рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Правовое государство и гражданское общество

Воронежский Государственный Технический университет

РЕФЕРАТ

Тема: “Правовое государство и

гражданское общество”

Выполнил:

Студентка гр. ЭСХ-011

Калиганов С.А.

Проверила:

Лагунова А.С.

Воронеж

2002 год

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И.Канта. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве.

Правовое государство есть само по себе величайшее достижение цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- реальность прав и свобод личности;

- взаимна ответственность государства и личности;

- разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;

- наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществление законов.

Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Такое государство может базироваться только на государство.

Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона.

Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы.

Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и другие) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обуславливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения.

В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества.

В-четвёртых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы.

Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнёрства, взаимодействия, учёта реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.

С правовым государством неразрывно связано существование гражданского общества. Понятие гражданское общество появилось в ХVII в.

Государство и гражданское общество, по Гегелю, - это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причём лицевой стороной для него является скорее государство.

Особый подход к проблеме гражданского общ5ества прослеживается в марксизме.

У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том. что в таком обществе исчезнет порабощение человека подчинение его разделению труда.

Поэтому с их точки зрения применительно к будущему отношения между государством и обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений институтов, нет там. соответственно, и прав. В подтверждение этого тезиса приводится довод. что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством стёрлись, что государство, по сути дела, вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.

Существует также мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не даёт основания смешивать категорию “общество” как человеческую общность вообще с категорией “гражданское общество”, возникшем на определённом этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым. индивидуального члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

В чём же сущность гражданского общества?

Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индивидов. Это - система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных.

В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, её право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы. В рассмотренном контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае - о её правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т.п., а во втором - о её политических правах. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина.

Отрицательным фактором, превращающим закономерность сближения гражданского общества и правового государства в тенденцию, является, в частности, бюрократия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию, разрабатывать систему противовесов, ограничивающую её влияние.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:

- создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

- формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к потенциальному партнёрству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;

- создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур. ассоциаций.

Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010