рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Конституционное право Франции

Введение

Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т. е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, конституционных партий и конституционных законов. По образному выражению известного французского государствоведа профессора Марселя Прело, Франция представляет собой настоящую лабораторию по изготовлению кон-ституций, их можно здесь найти буквально на любой вкус.

Глава 1

Конституция 1958г.

Ныне действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой республики, была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г., и вступила в силу 4 октября 1958 г. Принятию этой Конституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946 г. во Франции режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвертой республики, способствовал росту политической нестабильности, "правительственной чехарде" и падению авторитета государственных властей. Серьезный ущерб международным позициям Франции нанесли колониальные войны, особенно в Индокитае, и в Алжире. Именно во французском экспедиционном корпусе в Алжире начался в мае 1958 г. антиреспубликанский мятеж, ко-торый создал реальную угрозу демократическому строю и мог стать источником серьезных конфликтов и столкновений в мет-рополии.

В сложившейся обстановке французский парламент принял решение о передаче власти в руки общенационального лидера, который был бы в состоянии вывести страну из кризиса, подготовить и осуществить конституционную реформу в целях укрепле-ния авторитета власти и возрождения величия Франции. Прези-дент Республики обратился к генералу Шарлю де Голлю, национальному герою периода борьбы за освобождение, своего рода хиризматическому лидеру, который в точение многих лет .оставался не у дел. Генерал дал свое согласие, и 1 июня 1958 г. Наци-ональное собрание Франции большинством в 329 голосов против 224 наделило де Голля чрезвычайными полномочиями в законодательной области. Одновременно был вотирован конституцион-ный закон, определивший рамки осуществляемой конституцион-ной реформы. В законе были сформулированы 5 принципов, которым должно было следовать новое правительство при разработке Проекта конституции. Среди них -- выборы как источник власти, а равно разделение властей. К числу конституционных принципов было отнесено также установление парламентской ответственно-сти Правительства и подтверждение независимости судебной вла-сти. В качестве отдельного принципа было сформулировано тре-бование уважения основных свобод. Наличие этого конституцион-ного закона и закрепленных в нем пяти принципов предопределили особенности и характер проекта конституции, выработанной и представленного на референдум. В частности, результатом стал определенный компромисс между концепциями сильной личной власти и парламентского контроля за деятельностью правитель-ства. История разработки и принятия Конституции 1958 г. во многом объясняет, почему во Франции утвердилась такая своеобраз-ная форма правления, как смешанная республика, сочетающая в .себе элементы президентской и парламентской.

Конституция 1958 г. в ее первоначальной редакции состояла из краткой преамбулы и 92 статей, сведенных в 15 разделов. Вме-сте с тем в преамбуле торжественно заявлялось о приверженно-сти французского народа правам человека и принципам нацио-нального суверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и дополнены и расширены в Преамбуле к Конституции 1946 г. Эта отсылка была в последующем истолкована как признание Декларации и Преам-булы 1946 г. в качестве действующего французского права и ис-точника конституционного права страны. Таким образом, струк-турно французская Конституция оказалась как бы состоящей из трех законодательных текстов: из основного закона, вотированно-го на референдуме 28 сентября 1958 г., Декларации 1789 г. и Пре-амбулы к Конституции 1946г.

В течение довольно длительного срока вопрос о юридичес-кой силе Декларации и Преамбулы оставался спорным. Однако начиная с 1970 г. Конституционный совет, являющийся во Фран-ции органом конституционного контроля, признал за Деклараци-ей и Преамбулой ту же юридическую силу, что и за постановле-ниями текста 1958 г., сформулированными в виде статей основно-го закона. Более того, из ряда решений, принятых высшими судебными органами Франции, вытекает, что в этих документах сформулированы основополагающие принципы, обязательные для всех государственных органов страны. Декларация 17,89 г. и Перамбула 1946 г. содержат положения, преимущественно относящи-еся к правам и свободам человека, утверждению принципов национального суверенитета, признанию народа в качестве единствен-ного источника власти.

Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Широкие полномочия единоличного главы государства в значи-тельной мере уравновешиваются наличием института парламент-ской ответственности Правительства.

Принцип "правления народа, Через народ и для народа" ос-тается основным принципом Французской Республики.

