рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Основы политических отношений в Республике Беларусь

План работы:

  • Введение
  • 1. Понятие и сущность политической системы Республики Беларусь
  • 2. Государство, как политическая организация общества. Органы государственной власти
  • 3. Негосударственные организации в политических отношениях Беларуси
  • Заключение
  • Список использованных источников
Введение

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества.
Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

1. Понятие и сущность политической системы Республики

Беларусь

Термин «политическая система» был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы». Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует). Конституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную политической системе. В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, однако все они регулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, политический режим, часто -- политические партии, иногда политическую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала объектом изучения как комплексный конституционно-правовой институт.

В конституционном законодательстве не содержится определения политической системы, а в современном обществоведении (преимущественно в политологии) имеются два подхода к этому понятию. Структурно-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) истолковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведение, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических (параполитических) систем, которые не обязательно связаны с государственной властью.

Институциональный подход, представленный, в частности, французской политологией (хотя в последние годы и на нее значительное влияние оказывает американский постбихевиоризм), исходит из существования в любом государственно-организованном обществе одной политической системы, которая связана с государственной властью. Наряду с такими институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим, хотя одни французские политологи отождествляют систему с режимом, а другие истолковывают ее весьма широко, понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. В отечественной литературе политическая система определяется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой (институциональный -- партии, государство и др., нормативный -- политические нормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функциональный -- политический режим, идеологический -- политическая идеология) объединяются в диалектически противоречивое, но целостное образование «вторичными» политическими отношениями -- между звеньями системы («первичные» политические отношения -- это отношения между крупными социальными общностями данной страны). В конечном счете политическая система регулирует производство и распределение социальных благ между различными общностями и личностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

В конституциях стран содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых странах играет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный в политической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты общества. В ряде развивающихся стран политическая власть принадлежит более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося «среднего класса», или узкой группировке (политической элите), которая не связана давлением различных слоев населения и действует в своекорыстных интересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании).

Государственная власть во всех странах осуществляется соответствующими органами государства. Они будут рассмотрены нами ниже.

В научной литературе существует множество классификаций политических систем. Выделяют социалистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистической и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. В демократических системах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным -- ролевая автономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а то и тысячи, например, в Японии, среди них -- мельчайшие), причем разрешаются партии политической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принцип соревновательности, например, в Чехии); признается разделение властей (вместе с принципами сдержек и противовесов и взаимодействия ветвей власти); действует несколько центров принятия решений; признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства; осуществляются основные права человека и гражданина; провозглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существует идеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений; главными методами решения конфликтов служат компромисс и консенсус. Словом, в данной системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, и различные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов власти осуществляется путем свободных выборов.

В условиях авторитарной системы принципы плюрализма и ролевой автономии могут не отрицаться, но на деле они сведены к минимуму. Эти принципы распространяются только на небольшую часть общества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций. Разрешенные партии -- это не подлинная политическая оппозиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутого иногда в конституции, на практике не существует: безраздельно доминирует исполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай) президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения; в конституциях декларируются основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономические права не обеспечены/личные права граждан нарушаются всесильным административным аппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты; существует официальная доминирующая идеология, закрепленная конституцией, хотя за уклонение от нее все же не карают в уголовном порядке; при урегулировании конфликтов компромиссы используются редко, основным методом разрешения противоречий является насилие (на Востоке доминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отношений в парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется в отношении оппозиционной части населения).

Словом, при данной политической системе существуют лишь незначительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, но не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фактически исключена из нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими расправами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться.

В условиях тоталитарной системы ликвидируется даже ограниченный плюрализм, не существует ролевой автономии звеньев политической системы. Создается единая, слитная тотальная организация, связывающая воедино государство, правящую партию, а иногда и другие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решений является верхушка правящей, по существу, единственной легальной партии (иногда разрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящей партии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). В некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм. Общественные организации рассматриваются как «приводные ремни» партии, а государство -- нередко как ее технический аппарат. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единства власти, которую возглавляет фюрер, дуче, каудильо, «пожизненный президент». Иногда он не провозглашен пожизненным и переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляя страной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основные права человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваются законом (например, в соответствии с расистской идеологией режима, как это было в ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осуществляются (расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы, карательная роль всесильных комитетов и министерств государственной безопасности и т.д.). Фактически господствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательная идеология (идея «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание. Тоталитарная система -- это замкнутая, закрытая система. Возможна только нелегальная, подпольная оппозиция, деятельность которой уголовно наказуема; она не может оказать мирное давление на государственную власть, ее лидеров изгоняют из страны и сажают в тюрьмы, психиатрические лечебницы.

