рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Механизм государства

27

Содержание:

Введение

1. Понятие, основные черты и структура механизма государства

2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти

3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы

5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Проблемы возникновения, природы, сущности госу-дарства, его функционирования, роли и значе-ния в жизни общества, государственно-правовой дейст-вительности и тенденций его развития, политико-право-вых процессов и их отражения в сознании людей отно-сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем -- объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен-ными процессами.

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и пре-образования. Сказанное относится прежде всего к быв-шим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и пра-вовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятель-ности, с результатами проведения перестройки и ре-форм. Широкое использование в проводимых преобра-зованиях метода «проб и ошибок», бездумное заимство-вание иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного насле-дия и национальных интересов, радикализм и самонаде-янность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомне-ние и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и право-вым регулированием.

1. Понятие, основные черты и структура механизма государства

Механизм государства есть та реальная организацион-ная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представля-ет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства -- это целостная иерархичес-кая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить сле-дующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государст-венных органов и учреждений. Целостность ее обеспе-чивается едиными принципами организации и деятель-ности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреж-дения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Госу-дарственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных веле-ний он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,-- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществля-ется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что меха-низм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит опре-деляющая роль. Органы государства и учреждения вы-нуждены подстраиваться к изменяющимся его функци-ям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противо-речий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппа-рат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «меха-низм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Единый и целостный механизм государства диф-ференцируется (расчленяется) на составные части -- органы, подсистемы. Между ними

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение.1999 № 2

существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, на-ходятся в сложных отношениях субординации и ко-ординации.

Структура механизма государства изменчива и раз-нообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая -- только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный меха-низм был неразвит, его органы не были дифференциро-ваны по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталис-тического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высо-кой степенью сложности, многообразием органов и уч-реждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, пра-вительство. Они обычно находятся в поле зрения обще-ственности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема -- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также сило-вые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (воен-ное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные от-ряды людей -- войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не об-ладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган -- это звено (элемент) ме-ханизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны-ми полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво-ляет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью еди-ного механизма

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001

государства, занимает в государствен-ной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношени-ях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имею-щих связи с государственной службой, являются офи-циальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штат-ных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и дол-жностные лица, которые обладают властными полномо-чиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в госу-дарственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру;. Они состоят из подразделений, скреплен-ных единством целей, ради достижения которых образо-ваны, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства являет-ся наличие у него компетенции -- властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного со-держания и объема. Компетенция обусловлена предме-том ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в консти-туции или текущем законодательстве). Реализация орга-ном государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражают-ся: а) в возможности издавать обязательные к исполне-нию правовые акты. Эти акты могут быть нормативны-ми или индивидуально-определенными (акты примене-ния норм права); б) в обеспечении выполнения право-вых актов органов государства путем применения раз-личных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган госу-дарства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в ре-ализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различ-ным основаниям (см. схему в Приложении А).

По способу возникновения они подразделяются на пер-вичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не

Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие.-М., 2001

создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная мо-нархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (пред-ставительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властны-ми полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего госу-дарства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их пол-номочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ-ства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопро-сов. Например, правительство, исполняя законы, актив-но участвует, в осуществлении всех функций государст-ва. Органы специальной (отраслевой) компетенции спе-циализируются на выполнении какой-то, одной функ-ции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначае-мые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосред-ственное влияние оказывает принцип разделения влас-тей, в соответствии с которым создаются законодатель-ные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным орга-нам. Обозначаются они общим родовым термином «пар-ламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» -- собственное имя законодательно-го органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период ста-новления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: приня-тие законов, утверждение бюджета, контроль над прави-тельством в форме запросов и обсуждения его деятель-ности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в прин-ципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического про-гресса обычно наблюдаются возрастание роли прави-тельства и снижение роли парламента.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противо-весом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви госу-дарственная власть не

Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах//Гос.и пр.1999

перестает быть единой и суверен-ной: у нее единый властеобразующий источник -- народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законода-тельной, исполнительной и судебной власти не абсолют-на, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих ор-ганов в интересах единой властной воли народа и до-стижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, явля-ется единоличным: в конституционных монархиях -- мо-нарх, в республиках -- президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отноше-нии парламента: созыва сессий, роспуска (обычно ниж-ней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и ми-нистров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Фор-мально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются прави-тельством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой госу-дарства является президент, избираемый либо населени-ем, либо парламентом, либо путем особой избиратель-ной процедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международ-ные договоры и соглашения, является верховным глав-нокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент -- малоак-тивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства) в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осущест-вляется по решению правительства; для назначения пра-вительства требуется согласие парламента. Акты прези-дента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент -- централь-ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одно-временно главой государства и правительства. Он воз-главляет громадный государственный аппарат, насчиты-вающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назнача-ет сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государствен-ной жизни.

Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств.М., 2000

Исполнительные органы. Исполнительная власть при-надлежит правительству, которое непосредственно уп-равляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правитель-ства, которые возглавляют отдельные Центральные ве-домства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правитель-ство. В федеративном государстве существуют прави-тельство общефедеральное и правительства членов фе-дерации.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Правительства бывают однопартийные и коалицион-ные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором -- двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государст-венной администрации -- министерства, ведомства, ко-миссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрас-тают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную сис-тему, состоящую из гражданских, уголовных, админи-стративных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и консти-туционные суды. Судебные органы реализуют правосу-дие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены та-кие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяж-ных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,-- во-оруженные силы, органы безопасности, полиция (мили-ция). Основное назначение последней -- охрана общест-венного порядка и обеспечение внутренней безопаснос-ти. Полиция специализируется в соответствии с разно-образными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государ-ства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, погра-ничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными

Разделение властей: истрия и современность. М., 2004

регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональ-ном уровне функционируют избранные населением ре-гиона местные представительные органы. Есть государ-ства (Великобритания, Япония), где все функции мест-ного самоуправления выполняет местная администра-ция, избираемая населением.

3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

Проблемы укрепления Российского государства зако-номерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. меха-низм, действовала четко, слаженно и эффективно.

Механизм (аппарат) Российского государства -- это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осу-ществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности -- демо-кратизма, законности, разделения властей, субордина-ции и координации, федерализма и профессионализма.

Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формиро-ваться на демократических началах выборности, отчет-ности, подконтрольности, гласности, открытости и до-ступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

Законность. В правовом государстве принцип за-конности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компе-тенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан -- важнейшая конституционная обязанность ор-ганов государства. Низкая правовая культура, беззако-ние должностных лиц, работников государственных ор-ганов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

Разделение властей. Умелое использование этого прин-ципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной влас-ти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск.1990

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М.,2003

эффективность работы государственного ме-ханизма.

Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспо-собность.

Федерализм. Этот принцип оказывает большое влия-ние на механизм Российского государства. Ряд общефе-деральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Фе-дерации. Наряду с общефедеральными создаются и дей-ствуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. пер-сонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государст-ва представляет собой безжизненную абстракцию. Пер-воосновой профессионализма служит компетентность го-сударственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профес-сионализм. В практическом деле дилетантизм выражает-ся в отсутствии необходимых знаний, в организацион-ной беспомощности, в неспособности предвидеть ре-зультаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Молодой механизм (аппарат) Российского государст-ва уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чи-новников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управ-ления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугуб-ляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определен-ную часть государственных служащих. Взятка сегодня -пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпи-рованному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетен-ции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттеста-ция работников государственных органов.

На качественное совершенствование механизма Рос-сийского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федера-ции от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федера-ции, права, обязанности и ответственность государст-венных служащих.

4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы

Политическая обстановка в России неустойчива, со-циальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром рефор-маторов первой волны был праволиберальный (буржу-азно-демократический) политический режим. Его соци-альной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоя-нии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор Рос-сии» и «Партия экономической свободы», не пользуют-ся поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демо-кратический вариант политического режима скандинав-ского образца. В политической сфере для него характер-ны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане -- это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и средне-го бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятст-вующее резкому социальному расслоению, весьма при-влекательные социальные программы, социально ориен-тированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократи-ческому режиму служат коллективно-общинные тради-ции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспо-собленность экономики к государственно-правовому ре-гулированию. Этот режим мог бы иметь прочную соци-альную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объеди-няющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возник-нуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (напри-мер, попытки возродить административно-территори-альное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбеж-ному ее распаду.

