рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Международно-правовые основы авторского права

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

1. Понятие интеллектуальной собственности

2. Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Бернская конвенция (1886 г.) - старейший источник авторского права

2. Дальнейшее совершенствование международного авторского права

3. Международно-правовая охрана смежных прав

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Авторское право - часть национального гражданского права и раздел международного частного права, регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это, прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. По российскому законодательству и в ряде других стран охраняется в течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставлено фирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь (срок службы) авторского права может быть существенно короче, чем предусматривается законодательством.

Авторское право первоначально принадлежит на установленный законом срок автору (соавторам). Лишь на некоторые произведения, в том числе научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания в целом, оно закреплено за юридическими лицами бессрочно.

Определенные авторские права переходят к наследникам автора, отдельные правомочия могут приобретаться юридическими лицами по авторскому договору. Лица, имеющие производные авторские права, называются правопреемниками автора.

В установленных законом случаях авторское право переходит к государству (например, на произведения, объявленные достоянием государства после истечения срока действия авторского права, а также в случае выкупа последнего).

Переводчики, составители сборников, инсценировщики и другие лица, творчески обработавшие чужие произведения, пользуются авторским правом на результаты такого рода творчества.

Авторское право состоит из ряда правомочий, причем некоторые из них (право авторства, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения) не переходят по наследству или по договору. Право на вознаграждение за использование произведения переходит только к наследникам автора. Права на опубликование, воспроизведение, распространение и перевод на другие языки наследуются и могут быть в том или ином объеме приобретены по договору.

Защита нарушенных прав автора и его правопреемников осуществляется в судебном порядке с помощью исков о восстановлении права (например, путем публикации в печати об авторстве, внесения исправлений), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения, а также о возмещении причиненных убытков.

Цель представленной работы изучить следующие вопросы:

1. Понятие международного авторского права.

2. Основные особенности этой отрасли права и его эволюция.

Тема, рассматриваемая в работе, чрезвычайно актуальна. Ее актуальность возрастает с открытием общества, его демократизацией и рыночными отношениями.

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

1.1 Понятие интеллектуальной собственности

Правовое закрепление понятия "интеллектуальная собственность" дается в Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности 1967г. участником которой является Российская Федерация.

Согласно ст.2 Конвенции 1967г., интеллектуальная собственность -- это:

-- литературные, художественные и научные произведения;

-- исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;

-- изобретения во всех сферах человеческой деятельности;

-- научные открытия;

-- промышленные образцы;

-- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, а также другие объекты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Как видно из приведенного перечня, не существует какого-то определенного числа или категорий объектов, которые бы относились к интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что процесс развития науки, техники, искусства не может иметь завершенный характер, а, следовательно, постоянно расширяется круг объектов, охватываемых понятием "интеллектуальная собственность".

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности. Общим, объединяющим различные виды интеллектуальной собственности является то. что все они относятся к результатам творческой деятельности.

Само понятие "интеллектуальная собственность", несмотря на его закрепление в международной Конвенции, используется достаточно условно. В литературе часто обращается внимание на его неточность. Дело в том, что институт права собственности раскрывают три правомочия -- владение, пользование и распоряжение каким-либо овеществленным предметом. Нарушение любого из указанных правомочий собственника влечет за собой ответственность со стороны нарушителя.

В случае с интеллектуальной собственностью классические три элемента права собственности не могут охарактеризовать права автора или изобретателя на результаты их деятельности. Так, например, нарушение авторского права может иметь место в случае, когда книга, в которой опубликовано произведение, является "целой и невредимой" и не изымается у автора (т.е. не выбывает из его владения, пользования или распоряжения). Однако права автора при этом все равно нарушаются.

Использование понятия "интеллектуальная собственность" является условным, потому что основной объект права собственности -- вещь -- в данном случае не представляет интереса.