Конституция 1858 г. закрепляет республиканскую форму прав-ления во Франции, причем особо отоваривает, что данная форма правления не может быть предметов пересмотра. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового, светского и социального государства, что находит свое отраже-ние как в постановлениях Конституции так и в текущем законо-дательстве.

Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г: вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определен-ные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполни-тельной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить том, что, в Конституции 1958 г. прослеживаются определенные авторитарные тенденции.

Конституция 1958 г. наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу французского государства. Это обстоятельство послужило основанием для утверждений об установлении в стране режима личной власти. Однако Практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах пра-вового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учрежде-ний, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Консти-туцию как антидемократическую или авторитарную.

1.2 Порядок пересмотра и конституционные реформы

Французская Конституция принадлежит к числу так называ-емых жестких конституций, т.е. для осуществления конституци-онных реформ установлен особый усложненный порядок. Согласно действующей Конституции, предусмотрены две различные про-цедуры внесения изменений в текст основного закона. Первая пре-дусматривает вотирование конституционного закона посредством референдума, вторая -- возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.

Субъектами права конституционного пересмотра являются;

Президент Республики, действующий по предложению Премьер-министра, а равно члены Парламента. Законопроект, внесенный Президентом, или предложение закона, внесенное членами Пар-ламента, должны быть вотированы большинством голосов каждой из палат Парламента. После этого одобренный в Парламенте акт передается на референдум и становится конституционным зако-ном, если он получит поддержку абсолютного большинства изби-рателей, участвующих в голосовании.

В то же время Президент вправе прибегнуть и к другой про-цедуре: он может Созвать совместное заседание палат Парламен-та в качестве Конституционного конгресса и передать решение вопроса о конституционном пересмотре на его усмотрение. В этом случае, для того, чтобы проект или предложение были одобрены, необходимо, чтобы, за него проголосовало квалифицированное большинство парламентариев, составляющее 3/3 от общего чис-ла поданных голосов.

Практика конституционно-правового развития Франции под-тверждает, что в зависимости от конкретных обстоятельств, от общеполитической ситуации, складывавшейся в стране, исполь-зовались различные процедуры пересмотра, предусмотренные основным законом. Специфика ситуации, складывающейся в этой области, состоит в возникновении своеобразного института отложенного пересмотра. Суть его состоит в том, что проект или пред-ложение закона о пересмотре Конституции могут быть одобрены большинством каждой из палат Парламента, что является необ-ходимым условием для применения последующей процедуры пе-ресмотра. Однако это не обязывает Президента Республики при-бегнуть к последующей процедуре. В результате целый ряд про-ектов конституционного пересмотра прошли стадию одобрения в палатах (в их числе, например, такой важный, как изменение срока полномочий Президента Республики), но не были в после-дующем представлены на одобрение ни на референдум, ни в Кон-гресс. Соответственно, возникают отложенные решения, причем никакого срока давности в этом случае не устанавливается.

За годы существования Пятой республики основной закон го-сударства не раз подвергался конституционному пересмотру. Пер-вые поправки были внесены в Конституцию Французской Респуб-лики в 1960 г. Речь шла об изменении постановлений, определяв-ших характер и структуру так называемого "франко-африканского сообщества". Образованное с созданием Пятой республики сооб-щество должно было объединить вокруг Франции-метрополии ее бывшие заморские владения, входившие ранее во Французский союз и получившие статус государств -- членов сообщества. Пер-воначальная редакция Конституции 1958 г. устанавливала несов-местимость пребывания в сообществе со статусом независимого суверенного государства. По справедливому замечанию француз-ского конституционалиста профессора Франсуа Люшера, един-ственным государством, не имевшим права юридически входить в состав сообщества, оказалась сама Франция. Но ревизия была обус-ловлена другими причинами. В 1960 г. большинство бывших фран-цузских колоний в Африке провозгласили себя суверенными госу-дарствами. Франция вынуждена была признать независимость, этих государств и, соответственно, внести во французскую Конститу-цию поправки, которые изменяли положения, относившиеся к структуре сообщества. В последующем раздел XIII Конституции

"О Сообществе" был отменен Конституционным законом от 4 августа 1995 г.