Наряду с тремя основными разновидностями политических систем и внутри них существуют другие градации. В некоторых странах действуют полудемократические системы, в других тоталитарные системы существуют в условиях военных режимов (например, Гаити, Нигерия).

2. Государство, как политическая организация общества. Органы

государственной власти

Каждый структурный элемент политической системы -- это субъект общественных отношений, который в зависимости от их содержания занимает то или другое место в организации общества. Из-за отличия в содержании общественных отношений их субъекты -- элементы политической системы -- имеют различную компетенцию.

В юридической литературе установилось единое мнение о том, что государству принадлежит решающее место в политической системе общества. Однако в данном контексте государство следует рассматривать не как совокупность разрозненных властных органов, а как целостный политический институт.

Почему же государство выступает особым звеном в структуре политической системы общества? Почему его роль и место в этой системе нельзя отождествлять, например, с правящей партией или же с другой общественной организацией? По мнению исследователей, особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

Во-первых, выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть -- это главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Следовательно, государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. С деятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.

Во-вторых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств позволяет использовать различные методы принуждения и убеждения.

В-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого.

В-четвертых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене.

В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определения национальной политики. Если государство перестает служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.

Однако история свидетельствует и о том, что занимая решающее место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и все общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарным, фашистским или авторитарным режимом. Поэтому чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.

Что же касается политических систем, основанных на классовом антагонизме, то в них наблюдается сращивание государства и политических организаций господствующих классов, которые действуют сообща. Им же противостоят их классовые и политические противники в лице своих организаций. Разумеется, между этими двумя полюсами имеются промежуточные слои, организации, занимающие нередко противоречивую позицию.

В заключение отметим, "что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими "вещественными придатками" в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти Комаров С.А. Общая теория государства и права. С. 115.".

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственно-властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Государственный орган -- это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Для органа государства характерно то, что он является политической организацией, т.е. наделен государственной властью. Отсюда вытекает наиболее существенный признак государственного органа -- наличие в его распоряжении полномочий государственно-властного характера. Содержание государственно-властных полномочий состоит, во первых, в издании от имени государства юридически обязательных актов, т.е. обязательных для исполнения теми, кому они адресованы; во-вторых, вправе государства на обеспечение реализации принимаемых актов путем применения от имени государства мер воспитания, убеждения и поощрения; в-третьих, в праве органов государства на осуществление от имени государства наблюдения (над вора) за исполнением требований юридических актов.

Характерным является то, что при осуществлении государственно-властных полномочий органы государства в целях защиты изданных ими правовых актов от нарушений в необходимых случаях применяют меры принуждения.

Таким образом, основные признаки органа государства выражаются в следующем:

а) орган государства это звено, часть государственного аппарата Административное право / Под ред. А.П. Коренева. М., 1986. С. 61.;

б) орган государства -- организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный Оболонский А.В. Человек в государственном управлении. М.,1987. С. 130--134.;

в) для органа государства характерно то, что он является организацией политической (наделенной государственной властью);

г) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

д) обладает государственно-властными полномочиями;

е) имеет свою организованную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

ж) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

з) несет ответственность перед государством за свою деятельность.

В действующем законодательстве термины орган государственного управления и орган государства почти совпадают, однако, понятие органа государства более широкое в отличие от понятия: органа государственного управления.

Органы государственного управления (исполнительной власти), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Они осуществляют специфическую по-своему содержанию, формам и методам государственную деятельность -- государственное управление, являясь, таким образом, также органом управления. Каждый орган государственного управления, как и любой другой государственный орган, имеет свою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, или рабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы ведения и полномочия. Их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами права.

Все органы государственной власти обладают правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или ином органе.