Объектом "посягательства" на интеллектуальную собственность является не вещественная форма, а содержание результатов творческой деятельности. Так, например, защите подлежат не книги, не сборники документов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая наряду с официальным печатным изданием может быть выражена в черновиках или отдельных записях автора.

В подтверждение можно привести такой пример. Адвокат по материалам одного из дел, в котором он принимал участие, написал статью, не успев её опубликовать. Коллега, которому была передана копия рукописи, отдает её в печать, не получив предварительного согласия автора (или вообще публикуя статью под своим собственным именем. Что получается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор может осуществлять фактическое пользование, владение и распоряжение рукописью, но, несмотря на это, права его уже нарушаются.

Так сложилось исторически: считалось, что только право собственности может защитить результаты творческой деятельности. Именно поэтому наряду с существованием классического понятия права собственности появилось другое понятие -- "интеллектуальная собственность".

Общим для этих двух понятий является то, что и вещное право (право собственности), и интеллектуальная собственность относятся к категории абсолютных прав: праву собственника соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения прав собственника. Любое лицо, нарушающее права авторов, изобретателей или исполнителей произведений, будет привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. При этом пределы и основания ответственности устанавливаются в национальном законодательстве каждого государства.

1.2 Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

Права на интеллектуальную собственность (далее -- интеллектуальные права), обладают рядом особенностей по сравнению с вещными правами.

В юридической литературе в качестве основной особенности интеллектуальных прав, включая авторские, изобретательские и смежные права, указывается на отсутствие экстерриториального действия этих прав.

Отсутствие экстерриториального действия (или территориальный характер) интеллектуальных прав заключается в том, что лицо, опубликовавшее произведение (или запатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметь защиту на территории только этого государства. Для признания авторских и изобретательских прав в других государствах, авторы или изобретатели должны повторно "заявлять" о своих правах: либо путем издания книги (для защиты авторского права), либо путем получения нового патента (для защиты изобретательского права) на территории соответствующего иностранного государства.

В настоящее время такой необходимости в "дублировании" своих действий у авторов и изобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского и изобретательского права принято достаточно много международных конвенций, позволяющих преодолевать "барьер" территориальности. Первоначально на региональном, а впоследствии и на универсальном уровне были приняты международные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признании государствами-участниками интеллектуальных прав граждан этих государств.

Помимо территориального характера, интеллектуальные права имеют пял других особенностей. К ним относятся:

-- ограниченный срок защиты;

-- специфическое содержание;

-- особый порядок передачи;

-- неотчуждаемость исключительных авторских прав;

-- качественный состав субъектов.

Остановимся подробнее на рассмотрении отмеченных особенностей, перечень которых нельзя считать исчерпывающим.

* Срок охраны интеллектуальных прав означает, что права автора защищаются на протяжении всей жизни автора и, например, в течение 50 лет (как установлено в законодательстве большинства государств) после его смерти. Следует отметить, что в законодательстве каждого государства срок охраны устанавливается по-разному. Так, например, в Германии этот срок ограничен всей жизнью автора и 70 годами после его смерти, в России, Англии, Франции, США -- всей жизнью автора и 50 годами после его смерти.

* Особенность объекта авторского права (результат творческого труда) накладывает отпечаток и на содержание тех прав, которыми пользуются авторы и изобретатели. Содержание интеллектуальных прав составляет имущественные и личные неимущественные права.

К имущественным правам относятся: право на вознаграждение, право на публичное исполнение произведения, право на его перевод, право на переработку или на распространение произведения; право на получение патента, право на использование охраняемых патентом изобретений (или других объектов промышленной собственности) и некоторые другие права.

К личным неимущественным правам относятся: право признаваться автором произведения, изобретения (или любых других объектов интеллектуальной собственности) -- право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту произведения и т.п.

Рассматривая имущественные и личные неимущественные права, следует обратить внимание на то, что в законодательстве каждого государства установлены свои виды авторских прав и определены те виды деятельности, результаты которой рассматриваются как интеллектуальная собственность.

