рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Общая характеристика правового регулирования использования земель юридическими лицами в Республики Беларусь

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое регулирование использования земель юриди-ческими лицами имеет важное значение в связи со значи-тельным увеличением числа субъектов хозяйственной дея-тельности. В действующем законодательстве сложилась новая структура юридических лиц. Постоянно растущей областью экономики Республики Беларусь становится предпринимательство. Частный бизнес связан не только с использованием механизмов гражданского законодательст-ва. Проводимые в Республике Беларусь процессы настоя-тельно ставят задачу дальнейшего развития правовых форм использования земли для предпринимательства и развития законодательства в этой сфере.

Если раньше использование юридическими лицами не-движимости осуществлялось, главным образом, на основе договоров аренды, то в настоящее время наметилась тен-денция использовать заработанные средства для постройки собственных зданий и сооружений, объектов производст-венного и иного назначения. Для успешного ведения биз-неса юридические лица должны активно обустраивать ста-рые здания под офисы, проектировать и строить торговые и другие объекты. Все это увеличивает потребность в зе-мельных участках, используемых для предприниматель-ских и иных целей юридическими лицами, что и обуслов-ливает необходимость развития земельного законодатель-ства в отношении данных субъектов.

Юридические лица нередко создают филиалы и пред-ставительства, что усложняет их деятельность, внутрен-нюю организацию, создает новые права на земельные уча-стки. Вместе с тем реформирование земельно-правовой системы в отношении юридических лиц осуществляется крайне медленно. Земельный правопорядок по-прежнему базируется в основном на государственной собственности на землю, усложненном порядке отвода земель юридиче-ским и физическим лицам. Отсутствие земельного оборота, неблагоприятные условия для инвестиций приводят к зна-чительному сдерживанию перехода к новой земельно-правовой системе.

Предпринимательство крайне нуждается в материаль-ной основе в виде земельного участка, а также в земельно-правовых актах. В то же время в Республике Беларусь от-сутствует целостная система законодательного регулирова-ния отношений, возникающих в связи с использованием земель для предпринимательской деятельности юридиче-скими лицами.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера-тивном управлении обособленное имущество, несет само-стоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридиче-ское лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету (ст. 44 ГК).

Правовое регулирование земельных отношений с уча-стием юридических лиц осуществляется на основе Консти-туции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о земле 1999 г., Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собствен-ников), которое утверждено Указом Президента Республи-ки Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 81, постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. «О порядке изъятия и предоставления земельных участ-ков», изданных в соответствии с ними иных нормативных актов. При разрешении споров, связанных с предоставле-нием и использованием земель юридическими лицами, сле-дует руководствоваться постановлением Пленума Верхов-ного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного зако-нодательства».

Действующее гражданское законодательство перечис-ляет основные виды юридических лиц:

¦ акционерные общества;

общества с ограниченной и дополнительной ответ-ственностью;

производственные и потребительские кооперативы;

государственные предприятия;

¦ иные юридические лица и их объединения. Новый Гражданский кодекс регулирует деятельность

также хозяйственных товариществ:

полного,

коммандитного,

простого.

Основные их отличия в правовом положении заключа-ются в объеме прав участников и учредителей юридическо-го лица на имущество, их имущественной ответственности по долгам юридического лица, участии в производственной деятельности и ряде иных. Важное значение для граждан-ского законодательства и практики имеет деление юриди-ческих лиц на коммерческие и некоммерческие организа-ции. Основной целью коммерческой организации является получение прибыли и (или) распределение полученной прибыли между участниками.

Некоммерческие организации такой цели в качестве ос-новной не имеют и не распределяют эту прибыль между своими членами.

Юридические лица обладают наряду с гражданской зе-мельной правоспособностью. Для характеристики юриди-ческого лица как субъекта земельных отношений имеет значение сфера его деятельности. Существенно разнится статус сельскохозяйственных и несельскохозяйственных юридических лиц.

Аграрное предпринимательство непосредственно свя-зано с использованием земли как основного средства про-изводства. Оно немыслимо без свободы выбора форм соб-ственности и форм хозяйствования на земле как в уже дей-ствующих колхозах, совхозах, других сельскохозяйствен-ных предприятиях, так и при их реорганизации и учрежде-нии иных форм хозяйствования.

Юридическое лицо обладает гражданской правоспособ-ностью в соответствии с установленными целями его дея-тельности.