Весьма значимые для государственного строя страны изме-нения были внесены во французскую Конституцию в 1962 г. Они касались порядка выборов Президента Республики. Первоначаль-но Конституция 1958 г. предусматривала, что Президент Респуб-лики будет избираться коллегией выборщиков. Эта коллегия фор-мировалась на основе довольно сложной процедуры и включала в себя парламентариев, членов генеральных советов департаментов и представителей от муниципальных советов коммун. Практичес-ки в коллегии численно преобладали представители мелких, глав-ным образом сельских, коммун. Данная процедура была примене-на на первых президентских выборах, проходивших в 1958 г., и пост главы государства занял Ш. де Голль. Он же предложил в 1962 г. внести в Конституцию поправку, согласно которой система косвенных выборов избрания Президента заменялась прямым все-общим голосованием. Предложенная поправка вызвала решительное возражение со стороны представителей почти всех политических партий, кро-ме голлистской, созданной в целях поддержки политического курса главы государства. Главный довод противников конституционной реформы заключался в том, что предложенная поправка умолит значение национального Парламента и усилит роль и влияние единоличного главы государства. Обосновывалось это тем/ что в случае реформы депутатам Парламента, избиравшимся по ок-ругам, будет противостоять единоличный Президент, получаю-щий отныне свои полномочия непосредственно от всего населе-ния страны.

Возник острый политический кризис. Депутаты Национально-го собрания подавляющим большинством голосов одобрили резо-люцию порицания Правительству, которая явно была направлена против Президента. В ответ на это решение нижней палаты Пар-ламента Президент распустил Национальное собрание, назначил досрочные выборы и воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вынести на референдум предложенный им проект, вопреки требованиям конституционной процедуры. Формальным основани-ем для проведения референдума явилась ст. 11 Конституции, пре-дусматривающая, в частности, возможность реформы системы государственной власти. И хотя, по мнению большинства специа-листов в области конституционного права, подобное решение было неправомерным, воспротивиться ему распущенный Парламент был не в состоянии. Референдум был проведен, и проект реформы был одобрен большинством голосов избирателей. Начиная с выборов 1965 г. Президент стал избираться прямым всеобщим голосованием.

Последующие конституционные пересмотры касались менее важных, хотя и существенных вопросов конституционно-правового развития Французской Республики. Так, путем конституционных поправок были изменены даты и сроки парламентских сессий. Изме-нен круг Субъектов, пользующихся правом обращения с запросом в орган конституционного контроля, несколько изменен порядок замещения поста Президента Республики в случае досрочной ва-кансии. Четырежды изменения в Конституцию вносились в 90-е гг.

Пожалуй, один из наиболее значительных конституционных пересмотров был осуществлен в связи с введением в действие Мастрихтского договора о создании Европейского Союза. Орган конституционного контроля, куда был направлен запрос Президента Республики, констатировал невозможность ратификации без внесения изменений во французскую Конституцию в силу несов-местимости теиста Мастрихтского договора и основного закона Республики. Ситуацию урегулировали путем внесения изменений Я Конституцию, использовав для этого процедуру Конгресса.

Однако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и принимая во внимание некоторые события за пределами Франции, президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса | принял решение о вынесении проекта Договора о создании Европейского Союза на референдум, используя постанов-ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор был одобрен незначи-тельным большинством голосов (5Д,05%). Соответственно в Кон-ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это-го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со-обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора ив силу договоров, которые их уч-реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол-номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде-нием в Европейский Союз/в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверенитет та на основе закона, во Франции была принята иная формула:

здесь речь идет не о передаче Части Суверенитета, а лишь о со-вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони-рования, и даже в определенной степени в международно-право-вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы, государ-ственных институтов не претерпели радикальных изменений- Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети-лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав-торитета Правительства как коллегиального органа.