3. Негосударственные организации в политических отношениях

Беларуси

На современном этапе в Республике Беларусь идет активный процесс формирования политической системы европейского типа. Свидетельством тому служит утверждение многопартийности, парламента, института президентской власти, принципа разделения властей, введение Конституционного суда, демократической по форме избирательной системы и т.д. Создаются определенные условия функционирования политических институтов, однако их работа пока еще не отмечается эффективностью. Важно также отметить, что участие масс в политике носит плохо организованный характер, политические события нередко происходят стихийно.

Что же не позволяет новым институтам власти и структурам политической системы эффективно работать? По мнению политологов, причина кроется в том, что в республике еще не созданы социокультурные предпосылки политики, отсутствует необходимая политическая культура и с этим нельзя не согласиться.

Политическая культура, складываясь под влиянием многогранной социальной и политической практики, дает знание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношения человека к окружающей среде и политической жизни, способствует пониманию цели и содержания политики государства. Политическая культура способствует как единению, так и разъединению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации. В этом заключается ее интегративная функция в обществе.

На функционирование политической системы слабое влияние оказывает политическое сознание, которое выражается в восприятии и осознании политических интересов и идей личностью, социальной группой, обществом в целом. Можно сказать, что на сегодняшний день в Республике Беларусь оно не стало активным началом в политике. А ведь политическое сознание людей должно опережать политическую практику, прогнозировать развитие событий. "Если же политическое сознание отражает социальную действительность в искаженном виде и если действующий субъект не считается с законами общественной жизни, а руководствуется только субъективными позициями и произвольными решениями, то это приведет к волюнтаризму.

Наши граждане, участвуя в выборах, не могут выбрать не только программу, отвечающую их интересам, но и определить свои интересы. Ими движут преимущественно политические инстинкты" Коновалов В. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития" (г.Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994. 4.1. С.92-93.

Выход повышения уровня политического сознания и политической культуры политологи видят в расширении базы политического образования и просвещения.

Характеризуя политическую систему белорусского общества с правовой точки зрения, следует подчеркнуть, что в нее входят, во-первых, те структурные элементы, которые обладают властными полномочиями, и, во-вторых, те субъекты права, которые способны участвовать в определении содержания политики и в ее осуществлении. Под властью в этом случае мы понимаем непосредственную возможность структурного звена политической системы устанавливать общеобязательные нормы поведения и способствовать проведению их в жизнь.

Исходя из изложенных критериев и анализа действующего в настоящее время в Беларуси законодательства, в политическую систему нашей страны следует включать: суверенное государство Республики Беларусь, народ Республики Беларусь, нации и народности, проживающие на ее территории, органы государственной власти и управления любого уровня, население административно-территориальных единиц, общественные объединения и движения, граждан, трудовые коллективы Матусевiч А.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб. дапаможнiшк. Мн., 1995. С.74.

Вполне очевидно, что возможности перечисленных субъектов в политической системе общества различные. Поэтому для эффективности функционирования политической системы следует обратить серьезное внимание на научную разработку принципов взаимодействия ее элементов.

Проблема постоянного совершенствования взаимодействия субъектов политической системы в демократических государствах существовала и существует постоянно. Для Беларуси, в которой противостояние в обществе весьма заметно, она во многом должна сводиться к определению юридической значимости общественного мнения, способов его выявления и нахождения уровней, на которых это мнение должно или учитываться, или обязательно реализовываться.

В качестве примера можно обратиться к практике проведения митингов и демонстраций, "урожай" на которых был особенным в последние годы. Как правило, на всех многочисленных митингах обсуждались наиболее острые проблемы современного состояния белорусского общества. Однако юридическая значимость этих обсуждений практически равна нулю. Дело в том, что законодательством республики не предусмотрена необходимость рассмотрения соответствующим властным органом, обсуждаемых на митинге вопросов, обращений и резолюций с последующим ответом на них гражданам Беларуси через средства массовой информации, юридически не предусмотрено приглашение и обязательное участие в митинге представителей органов, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам. Последнее снижает уровень выявления общественного мнения (воли граждан) и учета его в политической деятельности. А это, как следствие, не способствует созданию условий для разрешения конфликтных ситуаций между законодательно закрепленным общественным интересом и реальной волей тех или иных общностей, отдельных граждан.

