********
г. Владивосток, ул. К********** д.65 кв. 137.
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА:
 ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока
г. Владивосток, ул. Ильичева д.15
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании гражданина безвестно отсутствующим
  Я являюсь опекуном несовершеннолетнего А********** А****** К***********, родившегося 16.05.2001 года (свидетельство о рождении серия I-ВС № 323754  выданное 23.06.2001 года ЗАГСом Первореченского района г. Владивостока, Приморского края) актовая запись № 212 от 23.06.2001 года.
В 2000 году мой сын И********** К****** Ю*********** познакомился с А********** Р****** Т***********, они стали совместно проживать и вести общее хозяйство.
16.05.2001 года у них родился сын А********** А****** К***********, чьим опекуном я и являюсь. Поскольку мой сын И********** К.Ю. и А********** Р.Т. в браке не состояли, ребенок был записан на фамилию матери, отчество записано по фамилии отца.
03 августа 2002 года мой сын трагически погиб, в связи с чем А********** Р.Т. вместе с ребенком стали проживать совместно со мной по адресу: г. Владивосток, ул. К********** д.65 кв. 137.
12 января 2005 года А********** Р.Т. ушла из дома, затем 04.02.2005 года она вернулась, забрала свои вещи и с того времени больше домой не возвращалась, не звонила, судьбой ребенка не интересовалась, материально его не обеспечивала.
С 04.02.2005 года мне ничего не известно о судьбе своей невестки А********** Р.Т. Для ее розыска мною предпринимались следующие действия: 03.04.2008 года я обратилась с заявлением в РУВД Первореченского района города Владивостока о том, что я утратила связь с невесткой А********** Р.Т. и мне ничего не известно о ее местонахождении. Данное заявление зарегистрировано в Первореченском РУВД г. Владивостока по журналу КУСП № 739 от 03.04.2008 года. Розыск положительного результата не дал, до настоящего времени местонахождение А********** Р.Т. не установлено.
Признание моей невестки А********** Р.Т. безвестно отсутствующей мне необходимо для оформления пособия в ГУ Отделении Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока на моего внука по потери кормильца.
В соответствии со ст.42 ГК РФ, ст.ст.276-279 ГПК РФ.
ПРОШУ:
Признать А********** Р****** Т***********, 03.06.1973 года рождения, уроженку с. Вольно-Надежденское, Надежденского района, Приморского края безвестно отсутствующей.
 
Приложение:
1.       Копия свидетельства о рождении А********** А****** К*********** серия I-ВС № 323754 выданное 23.06.2001 года.
2.       Копия распоряжения Территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению Первореченского района ВГО от 11.05.2005 года № 123-О о назначении И********** О****** С*********** опекуном несовершеннолетнего А********** А****** К***********.
3.       Справка из УВД по г. Владивостоку от 07.09.2010 года.
4.       Копия заявления (по числу заинтересованных лиц).
5.       Квитанция об уплате государственной пошлины
 