1.3 Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису-дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли-тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти-воречит концепции национального суверенитета” признанию на-рода в качестве единственного источника; власти, осуществляющего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы-боров, так и опосредованно --через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис-ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на-селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразующей части, конституционного права, по мере того как признава-лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про-блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган ^конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва-нию орган существовал и во Франции Четвертой республики: Но ом оказался неэффективен и практически не функционировал. Со-вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со-зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на Коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае-мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача-ются Президентом Республики, три -- Председателем Националь-ного собрания, три -- Председателем Сената. Помимо назначае-мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз-ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу-ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон-ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по-литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран-ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в

работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со-вета по .истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон-ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро-ка своих полномочий. Он может быть, освобожден Конституцион-ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его- физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези-дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со-вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со-вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе-датель Конституционного совета занимает пятое место в офици-альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, премьер-министра и председателей палат. Действующий органический закон не только запрещает политическую активность чле-нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио-нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре-вентивный контроль за соответствием законопроектов и закон предложений Конституции. В случае получения соответствующе-го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе-ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя-вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращаются до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы, в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти-туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. (если запрос направлен Президентом Республики относительна (закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста-навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со-ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци-онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако-ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря-мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений. Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи-ческой деятельностью, как ратификация международных дого-воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституций. В том случае, если Кон-ституционный совет признает наличие расхождения или несовме-стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна-родный договор, может быть принят только после внесения изме-нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж-дународных обязательств. Ни Конституция, ми законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек-ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон-ституционности или неконституционности международного дого-вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре-тающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако-на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра-вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов или нет. Если Конституционный совет признает, что дей-ствующий закон относится к регламентарной сфере, он Может быть “вменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу-ществлением функций конституционного Надзора. Этот орган яв-ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно-стью проведения президентских выборов, производит официаль-ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами-рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа-лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо-ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион-ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при-носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере-дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на-рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре-зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив-ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го-сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло-во в сфере конституционной законности.

Глава 2. Конституционные права и свободы

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон-ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе-ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право-вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра-нение во Франции в период, предшествующий Великой француз-ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час-тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко-лы' физиократов относительно собственности и свободы предприни-мательства и целый ряд других. Декларация 1987 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая т.е позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ-ных прав и свобод,

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло-виях столкновения разных подходов и мнений и ;в; очень корот-кий срок (на ее создание было истрачено всего, 9дней), в этом документе излагается. довольно стройная доктринальная концеп-ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че-ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не .могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри-мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле-ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра-ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво-его рода общественный договор, в результате которого и возни-кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени-тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ-ления прав человека и гражданина служит существование пуб-личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь-зование всех средств для противодействия неправомерным акци-ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация Провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад-лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя Принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря-мо не запрещено законом.

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж-дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра-вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен-ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес-печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож-ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие Субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва-ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран-тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак-тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион-ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, В соответствии с которой При осуществлений своих прав, при ре-шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты-вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло-вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об-щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли-берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци-ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са-мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро-вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль-ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле-нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо-жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе-ре правовой это приводит к .появлению и закреплению на консти-туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес-публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, 'которые уточнили само понимание от-дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран-цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На-конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци-онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам-ки правомерной деятельности высших государственных органов и прежде всего законодательного Органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци-онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука-занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се-годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол-нительную власть. Соответственно функция контроля за их со-блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга-ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци-онный совет даже путем толкования может признать те или иные Принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, Превращая их тем самым в положения, как бы" приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль-ные самому Конституционному совету.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные по-ложения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, что всякое человеческое существо неза-висимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемле-мыми и священными .правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освящен-ные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан-ные законами Республики". Как видно из приведенного положе-ния, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных тек-стах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки Зрения материальной превращаются как бы в составную часть фран-цузской Конституции.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые ре-гулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Деклара-ции, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан ина-че как на основании закона и в формах, которые им предусмотре-ны. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон,, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит по-ложение, весьма близкое к принципу "хабеас корпус". Основные Процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопре-деляют характер соответствующего процессуального, а в опреде-ленной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г., содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответствен-ности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на осно-ве закона.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность .ограничения данного права. Лишение собственности Возможно Только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуще-ствление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судеб-ных органов и Конституционного совета, а также были в опреде-ленной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участ-ником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихт-ский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержа-щих общеобязательные правила, определяющие пользование пра-вами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защи-те прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Прав-да, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. От-мечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение

права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.

Социальные и экономические права

Они изложены, главным образом, в
Преамбуле к Конститу-ции 1946 г. Создатели этого документа подчеркивают необходи-мость закрепления экономических, политических и социальных

принципов, отвечающих новым условиям общественного разви-тия.