Для недемократических режимов характерно преобладание государственных интересов и ограничение прав и интересов граждан. Демократическое государство становится выразителем воли большинства, его цель -- обеспечение прав и свобод граждан, создание условий для свободного и прогрессивного развития общества.

Однако в Беларуси, провозглашенной демократическим, социальным, правовым государством, практически нет механизмов, обеспечивающих выявление воли граждан, и поэтому любое решение государственных органов якобы отражает волю народа.

Известно, что демократия в Беларуси основана на непосредственных формах (референдум, выборы) и представительных (избрание депутатов). Практика же свидетельствует, что роль белорусских граждан, народа сводится лишь к формированию органов власти, "которые с момента избрания работают в полном отрыве от населения Матусевич А.В. Совершенствование механизма взаимодействия элементов политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Матер, междунар. науч. конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития" (г. Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994. 4.1. С.31.". Таким образом, можно согласиться с мнением известного специалиста в области изучения проблем развития политической системы белорусского общества доктора юридических наук А.В. Матусевича, который утверждает, что в стране сложилась ситуация "параллельных миров": государство не выявляет волю людей и, как следствие, не руководствуется ею, однако демагогически и декларативно выступает от его имени.

В контексте сказанного следует особое внимание обращать на такой важнейший элемент политических отношений, как гражданин Республики Беларусь. В конечном итоге именно от позиции людей зависит результат любого решения, а негативное отношение всех граждан к органам власти невозможно преодолеть ни принуждением, ни обещанием. Более того, сила народа может быть чувствительной даже в его бездействии.

Аналогично обстоит дело и в части взаимодействия государства с другими элементами политической системы, в том числе с общественными объединениями.

Нельзя не согласиться с политологами, которые утверждают, что в ближайшее время судьба белорусской многопартийности будет определяться двумя основными факторами. Во-первых, часть партий, не имеющих под собой социальной базы, которые создавались "под личность", еще некоторое время будут существовать в зародышевом состоянии, однако с течением времени окончательно отомрут по причине ненадобности. Этот процесс уже просматривается сейчас. Второй путь -- объединение.

Однако многопартийность в Беларуси все же имеет реальную почву. Она обусловлена, прежде всего, многоукладностью экономики, существованием и развитием различных форм собственности и связанными с ними различными экономическими интересами людей. Кроме того, значительно отличаются социальная, национальная и региональная структура общества, мировоззренческие позиции различных слоев и групп населения. Пытаться выразить все это многоголосие в политике одной партии -- задача не из легких. Только многопартийность создает возможность для плюрализма и борьбы мнений, что способствует выработке демократических, обоснованных решений и соответствующих акций.

Нормы законодательства, созданные в последние годы, в основном обеспечили независимость государственных органов от общественных объединений и движений, не создав механизма постоянного взаимодействия с ними.

Отсюда становится ясно, что проблемы с организацией, преобразованием, объединениями и расколами в партийной среде будут сохраняться до того времени, пока такое положение будет выгодно государству, пока оно будет подчинять деятельность партий собственной регламентации, а не естественным законам развития демократического общества.

Не последнюю роль в этом играет и отношение к партиям государственной элиты.

К сожалению, как видим, в стране пока не все политики желают осознавать, что партии являются неотъемлемым и весьма важным субъектом политической системы государства. Партии призваны выступать посредником между различными группами и социальными слоями граждан, быть механизмом общественного демократического управления государством. Только в этом случае стихийная борьба за государственную власть и ее использование получит законный характер и станет упорядоченной и организованной.

Вместе с тем в Конституции закреплено положение о том, что "демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений", "политические партии, другие общественные объединения... способствуют выявлению и высказыванию политической воли граждан, участвуют в выборах". Однако реализация этих норм осуществлена не полностью. Важнейшей проблемой является создание механизмов социального партнерства, взаимодействия не только между ветвями власти, но и властей со всеми другими субъектами политической системы Беларуси.

Таким образом, анализ состояния политической системы Беларуси позволяет сделать некоторые выводы и обобщения.