Корельский В. М.,Теория государства и права. Уч. для ВУЗов.-М.,Издательство НОРМА, 2001

Не исключена в России и жесткая диктатура мафи-озно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режи-мов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнта-ристского экспериментаторства, бездумного заимствова-ния чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-куль-турные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный ми-ровым опытом путь преобразований, сочетающий необ-ходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспор-ные преимущества социализма с эффективной рыноч-ной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элемен-том, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и испол-нения правовых норм, действующих законов. Жизнеде-ятельность гражданского общества строится на нравст-венных и правовых началах, а широкие гражданские сво-боды органично сочетаются с ответственностью и дис-циплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобре-тает тоталитарный характер. Благодаря же гражданско-му обществу она получает мощный импульс демокра-тизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государ-ства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремит-ся активно помогать тем из них, кто способен непосред-ственно усиливать могущество и демократизм государ-ственной власти. Гармонизация закономерных взаимо-поддерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства -- столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

Существуют различные представления о понятии государственного служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает его к сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…» По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказания услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания. Так как оно может быть распространено также на работников, не являющимися служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредовано оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.

До принятия Закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, занимающего ее.

В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком же органе должность государственной службы;

г)выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

Оболенский А.В. Человек в государственном управлении.М, 2001

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.

По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Понятие государственного служащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и иных организациях. Различия между вышеназванными органами предопределены их функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и предприятий, учреждений, организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой - предприятий. Так, содержанием большинства служащих предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий - за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским государственным служащим.)

Теория государства и права.Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько.-М., Юристъ,1999

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).

В специальной литературе часто дается понятие государственной службы как:

а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими

б) неотъемлемой частью государства.

Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.

Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995г «Об основах государственной службы Российской Федерации». В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. Разновидностью государственных являются государственные должности и государственные службы.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации).

Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, принципы//Гос.и пр.2000 № 1

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом харак-теризуют его механизм (аппарат).

В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия -- рациональная организация государственного управления, деятельнос-ти государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, ис-полнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и воз-можности злоупотреблений. К. Маркс относился к бю-рократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолют-ное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм -- болезнь, причем застарелая и общемиро-вая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в воз-можности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный -- в групповой или личный, т. е. «государствен-ные задачи превращаются в канцелярские», а «канце-лярские задачи -- в государственные». Одной из харак-терных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата -- сохранение и увеличение власти, ее самовоз-растание. Отсюда разбухание государственного аппарата -- верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный де-мократический контроль за всеми звеньями государст-венного механизма, отчетность и сменяемость работни-ков государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни.

Марченко М.Н. Теория государства и права.Уч. для ВУЗов.-М., Издательство НОРМА, 2003

Заключение

Под влиянием отмеченных противоречивых преобразо-ваний в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические уста-новки и социальные ориентиры, с другой разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и теку-щее законодательство. Все это ставит перед теорией госу-дарства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новей-ших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и ду-ховным потребностям человека, его достоинству, правово-му и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое со-держание современного учения о государстве и праве.

Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выра-ботки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительнос-ти, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспе-чивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, до-стоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое дви-жение.

Список использованных источников:

1. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990

2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение. 1999. № 2

3. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1990

4. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы//Государство и право. 2000 № 1

5. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М., 2003

6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001

7. Корельский В.М. Теория государства и права. Уч. для ВУЗов. - М., Издательство НОРМА, 2003

8. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 2002

9. Марченко М.Н. Теория государства и права. Уч. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2001

10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие. - М., 2001

11. Оболенский А.В. Человек в государственном управлении. М., 2001

12. Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах //Государство и право. 1999. № 4

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Уч.пос. для ВУЗов. - М., 2001

14. Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств. М., 2000

15. Разделение властей: история и современность. М., 2004

16. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. - М., Юристъ, 1999

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010