В качестве примера можно назвать Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" 1993г., в ст. 7 которого перечислены объекты авторского права. Помимо распространенных литературных, драматических и музыкальных произведений, к объектам авторского права российский закон относит фотографические произведения, географические карты, эскизы, пантомиму, пластические, хореографические и другие произведения. Указание "другие произведения" означает, что перечень объектов авторского права не является исчерпывающим.

* Передача интеллектуальных прав осуществляется путем заключения специальных договоров: авторских договоров о передаче исключительных или неисключительных прав -- при передаче авторских прав; и лицензионных договоров -- при передаче изобретательских прав (прав на объекты промышленной собственности).

* Неотчуждаемость интеллектуальных прав относится к личным неимущественным правам автора. В законодательстве некоторых государств личные неимущественные права именуются и рассматриваются как моральные права. В случае, если авторское право передано по договору, то личные неимущественные (или моральные) права не передаются. Это значит, что в случае нарушения, например, права на имя (т.е. использование произведения без указания автора) автор может обратиться с иском в суд о защите права авторства, даже если он заключил договор и передал свои имущественные права издательству.

Говоря о неотчуждаемости личных неимущественных прав, необходимо указать на то, что эти права являются бессрочными. Все ранее сказанное об ограничении срока защиты интеллектуальных прав имеет отношение только к охране имущественных прав.

* Особенностью субъектного состава правоотношений в области интеллектуальной собственности является то, что в качестве авторов некоторых видов интеллектуальной собственности: произведений искусства, науки, литературы, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фонограмм исполнений (смежных прав) признаются только физические липа, творческим трудом которых созданы эти произведения или объекты промышленной собственности.

Однако сказанное ни в коей мере не означает, что субъектами правоотношений в области интеллектуальной собственности могут быть вообще только физические лица. Так, например, автор изобретения может уступить полученный патент на своё изобретение любому юридическому лицу, которое становится патентообладателем. В соответствии с российским законодательством подобная передача должна оформляться специальным договором об уступке патента, который считается действительным при регистрации его в Патентном ведомстве (ст. 10 Патентного закона Российской Федерации 1992г.).

Необходимо отметить, что для некоторых объектов интеллектуальной собственности право авторства вообще не устанавливается. Это касается товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Так, например, согласно ст.2 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992г., товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Различают две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма как результат творческой деятельности охраняется с помощью авторского права, существо -- посредством патентного права. Соответственно говорят о двух системах охраны -- фактологической (в авторском праве) и регистрационной (в патентном праве)1. В первом случае правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения (произведение обособляет самое себя), во втором случае необходимы специальные действия по обособлению результата, его регистрация.

Высказывается мнение о наличии еще одной -- третьей по счету -- системы охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящейся к секретам производства -- "ноу-хау". Хотя охрана в этом случае и распространяется на содержание объекта, но осуществляется она без регистрации. Признается также существование в рамках фактологической системы промежуточной, "факторегистрационной" подсистемы (например, регистрация программ для ЭВМ).

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1 Бернская конвенция (1886 г.) - старейший источник авторского права

Вопрос о том, что входит в содержание интеллектуальной собственности, решается не всегда одинаково: одни понимают под интеллектуальной собственностью все результаты творческой деятельности, другие рассматривают промышленную собственность отдельно, не включая её в состав интеллектуальной. Однако, учитывая, что интеллектуальная собственность получила конвенционное закрепление в Стокгольмской конвенции 1967г., будем включать в содержание интеллектуальной собственности три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленную собственность.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации, регулирование правоотношений, осложненных "иностранным элементом", в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, то есть посредством международно-правовых норм.

Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в области интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, обусловлено территориальным характером интеллектуальных прав.

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом "монументальности" действия международных норм: в 1986 году был отмечен 100-летний юбилей со дня принятия Бернской конвенции. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входит и Российская Федерация, являются 55 государств.