Во-первых, воля общественных объединений в политической системе общества должна сводится к следующему: общественные объединения создаются по инициативе граждан и функционируют во взаимодействии с государством для обеспечения плюрализма мнений в политической системе, представляя их различные интересы и требования; участвовать в формировании органов государственной власти, в процедурах принятия управленческих решений; самостоятельно организовывать свою деятельность в формах, определенных законодательством.

Во-вторых, для осуществления своей роли общественным объединениям необходимо: право объединений участвовать на любом уровне государственных структур в рассмотрении вопросов, отражающих их уставные цели и задачи; обязательность официального рассмотрения предложений и обращений общественных организаций; право обращений общественных организаций в судебные органы, в том числе Конституционный суд; необходим институт недепутатского представительства в органах государственной власти от общественных организаций с правом совещательного голоса; право на любую информацию, исходя из содержания целей и задач объединений и др.

Решение в правовом порядке поставленных вопросов позволит в определенной степени перейти к рациональному сотрудничеству вместо конфронтации между государством и общественными организациями.

В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.

Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.

Однако мы должны отметить, что Беларусь является многоконфессийным государством.

Следовательно, связь государства с религиозными организациями имеет определенную специфику. Религиозные организации не решают государственных функций, однако имеют право участвовать в общественной жизни и использовать наравне с другими общественными организациями средства массовой информации. Кроме этого, религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и других объединений, которые ставят политические цели, не оказывать им финансовой и другой поддержки.

В местах богослужений не разрешается использование государственной символики, проведение собраний и митингов, а также других мероприятий политического характера.

Заключение

Таким образом, даже схематическое рассмотрение некоторых аспектов развития политической системы белорусского общества позволяет сделать определенные наблюдения и обобщения.

Во-первых, сегодня нужна не констатация всеобщей политизации народных масс, быстро снижающегося жизненного уровня народа, формирования качественно нового уровня гласности, плюрализма, многопартийности и т.д., а нужны аналитические материалы, раскрывающие причины негативных процессов, происходящих в обществе, практические рекомендации по их преодолению, разрешению конфликтов и противоречий.

Во-вторых, важно отметить, что политическая система развивается, и доминирующие тенденции этого процесса должны быть направлены на формирование основ правового государства, становление гражданского общества, демократизацию всех звеньев политической системы, что частично нашло и должно в последующем найти отражение в республиканском законодательстве.

В-третьих, к факторам, сдерживающим процесс развития политической системы, следует отнести то, что в нашем обществе не выкристализовались главные политические силы в лице авторитетных политических партий; политического веса в обществе большинство из них не имеет.

В-четвертых, не сформировалась социальная основа демократии в лице среднего класса с его политической субкультурой, традициями и типом личности, не создано гражданское общество.

Только с учетом критического усвоения теоретического политико-правового наследия, политического, законотворческого опыта, традиций народа возможно становление и развитие политической системы, ее функционирование в новых исторических условиях.

Стабильность демократического функционирования политической системы белорусского общества может гарантироваться только в том случае, если она будет основана на политической культуре компромисса. Главное - найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтные ситуации.

Список использованных источников

1. Административное право./под ред. Д.А. Гавриленко. Мн., 2002.

2. Административное право / Под ред. А.П. Коренева. М., 1986.

3. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. Социальные основы политических систем. М.,1991

4. Борисов В.К. Теория политической системы. СПН., 1992.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995.

6. Коновалов В. Некоторые проблемы становления политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Мат. междунар. науч. Конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы ёеразвития" (г.Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.

7. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. /отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996.

8. Матусевiч А.В. Дзяржава у палiтычнай сicтэме //Асновы тэорыi дзяржавы: Вучэб. дапаможнiшк. Мн., 1995.

9. Матусевич А.В. Совершенствование механизма взаимодействия элементов политической системы в Республике Беларусь //Куда идет Беларусь?: Матер, междунар. науч. конф. "Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития" (г. Минск, 26-27 мая 1994 г.). В 2 ч. Мн., 1994.

10. Оболонский А.В. Человек в государственном управлении. М., 1987.

11. Основы теории политических систем.М., 1985.

12. Общая теория государства и права. /под общ. ред. А.Ф. Вишневского. Мн., 2000.

13. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, М.: Мысль, 2000.

14. Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государство и право. 1995.

15. Фарукшин М.Л. Политическая система общества. СПН., 1991.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010