рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Методы психологического воздействия и процесс ресоциализации осужденных

7

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Брянский филиал

Юридический факультет

очное отделение

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

Реферат

предмет: Юридическая психология

тема: Методы психологического воздействия и процесс ресоциализации осужденных

Изучение практики исправительных учреждений (ИУ) убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к отбыванию наказания, а также к жизни на свободе. Значение психологической подготовки особенно возросло, так как была выявлена необходимость наряду с практической подготовкой (и на ее основе) осуществлять психологическую подготовку осужденного к жизни в новых условиях, которая выступает начальным и завершающим звеном в процессе его исправления и перевоспитания.

Психологическая подготовка выступает средством мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний, которые соответствовали бы новым условиям труда, жизни, быта. В результате целенаправленных воздействий у осужденного формируются стратегический план поведения и психологическая готовность реализовать его в новой ситуации, что обеспечивает быстрое его включение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего напряжения и сопротивления.

Виды психологической подготовки осужденных. Следует различать психологическую подготовку осужденных:

1) к отбыванию уголовного наказания с изоляцией от общества;

2) к изменившимся условиям содержания в связи с перемещением в пределах одного и того же исправительного учреждения или переводом из одной колонии в другую иного режима, из колонии в тюрьму, а также из тюрьмы в колонию;

3) к отбыванию уголовного наказания без лишения свободы с обязательным привлечением к труду;

4) к жизни на свободе в связи с освобождением от наказания.

Необходимость психологической подготовки освобождаемых из ИУ к жизни на свободе обусловлена коренным отличием их жизни в местах лишения свободы от жизни на свободе. Основными ее направлениями являются: подготовка к честному производительному труду; подготовка к жизни в условиях современного общества; подготовка к жизни и работе в трудовом коллективе; подготовка к жизни в семье; активизация желания и привычки заниматься самовоспитанием.

Важным направлением психологической подготовки к освобождению является формирование общественно ценных перспектив, воплощаемых обычно в жизненных планах.

Обследование группы лиц, неоднократно судимых, показало, что перед последним освобождением они имели следующие личные планы: устроиться на интересную работу; продолжить учиться в школе (вузе, техникуме); решить семейные вопросы. Однако сумела реализовать жизненные планы лишь половина лиц, их имевших. Осужденные пытались оправдать это положение объективными факторами: трудностями, связанными с трудоустройством, отрицательным влиянием друзей, недоверием окружающих, но немалую роль при этом играл и субъективный фактор -- их слабая эмоционально-волевая устойчивость, невоспитанность и другие негативные качества, которые не были устранены в процессе исправления и перевоспитания.

Каждый второй из обследованных сменил несколько мест работы, поскольку не был психологически подготовлен к восприятию требований трудового коллектива свободных граждан. Часть лиц указала на неблагополучное ближайшее окружение, которое способствовало совершению ими повторных преступлений, и на нравственно-психологические факторы, связанные с их личными недостатками. Поэтому наиболее важными вопросами психологической подготовки являются: формирование готовности к самостоятельным решениям и действиям и преодоление внутренних субъективных трудностей, которые возникают на пути к честной жизни.

Необходимым условием психологической подготовки к освобождению является изменение у осужденного самооценки и уровня притязаний. Следует показать осужденному пути восстановления его социального статуса.

Заблаговременная и непосредственная психологическая подготовка. Заблаговременная психологическая подготовка начинается с первого дня пребывания осужденного в колонии и продолжается в течение всего срока отбывания наказания. Она является составной частью системы всей воспитательной работы, проводимой с осужденными.

Формы и методы психологической подготовки осужденных.

Различают общую и специальную психологическую подготовку осужденных. Общая психологическая подготовка является неотъемлемой частью процесса исправления и перевоспитания осужденных и представляет собой метод самого широкого воздействия на личность. В ней принято различать формы индивидуального и группового (коллективного) воздействия.

Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется на отдельную личность с опорой на ее внутренние возможности. Успех такого воздействия зависит от знания воспитателем значимых для осужденного факторов лишения свободы и изменений в сфере ценностных ориентации, его умения преодолевать механизмы «психологической защиты», устанавливать психологический контакт с осужденным и располагать к себе.

При коллективном (групповом) психологическом воздействии социально-поведенческий эффект достигается взаимным влиянием осужденных друг на друга, организуемым и направляемым воспитателем (психологом). Для этого прежде всего надо организовать и сплотить лиц (10--12 человек), подвергаемых психологическому воздействию, используя в этих целях их заинтересованность, сходство жизненных судеб и перспективы. В таком коллективе основным фактором психологического воздействия является общественное мнение и коллективное (групповое) настроение, а механизмами воздействия -- убеждение и внушение.

Специальная психологическая подготовка имеет конкретные и узкие задачи воздействия на личность: формирование психической устойчивости; профилактика возникновения и развития психопатологии. Она сводится по своей сущности к психогигиенической работе с осужденными. Наиболее распространенными и доступными методами специального психологического воздействия являются психотерапевтическая, психопрофилактическая беседы и внушение (суггестия).

Психопрофилактическая и психотерапевтическая беседы проводятся по заранее разработанному плану, учитывающему индивидуальные и групповые особенности осужденных. Вместе с тем в плане беседы должно найти отражение знакомство осужденных с предстоящими условиями их жизни.

В планы бесед, проводимых с осужденным в связи с освобождением из ИУ, желательно включать: информацию о порядке освобождения; ознакомление с правилами регистрации; консультации по трудоустройству; вопросы восстановления контактов в семье; где и как продолжить учебу; как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т. п.

Психопрофилактическая и психотерапевтическая беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психическому складу личности. В таких группах легче складываются отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя (психолога, психотерапевта) -- подсказать на конкретных примерах правильный выход из того или иного затруднения в жизненной ситуации. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными следует проводить преимущественно индивидуальные беседы.

Метод убеждения является основным в воспитательном процессе ИУ. Он имеет определенную специфику, так как применяется в рамках государственного принуждения и психологически воспринимается осужденным подчас отрицательно. Метод убеждения реализуется с использованием словесных средств (объяснения, разъяснения, научения и т.д.) и поведенческих (в виде примера самого воспитателя)

Метод внушения (суггестии) с его основным средством воздействия -- словом -- может весьма успешно помочь осужденным в их психологической подготовке к жизни в новых условиях. Внушение в отличие от убеждения -- это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитывающей информации в силу авторитетности личности внушающего. Но, помимо прямого речевого воздействия на осужденного, надо использовать и косвенное, опосредствованное внушение, через создание образцов для подражания.

Методы коррекции поведения - они тормозят развитие отрицательных качеств личности и стимулируют развитие положительных. К этим методам относятся метод стимулирования (поощрение) и метод торможения (наказание).

Каждый из указанных методов объединяет целую группу приемов:

1. метод убеждения - объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, иронию, шутку, внушение, пример;

2. метод стимулирования (поощрение) - одобрение, похвалу, доверие, благодарность, организацию перспектив, отсрочку наказания, замену неотбытой части наказания более мягким, условное и условно-досрочное освобождение от наказания, помилование;

3. метод торможения (наказание) - замечание, внушение, осуждение, порицание, перевод в исправительное учреждение с более строгим режимом содержания, тюрьму, лишение свидания с родственниками, ограничение в получении посылок и передач, помещение в штрафной изолятор и др.

Включение осужденного после освобождения из ИУ в условия современного общежития можно отнести к реадаптации.

К средствам ресоциализации относятся:

1. организация режима и создание благоприятных условий содержания как важнейших факторов оказания позитивного воздействия на осужденных;

2. организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные мероприятия и т.д.);

3. религиозно-нравственное воспитание;

4. социально-психологический тренинг;

5. добровольное лечение от алкоголизма и наркомании и др.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010