Редакция Бернской конвенции за более чем вековую продолжительность существования Конвенции претерпела неоднократные изменения.

В последующие годы было проведено 7 конференций, на которых вносились соответствующие изменения в текст Бернской конвенции. Не случайно при опубликовании Конвенции в сборниках документов дается ссылка на Римский, Парижский, Брюссельский, Стокгольмский и другие Акты -- по наименованию городов, где проходили конференции, посвященные пересмотру Конвенции.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971г.

Прежде чем перейти к анализу основных положений Парижского Акта, следует вернуться к 1886 году, когда была принята сама Конвенция, направленная на решение, по существу, единственной, но очень важной задачи -- обеспечение охраны авторских прав граждан различных государств.

Государства-участники (а в 1886 г. участниками Конвенции было всего 10 государств), принимая Конвенцию, не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись, во-первых, закрепление принципа национального режима, а во-вторых, предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Первая конференция по пересмотру Бернской конвенции состоялась в 1896 году в Париже. В новом тексте Конвенции, именуемом Парижским Актом 1896г., было закреплено понятие "публикация"; отменено существовавшее ранее ограничение 10 годами права автора на перевод (отныне авторы и их правопреемники могли пользоваться правом на перевод в течение всего действия авторского права).

В Парижском Акте 1896г. было закреплено очень важное положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве -- участнике Конвенции, даже тогда, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернский союз.

Таким образом, для применения Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов: территориального (предоставление охраны произведениям, впервые опубликованным на территории государств-участников) или национального (предоставление охраны произведениям, автором которых был гражданин государства -- участника Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впервые опубликовано).

Последующим этапом в развитии Бернской конвенции стало проведение в 1908 году Берлинской конференции, на которой были вновь пересмотрены основные положения Конвенции.

Именно на конференции 1908 года был установлен срок охраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти. Берлинский текст расширил круг объектов произведений искусства, включив в них произведения хореографии и пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии.

Дальнейшие изменения положений Бернской конвенции были сделаны в ходе конференций, проходивших в Риме, Брюсселе, Париже. При этом каждая конференция вносила существенные коррективы в систему защиты авторских прав, повышая при этом уровень охраны отдельных прав авторов. Параллельно изменялось и внутреннее законодательство государств -- участников Бернского союза.

С развитием средств массовой информации, определенным прогрессом в области кинематографии, радиовещания появилась необходимость в правовом регулировании новых видов распространения произведений. Это нашло отражение в ходе проведения в 1928 году Римской конференции по изменению Бернской конвенции. Так появилась новелла о признании за автором права на трансляцию произведения по радио, включение в перечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система зашиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 году на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции является принцип национального режима.

В последующих американских конвенциях (Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902г., Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок и литературной и художественной собственности 1906г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910г.) принцип национального режима был также закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав.

2.2 Дальнейшее совершенствование международного авторского права

Гаванская конвенция 1928г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, а также произведений прикладного искусства.

Необходимо подчеркнуть, что Гаванская конвенция имеет много общего с Римским актом Бернской конвенции. Оба эти документа были приняты в 1928 году и стали отражением развития литературной, музыкальной, кинематографической, радиовещательной "индустрии". Более того, несмотря на отдельные отличия, принципиальных разногласий между Гаванской и Бернской конвенциями вообще не существовало. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции о защите авторских прав.

Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.

Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом второй мировой войны.

Работы по унификации возобновились лишь в 1946 году: была принята новая конвенция на американском континенте -- Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946г., именуемая "Вашингтонская конвенция", а в 1948 году на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Наконец, в 1952 году была принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текста которой осуществлялась в течение трех лет.

Основным значением принятия Всемирной конвенции было установление единой, в рамках всех государств мира, системы охраны авторских прав. Так же, как в Бернской и в американских конвенциях, во Всемирной конвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные её взаимодействию с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к ст. ХVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно ст. ХVIII Всемирной конвенции, последняя не затрагивает межамериканские.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм:

-- положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции;

-- срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

-- понятие "выпуск в свет" означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Следует заметить, что в соответствии с положениями самой Конвенции, споры между государствами по поводу толкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда ООН.