Действующее законодательство Республики Беларусь закрепляет следующие формы использования земель юри-дическими лицами:

а) право частной собственности;

б) право постоянного пользования;

в) право временного пользования;

г) аренда земли;

д) земельные сервитуты.

Юридические лица могут быть собственниками и поль-зователями земель самого разного назначения. Так, юриди-ческим лицам Республики Беларусь, в том числе предпри-ятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объ-ектов государственной собственности.

Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Земельные участки также могут передаваться в собст-венность юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов. Решение о пе-редаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь в данных случаях принимается Президентом Республики Беларусь. Причем передача дан-ных земельных участков в собственность осуществляется за плату.

В собственность юридических лиц (их собственников) не передаются земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, передача которых в собственность законодательством не предусмотрена, а также земельные участки, являющиеся объектами земельного спора. Статьей 38 Кодекса о земле 1999 г. установлен перечень земель, не подлежащих передаче в частную собственность. Среди них -земли общего пользования; земли транспорта и связи; зем-ли, предоставленные для нужд обороны; земли заповедни-ков, национальных парков, мемориальных и дендрологиче-ских парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры; земли оздоровительного, рекреа-ционного и историко-культурного назначения; земли лес-ного и водного фонда и некоторые другие земельные уча-стки.

Право собственности на землю юридического лица и право постоянного пользования землей удостоверяются соответствующим исполнительным и распорядительным органом с последующей выдачей государственного акта на земельный участок.

Право пользования и право частной собственности на земельный участок возникает с момента получения госу-дарственного акта. В отдельных случаях по ходатайству землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган может разрешить использование этих земель до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на мест-ности).

Право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) удостоверяется свидетельством на право временного пользования землей.

Принципиальным вопросом, требующим пристального внимания, является приобретение прав на земельные уча-стки при приватизации объектов государственной собст-венности. В соответствии с законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и рядом других за-конодательных актов существует особый порядок привати-зации следующих объектов республиканской собственно-сти:

предприятий, цехов, производств, иных подразде-лений предприятий, выделяемых в самостоятельные пред-приятия;

зданий, сооружений, объектов незавершенного производства и строительства.

Порядок оформления сделок и права собственности при приватизации этих объектов установлен специальными нормативными актами. Право собственности на объекты при их приватизации оформляется специальным свидетель-ством.

Юридическое лицо, приватизировавшее объект произ-водственного назначения или объект по оказанию услуг, может приобретать земельный участок для его эксплуата-ции в собственность. В этих случаях юридические лица по-дают ходатайство в районные (городские) исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения земель-ного участка. К ходатайству прилагаются: копия решения о предоставлении земельного участка в постоянное или вре-менное пользование (по земельному участку, переданному в аренду, - договор аренды); копия устава юридического лица (его собственника); свидетельство о праве собствен-ности на приватизированный объект; документы, подтвер-ждающие источники финансирования юридического лица (его собственника) на момент подачи ходатайства; план размещения зданий и сооружений на земельном участке; иные документы, необходимые для решения вопроса о пе-редаче земельного участка в собственность.

Районный исполнительный и распорядительный орган' регистрирует поданное юридическим лицом (его собствен-ником) ходатайство и создает комиссию для подготовки материалов по передаче земельного участка в собствен-ность. После обследования земельного участка и составле-ния комиссией акта, оформления других материалов рай-онный (городской) исполнительный и распорядительный орган в месячный срок рассматривает эти документы и вместе с обзорной схемой расположения земельного участ-ка и своим заключением представляет их соответствующе-му облисполкому, а Минский горисполком - Комзему. За-ключение облисполкома по передаче земельного участка в собственность юридического лица (его собственника) на-правляется Комзему, а последний готовит предложения Совету Министров Республики Беларусь, который затем в установленном порядке выносит их на рассмотрение Пре-зидента Республики Беларусь.

Цена земельного участка, в отношении которого подано ходатайство, определяется исходя из качества земли, ме-стоположения участка и должна быть не ниже нормативной цены на землю, установленной законодательством Респуб-лики Беларусь.

Плата за земельный участок, передаваемый в собствен-ность юридического лица (его собственника), должна быть внесена не позднее месячного срока со дня вступления в силу решения Президента Республики Беларусь о передаче участка в собственность.