Значительное место в Преамбуле занимают положения, от-носящиеся к сфере осуществления трудовых прав. Особо важное значение имеют постановления, обязывающие государство спо-собствовать реализации трудовых прав и одновременно подтвер-ждающие право каждого человека защищать свои права и свои интересы При посредничестве профсоюзных организаций. Проф-союзные права не только гарантируются, но и получают свое развитие в результате признания права на забастовку, а также на участие трудящихся через посредство уполномоченных ими

* коллективном определении условий труда, выработке и зак-лючении коллективных договоров, а равно в руководстве пред-приятиями.

Преамбула предусматривает предоставление гарантий раз-витию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и Лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле гово-рится о гарантиях, которые предоставляет государство всем чле-нам общества в целях охраны здоровья, обеспечения отдыха и досуга, подчеркивается необходимость обеспечить общедоступность образования для всех членов общества. Само по себе данное поло-жение не является какой-то новеллой, оно известно законода-тельству Франции еще со времен Второй республики, однако кон-ституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционно-го принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. "Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является дол-гом государства".

Определенное уточнение вносит Преамбула к Конституции 1946 г. и в осуществление права собственности. Любое имущество или предприятие, к9торое имеет или приобретает характер пуб-личной службы или монополии, должно в силу самого этого фак-та быть превращено в коллективную собственность. Это положе-ние несомненно уточняет и дополняет положение, содержащееся в Декларации 1789 г. В то же время судебная практика показала, что общие принципиальные установления документа 1789 г., в частности в отношении предварительного и справедливого возме-щения, полностью сохраняют свою силу и применяются судебны-ми учреждениями Республики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что появление новых формул относительно коллективной собственности отнюдь не воспрепятствовало довольно широкой денационализации, Которая была осуществлена во Фран-ции в 80-е и 90-е гг.

Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические пра-ва и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На кон-ституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа един-ственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.

Девиз Республики -- "свобода, равенство и братство". Ее прин-цип-- "правление народа, через народ и для народа". Нацио-нальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих пред-ставителей (косвенная демократия) или путем референдума (пря-мая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и ус-ловия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положении ях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.

На конституционном уровне провозглашена такие важней-шие политические права и свободы, как поэтический плюра-лизм и свобода образования политических партий, свобода мне-ния, свобода слова и целый ряд других традиционных политических прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 к. Последующее законодательство в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциации, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из прин-ципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, кото-рые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т. е. принципов консти-туционного значения.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в рав-ном Доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Кон-ституционные тексты особо подчеркивают действие принципа не-дискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, со-циального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограничен-ный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в каче-стве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках пра-ва, может быть подтверждена решениями органа конституционно-го контроля, который в своей практической деятельности при про-верке конституционности акта, принимаемого Парламентом впра-ве рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот-ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органи-ческих законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значи-мость придается в этом случае только самим принципам, но от-нюдь не тем юридическим актам” в которых они сформулированы и изложены.

Юридические гарантии прав и свобод

Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является
независимая судебная власть. Статья 66 устанавливает: "Никто не может "быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть-- хранительница личной свободы.-- обеспе-чивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.

Посягательства на права и свободы человека со стороны ад-министрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправо-мерные действия администрации. Органы административной юс-тиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должно-стных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.

Защита прав и интересов человека от посягательств со сто-роны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судов по делам несовершеннолетних и др. тактика показывает, что судебная система Франции сравни-тельно эффективно справляется с осуществлением своих функ-ций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Евро-пейского Суда по правам человека показывает, что и француз-ская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что, по мнению Европейско-го Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав челове-ка и основных свобод,

Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод и на некоторые другие государственные органы. Так, Пре-зидент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, приня-тые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования чрезвычайных полномочий, предусмот-ренных статьей 16 Конституций. Кроме того, Президент Республи-ки является гарантом независимости судебной власти, а следова-тельно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить незави-симое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека. В Конституции Франции предусмотрено и существование специального уполномоченного по правам человека (медиатора). Од-нако он обладает относительно скромными полномочиями, глав-ное из которых - привлекать внимание общественности и обра-щать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельностью омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со сто-роны администрации во Франции выступает административная юстиция.