В заключение рассмотрения вопроса о международной системе защиты авторского права следует отметить Парижские конференции 1971г., на которых были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции. Так, например, во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своего произведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию.

Разумеется, что в рамках настоящей работы не представляется возможным дать подробный анализ решений этих конференций (так же, как и остановиться на содержании основных положений рассмотренных ранее конвенций). Сам факт проведения Парижских конференций и пересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживает внимания, поскольку свидетельствует о значимости охраны авторских прав на международном уровне.

2.3 Международно-правовая охрана смежных прав

Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, как уже было замечено, не ограничивается вопросами авторского права и объектами промышленной собственности. Развитие научно-технического прогресса в сфере радиовещания, кинематографии и телевидения привело к тому, что первоначально созданные произведения при их последующем воспроизведении в виде музыкальных, сценических и драматических постановок претерпевали определенные изменения. С одной стороны, эти произведения продолжали оставаться объектами защиты авторского права и были результатами творческой деятельности определенных физических лиц; с другой стороны -- труд драматургов, режиссеров, исполнителей вносил качественные изменения в процесс восприятия уже существующих произведений.

Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией "готовых" произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений: исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.

При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле- и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.

Появление понятия "смежные", синонимами которого являются такие понятия, как "соседствующие", "примыкающие", стало своего рода неким правовым компромиссом, благодаря которому, с одной стороны, права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, а с другой стороны -- была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.

При этом следует знать, что само понятие "смежные права" известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.

Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто "украшал" уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.

Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс "заимствования" изделий фонографической, радио- и телевизионной промышленности между производителями -- гражданами этих государств.

Наконец, в 1961 году в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции.

Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года -- 18 мая 1964г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.

* Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.

В соответствии со ст.2 Конвенции, национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:

-- отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, радиотранслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;

-- отечественным производителям фонограмм -- в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;

-- отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, -- в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.

* Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.

* Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей "смежных прав" более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.

* Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции.

* Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:

-- осуществлено исполнение произведения;

-- выпущена радиопередача;

-- произведена фонограмма.

* Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий "артисты-исполнители", "фонограмма", "производитель фонограмм", "публикация", "воспроизведение", "передача в эфир", "ретрансляция".

Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Так, например, под "артистами-исполнителями" в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей. Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады.

Заключение

Завершить работу хочется выдержкой из Всемирной декларация по интеллектуальной собстве
нности от 26 июня 2000 г, где подчеркивается:

"Исторически интеллектуальная собственность была и остается одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества.

От самых первых орудий доисторической эпохи до колеса, китайских счетов, печатной машины, сирийской астролябии, телескопа, использования электричества, двигателя внутреннего сгорания, пенициллина, компьютера и многих других изобретений именно изобретательность авторов позволила человечеству достигнуть нынешнего уровня технического прогресса.

От самых ранних ритуалов доисторической эпохи, первой музыки и танцев, похоронных обрядов, наскальных рисунков, письменного слова, фольклора и театрального представления до использования современных технологий, таких, как фонограмма, кинопленка, беспроволочное вещание, программное обеспечение и цифровая запись, человечество идентифицировало себя через посредство культурного творчества и его выражений в виде художественных произведений и исполнений, которые могут быть описаны в качестве интеллектуальной собственности.

От первых меток на глиняных изделиях, которые указывали на авторство и репутацию первых гончаров Месопотамии, до современных товарных знаков, которые мы знаем в наши дни, включая те указатели деловых предприятий, которые известны в качестве названий доменов в Internet, и те, которые признаны в качестве географических указаний, человечество полагалось на системы надежного и точного обозначения.

