рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Конституционное право зарубежных стран

"Недопустимо насильственное внедрение в историческую жизнь народов нормативного представления о правах и свободах человека вне связи с конкретным культурно-религиозным контекстом"

(патриарх Кирилл)

Я разделяю точку зрения нашего патриарха, о чем свидетельствует наглядная практика современного развития в области прав и свобод человека и гражданина, особенно в рамках негативного современного противостояния западной и универсальной доктрины в области прав и свобод человека и гражданина.

Положение дел в области исламской концепции прав человека вызывает серьезную озабоченность, как со стороны западных юристов, так и со стороны правозащитных организаций, в том числе и существующих на Ближнем Востоке, так как некоторые нормы шариата противоречат основным положениям универсальной декларации прав человека [3, с. 54].

Основным аргументом исламских ученых против принятия универсальной (западной, секулярной) концепции прав человека остается вопрос генезиса прав человека [3, с. 54].

Ислам настаивает на признании божественного, ниспосланного людям порядка в качестве наивысшей морально - правовой нормы поведения. Божественное происхождение права, вместе с тем, должно гарантировать истинность правовых норм и их всеобщее соблюдение.

Наряду с этим существует ряд менее фундаментальных разногласий между представителями универсализма и исламской правовой концепции, которые касаются конкретных прав и свобод, зафиксированных в международных документах. Традиционные нарекания универсалистов вызывает ситуация с положением прав женщин и немусульман, также вызывают обеспокоенность некоторые виды преступлений (прелюбодеяние, вероотступничество), не считающиеся таковыми в западных странах, и традиционные меры наказания (отсечение конечностей, побиение камнями), которые расцениваются как примеры негуманного, унижающего честь и достоинство личности наказания.

Но если ортодоксальная часть исламских ученных - правоведов ни при каких обстоятельствах не готова идти на уступки, то некоторые представители ислама под непосредственным влиянием традиций западного либерализма высказывают идеи проектов совмещения универсальных прав человека с традиционным исламским пониманием права [5, с. 3].

Одним из самых влиятельных современных идеологов так называемой исламской реформации является Абдуллахи Ахмад Ан-Наим, профессор юридического факультета Университета Эмори (США), автор книги "На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право".

Ан-Наим предлагает проект решения конфликта между универсалистскими предпосылками и традиционной исламской доктриной. Исходя из идеи создания альтернативной современной концепции исламского права, Ан-Наим настаивает на праве мусульман на признание их религиозной идентичности, в частности, в вопросах законодательства и права в целом.

Однако он утверждает, что "…применение традиционного шариата в его публично-правовых аспектах порождает в современном обществе большие проблемы"[Цит. по: 3, с. 54].

Таким образом, Ан-Наим предлагает вывести нормы исторического шариата, которые были, несомненно, прогрессивными в II в., но не соответствуют реалиям современности, из государственного законодательства о правах человека. Это позволит избежать проблем, возникающих в связи с некоторыми положениями шариата, которые рассматриваются как дискриминационные в отношении женщин и немусульман.

Аналогичной является ситуация и с традиционными видами наказаний, предусмотренными шариатом, которые автор предлагает заменить на наказания, принятые в западном мире. Интерес также представляет аргументация Ан-Наима, которая восходит к суданскому религиозному мыслителю и общественному деятелю, казненному в 1985 г. в Судане, Махмуду Мохаммаду Тахе.

Ан-Наим, вслед за Тахе, принимает гипотезу о том, что мединские суры, которые явились для экзегетов основным кораническим источником правовых норм, составляют часть божественного откровения, данного людям для правового регулирования в конкретных условиях мединской общины II века. Интересно отметить тот факт, что мединские суры во многом противоречат сурам мекканским, но именно они как более поздние считаются выражением конечной истины с учетом принципа "наск". Если мединские суры полны категоричных указаний по поводу норм по- ведения мусульманина в разнообразных ситуациях: семейные и наследственные отношения, отношения с немусульманами и т. д. (подчас дискриминационного характера) -- то мекканские суры пронизаны риторикой мира и равенства всех людей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Исламская концепция право человека, отраженная в анализируемых документах, действительно нуждается в серьезном реформировании, с учетом того опыта конституционного регулирования в области право человека, который уже накоплен.

Новая, действительно универсальная концепция прав человека должна учитывать положения всех подобных существующих концепций, и основные международные документы не должны содержать положения, противоречащие какой-либо из них.