Юридические лица, которые приобрели землю в собст-венность, в соответствии с целевым назначением земли имеют право:

¦ самостоятельно хозяйствовать на этой земле;

¦ использовать земельные участки в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

собственности на посевы, посадки сельскохозяйст-венных культур и насаждений, произведенную сельскохо-зяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспростра-ненные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

возводить в установленном порядке жилые, произ-водственные, культурно-бытовые и иные строения и со-оружения;

в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды, другие водоемы;

в случае изъятия земельного участка или добро-вольного отказа от него получить полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли;

передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь;

добровольно отказаться от земельного участка;

сдавать земельный участок в залог, аренду, переда-вать его в порядке правопреемства, а также во временное пользование в соответствии с земельным законодательст-вом Республики Беларусь.

Юридические лица Республики Беларусь, в том числе и предприятия с иностранными инвестициями, которые при-обрели землю в собственность, обязаны:

обеспечить использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их пре-доставления;

эффективно использовать предоставленные им зе-мельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;

осуществлять предусмотренные законодательством мероприятия по охране земель;

своевременно вносить плату за земельные участки;

не нарушать права других земельных землепользо-вателей, землевладельцев и собственников земельных уча-стков, а также арендаторов земельных участков;

¦ в установленном порядке обеспечивать предостав- ление земельного сервитута.

Одной из особенностей земельного законодательства Рес-публики Беларусь, как и Российской Федерации, является то, что совокупность прав и обязанностей на землю юридических лиц зависит от их правового статуса и цели, для которой пре-доставлены земельные участки. Поэтому организация или предприятие как юридическое лицо должны четко представ-лять свое правовое положение в земельных отношениях, в первую очередь свою организационно-правовую форму и це-ли, для которых отведен земельный участок.

Право собственности юридических лиц на земельный участок (его часть) прекращается путем передачи земель-ного участка (его части) в собственность Республики Бела-русь в случаях добровольного отчуждения земельного уча-стка сельскому (поселковому), городскому (городов обла-стного подчинения и города Минска), районному исполни-тельному и распорядительному органу, ликвидации в уста-новленном порядке юридического лица Республики Бела-русь, которому был передан земельный участок в собствен-ность, принудительного изъятия земельного участка, а так-же в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Кроме того, в случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства банк-залогодержатель имеет право от имени залогодержателя реализовать земельный участок (при условии сохранения его целевого назначения) как исполнительному и распоря-дительному органу, так и физическому или иному юриди-ческому лицу, которое может быть собственником такого участка.

Основания и порядок прекращения права пользования земельным участком названы ст. 49 и 50 Кодекса о земле. Среди них:

истечение срока, на который был предоставлен зе-мельный участок;

прекращение деятельности юридического лица;

использование земельного участка не по целевому назначению;

систематическое невыполнение мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли;

¦ систематическое невнесение земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь, и ряд других.

Среди проблем, связанных с правовым регулированием использования земель для юридических лиц, одной из ос-новных является проблема об упрощении порядка предос-тавления земельных участков и ускорении предоставления земель для этих целей. Если фирма или частный инвестор хотят построить для предпринимательских целей тот или иной объект, они должны обеспечить надежное финанси-рование. Вопросы же отвода земель для предприниматель-ских целей юридическим лицам могут быть разрешены на локальном уровне - в соответствующих земельных распо-рядках городов, положениях о предоставлении и изъятии земельных участков, разработанных органами местного управления на соответствующей территории.

В настоящее время видится ряд правовых проблем, влияющих на развитие земельно-правового статуса юриди-ческих лиц. Одна из них состоит в необходимости юридического закрепления стабильности земельных отношений с участием юридических лиц. Пока предприятия и предпри-ниматели не будут уверены в устойчивости своего положе-ния, они не будут заинтересованы и в организации рацио-нального использования земли. Вместе с тем в Республике Беларусь до сего времени нет Закона о кооперации, а тем более о сельскохозяйственной кооперации, что приводит к несовершенству правового статуса предприятий в сельском хозяйстве. Принятие этого закона упорядочило бы органи-зационно-правовые формы хозяйствования в сфере сель-скохозяйственного предпринимательства. В Земельном ко-дексе Республики Беларусь должна быть предусмотрена такая цель использования земель, как предпринимательст-во, следует закрепить и земельно-правовой статус предпри-нимателей.

Вторая проблема связана с исполнением действующего законодательства и осуществлением государственного кон-троля за использованием земель юридическими лицами. Главное - в выполнении принятых законов и подзаконных актов в отношении юридических лиц, обеспечении режима законности в области земельных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010