Заключение

Францию не случайно называют "лабораторией кон-ституции", а французов "великими потребителями кон-ституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сен-тября, и оформила создание во Франции Пятой Респуб-лики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793--1802 гг.); Вторая Республика (1848--1852 гг.); Тре-тья Республика (1875--1940 гг.); Четвертая Республика (1946--1958 гг.).

В преамбуле Конституции провозглашается привер-женность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с реше-нием Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана та-кая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической ча.стью этой Конституции.

Структурно Конституция Франции состоит из пре-амбулы, которая содержит также первую статью, в кото-рой Франция провозглашается неделимой, светской, со-циальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия про-исхождения расы и религии; утверждает все вероиспове-дания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверените-те; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Прави-тельство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О меж-дународных договорах и соглашениях; раздел VII. Консти-туционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной от-ветственности членов Правительства; раздел XI. Эконо-мический и социальный совет; раздел XII. О местных "кол-лективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен консти-туционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О сог-лашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пере-смотре Конституции; раздел XVII. Переходные положе-ния (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).

Далее идут: преамбула Конституции Французской “Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражда-нина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.

Предусмотре-но два способа пересмотра Конституции.

Первый -- проект или предложения пересмотра Кон-ституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным пос-ле его одобрения референдумом.

Второй вариант заключается в том, что проект пе-ресмотра не выносится на референдум, а Президент ре-шает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пере-смотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро На-ционального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продол-жена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.

В Конституции нет специального раздела, посвящен-ного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равен-ство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает сле-дующие права человека и гражданина:

-- люди рождаются и остаются свободными и равны-ми в правах;

-- обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; ' ^

-- свобода состоит в возможности делать все, что не" приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь. те границы, которые;

обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами;

-- закон может воспрещать лишь деяния, которые вредны для общества;

-- все граждане равны перед законом; им в равной мере открыт доступ ко всем общественным должностям,

местам и службам сообразно их способностям и без ка-ких-либо иных различий, кроме обусловленных их доб-родетелями и способностями;

-- никто не может подвергнуться обвинению, задер-жанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом; '

-- каждый гражданин, вызванный органами власти или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться, в случае сопротивления он подлежит от-ветственности;

-- закон может установить наказание лишь строго и бесспорно необходимое. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона;

-- каждый предполагается невиновным, пока не ус-тановлено обратное;

-- никто не должен испытывать стеснений в выра-жении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка;

-- свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек мо-жет высказываться, писать и печатать свободно/ под уг-розой ответственности лишь за злоупотребление этой сво-бодой в случаях, предусмотренных законом;

-- обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила установлена в интересах всех, а не в частных интересах;

-- на содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы, они должны распределяться равномерно между всеми граж-данами сообразно их состоянию;

-- все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения; свободно давать согласие на его взимание; следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания;

-- общество имеет право требовать отчета у каждо-го должностного лица по вверенной ему части управле-ния.

Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом.

В преамбуле Конституции 1946 г. были провозгла-шены следующие экономические, политические и соци-альные принципы:

-- равенство прав мужчин и женщин;

-- право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на террито-рии Республики;

-- обязанность каждого работать и право на получе-ние занятия;

-- право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;

-- право стачек, которое осуществляется в рамках закона;

-- право каждого трудящегося через посредство сво-их делегатов принимать участие в коллективном опреде-лении условий работы и в руководстве предприятием;

-- всякое имущество предприятия, имеющее нацио-нальное и общественное значение или характер факти-ческой монополии, должно стать собственностью общества;

-- обеспечение личности и семье необходимых усло-вий для их развития;

-- гарантия ребенку, матери и престарелым труже-никам охраны здоровья, материального обеспечения, от-дыха и досуга;

-- равный доступ к образованию, приобретению про-фессии и культуре; организация общественного бесплат-ного и светского образования всех ступеней провозглаша-ется долгом государства.

Список литературы

1. Е.М Ковешников Основы конституционного права зарубежных стран М.Инфа 2002.

2. М.в Баглай конституционное право зарубежных стран НОРМА 2002.

3. Л.Н Энтин конституционное право зарубежных стран .учебн. пособие . Юрист 2001.

4. Конституция ФР

5. Справочное пособие по конституции зарубежных стран. Юрист 2002.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010