Только в случае такого изменения структуры концептуального уровня, системы прав человека, когда все элементы будут находиться на равноудаленном от центра расстоянии (т. е. будут адекватно и в полной мере представлены в универсальных правовых документах), такая система будет функционировать эффективно.

Таким образом, в заключении необходимо сделать вывод, что учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.

Задание: Сравнительный анализ двух редакций "Всеобщей Исламской Декларации прав человека"

Задание основано на сравнительном анализе двух редакций "Всеобщей Исламской Декларации прав человека"

Первая редакция Декларации была разработана в составе документов Всеобщей исламской конференции, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию (Лондон, 12-15 апреля 1980 г.). Подобные международные конференции проводятся с 1962 г. по инициативе короля Саудовской Аравии как международное религиозное движение суннитского толка под эгидой неправительственной организации - Лиги исламского мира, а впоследствии - межправительственной Организации Исламская Конференция. После публикации в 1981 г. эта редакция документа легла в основу "Каирской декларации по правам человека в Исламе", разработанной на уровне Исламской конференции министров иностранных дел.

Вторая редакция Декларации была разработана неправительственной организацией Исламский Совет Европы и обнародована 19 сентября 1981 г. в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО генеральным секретарем Исламского Совета г-ном Салемом Аззамом. Она была предназначена для распространения в различных неправительственных организациях под эгидой ЮНЕСКО.

Выполнение учебного задания предполагает письменный ответ три вопроса:

а) Каковы отличия первой и второй редакций "Всеобщей Исламская Декларации прав человека"?

б) Какие особенности правового статуса личности в системе исламского права отразили оба эти документа?

в) Какие задачи и принципы конституционно-правового регулирования основ общественного строя в исламских странах проистекают из содержания "Всеобщей Исламской Декларации прав человека"?

А. Анализ данных документов, на наш взгляд позволяет выделить в их структуре и содержании ряд существенных отличий.

Первая редакция документа представляет собой набор основополагающих принципов исламского миропорядка, а также трактовку причин, исходя из которых, необходимо жить в рамках данного миропорядка. Документ более декларативен.

Тем не менее, в рамках данного документа нашли свое отражение основополагающие принципы, на которых строиться концепция прав человека в исламском мире, выделены политические, экономические, социальные права человека.

Вторая редакция документа имеет принципиально отличную структуру: общим является только наличие раздела "Преамбула".

Вторая редакция анализируемого документа в качестве основополагающих статей выделяет те основные права и свободы, которыми наделяется человек.

В данном документе значительно меньше декларативных положений и ссылок на положения Корана.

Б. Права человека по замыслу данных документов проистекают из замысла, независимого от воли людей, категорий времени и места и всевозможных доктрин, то есть независимого от различных критериев практики в разных странах со своими порядками и законами.

Короче говоря, эти права относятся к числу благодеяний Аллаха, оказанным Им Его рабам, которые разъяснил в своих текстах и общих основах шариат, обязав к их исполнению всех и каждого - правителя и подданного, государства и народы.

Шариат не является орудием в руках власти или аргументом для людей, чтобы выступить против общества или правителей. Согласно исламским воззрениям, которые не связаны с категориями времени и места, соблюдение право человека гарантируется всем, исходя из того, что самой надежной гарантией их соблюдения является их источник.

Строго говоря, мы согласны с мнением Ф. Л. Иванова, который утверждает, что "исламская доктрина не признает врожденных прав человека, которые бы являлись атрибутом человека, как представителя вида homo sapiens -- все права принадлежат Аллаху, который дарует их людям" [3, с. 52].

Именно этот аспект западной концепции (врожденность естественных прав) вызывает наибольшее несогласие со стороны исламских правоведов. Все люди, заявляет исламская правовая доктрина, равны перед богом, однако, это не означает равенства в правах, как это понимает западный человек [3, с. 52].

Так, например, женщины и немусульмане неравны в правах с мужчинами-мусульманами, то есть не могут пользоваться гражданскими правами в том же объеме.

Действие этого тезиса проявляется при разделе наследства, даче свидетельских показаний, возможности занимать руководящие должности в структурах власти.

Стоит отметить, что в исламе нет дискриминации по принципу расы, убеждений или языка.