От первых промышленных образцов ткачей и гончаров до промышленных образцов современного изготовителя дизайнеры-авторы обогатили и повысили благодаря своей изобретательности качество повседневной жизни всего человечества.

В общем целом, и, в частности, в контексте развития, интеллектуальная собственность важна для любого плана по обеспечению образования для всех, причем следует упомянуть особо исключительные возможности Internet для подготовки людских ресурсов".

Интеллектуальная собственность также важна для усилий по охране окружающей среды при решении проблем нехватки продовольствия, воды и энергии и для борьбы с заболеваниями.

Интеллектуальная собственность может играть полезную роль в дополнительном финансовом стимулировании ученых и исследовательских институтов, включая университеты, и может таким образом внести свой вклад в деятельный цикл накопления знаний и обмена ими.

Права интеллектуальной собственности стимулируют авторов и обеспечивают на равной основе доступ пользователей к благам творческой деятельности.

Права интеллектуальной собственности являются важной и неотъемлемой частью любых правовых рамок, которые имеют целью регулировать на справедливой основе гражданское поведение авторов и пользователей и, таким образом, обеспечивать универсальную охрану интересов всех.

Права интеллектуальной собственности являются ключевым и неотъемлемым инструментом в усилиях по решению основополагающей задачи развития для всех, которая в конце двадцатого века является важнейшей и универсально признанной проблемой, стоящей перед человечеством.

Также в контексте развития эффективные системы интеллектуальной собственности являются необходимыми элементами привлечения капиталовложений в важнейшие секторы национальной экономики, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты

1. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспр
оизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)

2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

4. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) (Документ не ратифицирован Российской Федерацией.

5. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.)

6. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.

Учебная литература

7. Бирюков П.Н. Международное право. М., Юристъ, 1998.

8. Гражданское право, том 3. Учебник под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого, М., "Проспект", 2000.

9. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. Издательство НОРМА. М., 2000.

10. Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов НОРМА-ИНФРА, М, 1999.

11. Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. М.: БЕК, 1997.

12. Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры. Учебное пособие по торговому и гражданскому праву зарубежных стран. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

Приложение 1

Декларация, относящаяся к статье XVII Всемирной конвенции по авторскому праву

Государства - члены Международного союза по охране литературных и художественных произведений, являющиеся участниками Всемирной конвенции по авторскому праву,

Желая укрепить свои взаимоотношения на базе указанного Союза и избежать всяких конфликтов, которые могли бы возникнуть в результате одновременного существования Бернской конвенции и Всемирной конвенции,

Приняли с общего согласия нижеследующую Декларацию:

а) Произведения, страной происхождения которых, согласно положениям Бернской конвенции, является страна, вышедшая после 1 января 1951 г. из состава Международного союза, образованного этой Конвенцией, не будут пользоваться в странах Бернского союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией по авторскому праву.

b) Всемирная конвенция по авторскому праву не подлежит применению в отношениях между странами, связанными Бернской конвенцией, в том, что касается охраны произведений, страной происхождения которых, согласно положениям Бернской конвенции, является одна из стран Международного союза, образованного этой Конвенцией.

Приложение 2

Дополнительный протокол 1 к Всемирной конвенции об авторском праве, касающийся применения настоящей Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев (6 сентября 1952 г.)

Государства - участники настоящего Протокола, являющиеся также участниками Всемирной конвенции об авторском праве (именуемой далее "Конвенция"), приняли следующие положения:

1. Лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве - участнике настоящего Протокола, для целей Конвенции приравниваются к гражданам этого государства.

2.(а) Подписываемый сторонами настоящий Протокол подлежит ратификации или принятию или к нему могут присоединиться, применительно положениям статьям VIII Конвенции;

(b) Настоящий Протокол вступит в силу для каждого государства с момента передачи им на хранение документов о ратификации, принятии Протокола или присоединении к нему этого государства или с момента вступления в силу Конвенции по отношению к этому государству, в зависимости от того, что будет иметь место позднее.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010