 
______________________ И********** О.С.
     15.10.2010 г.                                           

 
Приложение 2
Дело № 2-555/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владивосток                                                          03 ноября 2010 года
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи                                 Марченко О.С.
при секретаре                                                            Малышевой Т.Е.
с участием помощника прокурора                          Саломатиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И********** Н****** С*********** о признании гражданина безвестно отсутствующим,
У С Т А Н О В И Л
Заявительница обратилась в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующей А********** Р****** Т***********, указав, что в 2000 году ее сын И********** К****** Ю*********** познакомился с А********** Р****** Т***********, они стали совместно проживать и вести общее хозяйство. 16.05.2001 года у них родился сын А********** А****** К***********. Поскольку сын заявителя И********** К.Ю. и А********** Р.Т. в браке не состояли, ребенок был записан на фамилию матери, отчество записано по фамилии отца. В августе 2002 года сын заявителя трагически погиб, в связи с чем А********** Р.Т. вместе с ребенком стали проживать совместно с заявителем по адресу: г. Владивосток, ул. К********** д.65 кв. 137. 12 января 2005 года А********** Р.Т. ушла из дома, затем 04.02.2005 года она вернулась, забрала свои вещи и с того времени больше домой не возвращалась.
В судебном заседании заявитель поддержала заявление, ссылаясь на доводы, изложенные в нем. Пояснила, что она является опекуном внука, несовершеннолетнего А********** А.К., который находится на ее иждивении. После смерти мужа ей материально тяжело содержать внука, она обратилась в суд с указанным заявлением для того, чтобы оформить пенсию ребенку.
Заинтересованное лицо – ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока в судебное заседание не явилось, о дате рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением.
Помощник прокурора ознакомившись с материалами дела не возражает против удовлетворения заявления и признании А********** Р.Т. безвестно отсутствующей, поскольку это непосредственно затрагивает интересы несовершеннолетнего А********** А.К.
Выслушав участников процесса, изучив материал дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Согласно справке УВД по г. Владивостоку от 07.09.2010 года. 03.04.2008 года поступило заявление И********** О.С., о том, что она утратила связь с невесткой А********** Р.Т. 04.02.2005 года, которая ранее проживала по адресу: г. Владивосток, ул. К********** д.65 кв. 137. Данное заявление зарегистрировано в Первореченском РУВД г. Владивостока по журналу КУСП № 739 от 03.04.2008 года. Розыск положительного результата не дал, до настоящего времени местонахождение А********** Р.Т. не установлено.
Из имеющихся в материалах дела ответов на запрос из ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому края, Информационного центра персонифицированного учета ПФР в базе данных персонифицированного учета Приморского края, ПФР данные о регистрации А********** Р****** Т*********** отсутствуют.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ВС № 323754  выданному 23.06.2001 года А********** Р****** Т*********** является матерью А********** А****** К***********.
На основании Распоряжения Территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению Первореченского района ВГО от 11.05.2005 года № 123-О И********** О****** С*********** назначена опекуном несовершеннолетнего А********** А****** К***********.
Свидетель С********** Р.С. в судебном заседании пояснила, что знает заявителя около 10 лет, являются соседями. Проживают на одной лестничной площадке. Ей известно, что заявитель одна воспитывает внука А*****, мать ребенка она вообще никогда не видела, сначала думала, что заявитель является мальчику матерью, потом со слов соседки ей стало известно, что невестка ушла из дома много лет назад, ребенка оставила.
Свидетель К**********Д.К. в судебном заседании пояснил, что знает заявителя, ее внука, так как являются соседями. Также знал ее мужа и сына. Невестку видел раза 3, знает, что сначала сын заявителя, невестка и внук проживали отдельно, после того, как сын заявителя погиб, внук стал проживать вместе с заявителем. Невестка сначала жила с ними, потом лет 6 назад пропала. По данному факту приходил участковый и опрашивал. Сейчас О****** самостоятельно воспитывает внука, где находится невестка ему неизвестно.
В судебном заседании свидетель Я********** Л.Д. пояснила, что знает заявителя на протяжении 17 лет, являются близкими подругами. Знает семью заявителя, ее мужа, сына, внука, несколько раз видела невестку Р******. Знает, что О****** воспитывает внука одна, 8 лет назад погиб сын заявителя, лет 5 назад ее невестка ушла, бросила сына, никогда больше не приходила, не звонила. По Р****** было видно, что она безответственная. А 2 года умер муж заявителя и ее материальное положение значительно ухудшилось, поскольку муж был основным кормильцем в семье, зарабатывал деньги.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения заявителя с требованием о признании А********** Р.Т. безвестно отсутствующей в течение года в месте ее жительства нет сведений о месте ее пребывания.
Признание А********** Р.Т. безвестно отсутствующей необходимо заявителю для оформления пенсии на внука, опекуном которого она является. Следовательно, объявление А********** Р.Т. безвестно отсутствующей непосредственно затрагивает интересы заявителя.
Учитывая изложенное, в соответствии со ст. 42 ГК РФ, суд считает возможным требования заявителя удовлетворить, признать безвестно отсутствующей А********** Р.Т.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-198, 199, 279 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление И********** О****** С*********** удовлетворить.
Признать безвестно отсутствующей А********** Р****** Т***********, 03.06.1973 года рождения, уроженку с. Вольно-Надежденское, Надежденского района, Приморского края.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Приморский краевой суд в течении 10 дней со дня его вынесения через Первореченский районный суд г. Владивостока.
 
 
Председательствующий                                            Марченко О.С.

 

[1] Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964г. // "Свод законов РСФСР", т. 2, с. 7, 1988 г. (утратил силу). [2] Закон СССР от 08.12.1961 "Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик" (вместе с Основами Законодательства). // "Свод законов СССР", т. 2, с. 6, 1990 г. (утратил силу). [3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) //  "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301. [4] Алексеев С.С. Гражданское право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009  // Правовая система «Консультант Плюс». [5]Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, № 46, ст. 4532. [6] Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая, 2-е издание. / Под ред. Степанова С.А. - СПБу. 2010 // Правовая система «Консультант Плюс». [7] Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. № 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" // "Российская газета" от 19.12.1998, № 243.
  [8] Садиков О.Н. Гражданское право Российской Федерации. - М.: ЗАО Юстицин-форм, 2009 // Правовая система «Консультант Плюс». [9] Приказ МВД РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел российской федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях" // "Российская газета" от 12.04.2003, № 71. [10] Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право. Общая и особенная части. Учебник. - М.: КНОРУС, 2009. // Правовая система «Консультант Плюс». [11] Постановление ФАС Уральского округа от 6 января 2004 г. N Ф09-3851/03-ГК. Дело по заявлению о передаче имущества безвестно отсутствующего предпринимателя в доверительное управление направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не указано, каким федеральным законом предусмотрено рассмотрение арбитражным судом дел, связанных с последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим. [12] Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2001 г. N Ф09-102/2001-АК. Акционерное общество может нести ответственность за невыполнение законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени. [13]Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16. [14] Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. - М.: ЗАО Юстицин-форм, 2009. // Правовая система «Консультант Плюс». [15]Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Российская газета", № 152, 10.08.1993. [16]Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340. [17] Гражданское право Российской Федерации.  / Под ред. Карпычева М.В., Хужина А.М. - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2010. // Правовая система «Консультант Плюс». [18]Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3591. [19] Трахтенгерц Л.А. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (постатейный). Части первая - четвертая. - М.: Экзамен, 2010. // Правовая система «Консультант Плюс». [20] Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим // Мировой судья. 2009. № 7. – С. 15-16. [21] Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской федерации (постатейный). / Под ред. Маковского А.Л., Суханова Е.А. - М.: Издательская группа "Юристъ", 2008. // Правовая система «Консультант Плюс». [22] Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная. – М.: ТК Велби, 2010. //  Правовая система «Консультант Плюс». [23]Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ ) // "Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340. [24] Гражданское право. В 4 тома. Том 1 Общая часть 3-е изд. / Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2008. // Правовая система «Консультант Плюс». [25] Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Мировой судья. 2008. № 11. – С. 27-28.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010