Но, хотя отсутствие дискриминации по другим признакам и декларируется, это является явным противоречием священным текстам, и в жизни ущемление прав все-таки наблюдается.

Таким образом, можно сделать вывод, что в декларациях подчеркивается, что ввиду божественного происхождения свобод никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом.

Декларация провозглашает следующие свободы и права личности:

1) все человеческие существа будут равны, и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к той или иной расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от происхождения и языка;

2) все человеческие существа рождаются свободными;

3) рабство и каторжный труд запрещены;

4) необходимы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;

5) правители и управляемые одинаково отвечают перед законом, действующим в государстве, и равны перед ним.

В ст. I-XIV формулируются гражданские и политические права.

Среди этих прав право на жизнь, право на свободу -- по статье 2 предусматривает недопущение "никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона", а также то, что "любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права.

Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе" [8, с.98].

Особо следует остановиться на правах женщины в данных документах.

В современном обществе бороться за свои права приходиться не только

женщинам, но и мужчинам, и мусульманские страны в этом отношении не являются исключением.

Другое дело, что права женщины в исламе отличаются от тех прав, за которые борются женщины на Западе.

В Декларации равенство между мужчиной и женщиной в тех вопросах, в которых между ними имеется сходство, но принял во внимание существующие между ними естественные и физиологические различия [5? c/ 3].

В религиозных текстах последовательно провозглашается равенство между мужчинами и женщинами в праве на жизнь, личную свободу, частную собственность, наследство, труд, образование и многое другое.

В то же время физиологические различия между двумя полами не могут не отражаться на их социальных правах и обязанностях. Так, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины.

Принимая во внимание физические и психологические особенности полов, ислам устанавливает определенные различия между имущественными правами и обязанностями мужчин и женщин.

В частности, ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью ложится на мужчину. Именно это обстоятельство чаще всего приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Женщина также обладает правом собственности. Однако нужно помнить, что верховенство мужчины в семье объясняется, в первую очередь, природными качествами, а затем уже материальными обязанностями мужа перед женой. Эти обязанности не сводятся только к денежным расходам, поскольку муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его помощи.

В. Задачи и принципы конституционно-правового регулирования основ общественного строя в исламских странах во "Всеобщей Исламской Декларации прав человека" содержаться в преамбуле.

Главной задачей, согласно данному документу является построение исламского миропорядка, который основывается на следующих основополагающих принципах:

- все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к другим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка,

- все человеческие существа рождены свободными;

- рабство и каторжный труд запрещены;

- созданы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;

- правители и управляемые одинаково отвечают перед законом и равны перед ними;

- подчиняются лишь тем приказам, которые согласуются с законом,

- любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установленными им приоритетами;

- все экономические ресурсы рассматриваются как божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и ценностям, изложенным в Коране и Сунне;

- все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего закону и общественному благу,

- каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет ответственность за свои поступки;

- каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотренные законом,

- никто не может быть лишен прав, гарантированных ему законом, кроме как в соответствии в данным законом и в той мере, в какой позволено законом;

- каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов;

- будут предприняты все усилия для того, чтобы

а) избавить человечество от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения;

б) гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных законом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные источники

1. Всеобщая исламская декларация: [Текст]//http:www.worldislamlaw.ru [Электронный документ]

2. Всеобщая исламская декларация прав человека[Текст]//http:www.worldislamlaw.ru [Электронный документ]

Литература

3. Иванов, Ф. Л. Перспективы развития универсальной и исламской концепции прав человека/Ф. Л. Иванов//Вестник Челябинского государственного университета. Право.- 2009 - №15 (153).- с. 51 - 55

4. Конституционное право зарубежных стран/под ред. А. В. Малько: Учебно - методический комплекс.- М.: Норма, 2004.- 320с.

5. Кулиев Эльмир Политические баталии лишают верующих духовности/Э. Кулиев//Эхо.- 2005.- 29 января.- с. 3

6. Мишин, А. А. Конститционное (государственное право) Зарубежных стран/А. А. Мишин.- М.: Юстицинформ, 2009 - 560с.

7. Правва человека: итоги века, тенденции, перспективы/Под общ ред. Е. А. Лукашевской.- М.: НОРМА, 2007.- 114с.

8. Якупов, М. Т. Проблема свободы воли в исламе/М. Т. Якупов//Известия Уральского государственного университета.- 2009.- №3 (69).- с. 97 - 104

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010