рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Конституционное (государственное) право России

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального права

Контрольная работа по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Вариант № 6

Выполнил студент гр. ЮС-06-1

Бабкин С.П.

Проверил:____________________

г. Чита 2007 г.

План

  • Введение 3
  • 1.Конституционные основы государственного строя РФ.4
  • 2.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ 15
  • Заключение 23
  • Список литературы 24

Введение

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражда-нина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охра-ны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20--29 Консти-туции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и сво-боду, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основ-ного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновен-ность частной жизни, собственности, безопасность, сопротив-ление угнетению). Эти права выражают естественное состоя-ние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII--XVIII вв. в ходе борь-бы против феодальных монархий. Впервые она была выраже-на в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны-ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стрем-ление к счастью». Несколько позже Декларация прав челове-ка и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституци-онное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при-надлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы вклю-чены в конституции всех демократических государств.

1. Конституционные основы государственного строя РФ.

Федеративное устройство -- разновидность государственно-го устройства, являющегося необходимым институтом кон-ституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от ис-торических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Рос-сия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства -- одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможно-сти эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем са-мым предопределяя правовую базу решения проблем обще-ственного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотно-шения с центральной властью. Следовательно, государствен-ное устройство определяет меру централизации и децентрали-зации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в террито-риально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государ-ствах.

Различаются две основные формы государственного уст-ройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство -- это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административ-но-территориальные единицы не обладают политической са-мостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство -- это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной само-стоятельностью. Субъекты такого союзного государства име-ют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму го-сударственного устройства -- конфедерацию, которая предпо-лагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедераци-ями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устрой-ства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недоста-точно иметь среди своих граждан лиц различной националь-ности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных груп-пах населения, компактно проживающих на различных час-тях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих нацио-нальных групп. Каждая нация обладает своеобразным сувере-нитетом, который предполагает и решение вопроса о нацио-нальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других -- создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство -- ис-ключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф-фективного экономического и социального развития всех ча-стей государства. Этому может мешать как чрезмерная цент-рализация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экокомической свободы для всех граждан независимо от нацио-нальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-эконо-мической жизни, достигнуты наибольшие социальные и эко-номические успехи.

Унитарное государство -- централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная вла-сти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части террито-рии. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, кото-рое в пределах своей компетенции действует самостоятель-но. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью са-мостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суве-ренитет признается единым и неделимым всеми частями это-го государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве граж-данство бесспорно признается единственным. Унитарное госу-дарство может быть многонациональным, например Великоб-ритания, в которой компактно проживают англичане, шот-ландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децент-рализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть уни-тарных государств не знает каких-либо национальных адми-нистративных образований. Группы граждан отдельных наци-ональностей, организуя свои общины, не претендуют на авто-номию или собственную государственность.

Федеративное государство -- это только общая форма госу-дарственного устройства, а ее конкретное содержание -- по-литическое и правовое -- весьма неоднородно. Сами федера-ции, правовой статус и объем полномочий их субъектов фор-мировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управле-ния («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматри-вался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демо-кратическое правовое государство перекрывает цели нацио-нальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо приви-легии граждан по национально-титульному признаку.

Территория -- один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется су-веренитет и власть государства. Каждое государство заинтере-совано в ясном определении пределов своей территории, по-скольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей терри-тории имеет не только международно-правовое, но и внутрен-нее, государственно-правовое значение. От этого зависят гра-ницы федерального суверенитета, т. е. поле действия феде-рального законодательства, федеральной исполнительной и судебной власти.

В конституционном праве России есть понятия «террито-рия Российской Федерации» и «территория субъекта Федера-ции». Отношение между ними самое простое: первая включа-ет в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены толь-ко с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, тер-риториальное море, воздушное пространство над территория-ми субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море -- это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государ-ственной территории.

Закон о недрах (в редакции от 25 мая 2002 г.) устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной соб-ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ре-сурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

К территории морских государств непосредственно примы-кают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и ис-ключительная экономическая зона. Конституция РФ закреп-ляет в отношении их свои суверенные права и юрисдикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом.

Континентальный шельф Российской Федерации включа-ет в себя морское дно и недра подводных районов, находя-щихся за пределами территориального моря Российской Фе-дерации, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от бере-га. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других не-живых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления су-веренных прав на шельфе регулируется Федеральным зако-ном о континентальном шельфе Российской Федерации (в редакции от 22 апреля 2003 г.). Интересы субъектов Феде-рации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и раз-работку этих ресурсов.

Исключительная экономическая зона -- это морское про-странство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установ-ки и сооружения, проводить исследования, осуществлять за-щиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в редакции от 22 апреля 2003 г.).

Охрана территории, континентального шельфа и исключи-тельной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целос-тность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственной грани-це РФ (в редакции от 30 декабря 2001 г.), а также рядом дру-гих нормативных актов и международных договоров с сопре-дельными государствами. Этими актами закрепляется проце-дура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Федеральным законом «О внутренних морских водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федера-ции» (в редакции от 22 апреля 2003 г.) регулируется приле-жащая зона -- морской пояс, который расположен за преде-лами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ши-рина территориального моря. Закон регулирует порядок про-ведения морских научных исследований.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конститу-ции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Феде-рации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем поряд-ке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установлен-ных субъектами норм о государственной целостности Россий-ской Федерации, целостности и неприкосновенности ее терри-тории и суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т. е. права выхода из Федерации, легитимность такого поло-жения опирается на выраженную народом волю при приня-тии Конституции. Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произой-ти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации об-разуется на территории, входящей в состав какого-либо одно-го или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Феде-ральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принят 17 декабря' 2001 г.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федера-цию и образовании в ее составе нового субъекта должнь! соблю-даться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные свя-зи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществля-ется по взаимному согласию Российской Федерации и данно-го иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. В случае принятия в каче-стве нового субъекта иностранного государства этому субъек-ту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

Международным договором регулируются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения граждан-ства Российской Федерации, правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных органи-зациях, его имущественных активов и пассивов, действие законодательства Российской Федерации на территории ново-го субъекта РФ, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного го-сударства на территории нового субъекта РФ. Международ-ным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интег-рирован в экономическую, финансовую, кредитную и право-вую системы Российской Федерации, а также в систему орга-нов государственной власти Российской Федерации.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о провер-ке соответствия Конституции РФ данного международного договора, а затем международный договор вносится в Государ-ственную Думу на ратификацию.

Федеральный конституционный закон о принятии в Рос-сийскую Федерацию нового субъекта должен содержать поло-жения, определяющие наименование, статус и границы ново-го субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финан-совую, кредитную и правовую системы Российской Федера-ции, а также в систему органов государственной власти Рос-сийской Федерации.

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образова-нии в составе Российской Федерации нового субъекта подле-жит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если же затрагивается статус какого-то субъекта Феде-рации, то следует помнить, что его изменение возможно толь-ко по взаимному согласию Российской Федерации и соответ-ствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.

Большое число коренных малочисленных народов, населяю-щих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, кото-рые и гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статус коренных малочисленных народов закреплен в Фе-деральном законе «О гарантиях прав коренных малочислен-ных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. Дей-ствует также ряд специальных законов. Так, Лесной кодекс устанавливает режим землепользования и ведения лесного хо-зяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах предусматривает отчисления на нужды их социально-экономи-ческого развития при пользовании недрами в районах их про-живания. Определенные льготы введены законами о налогооб-ложении, о приватизации государственных и муниципальных предприятий и др. Основы законодательства о культуре гаран-тируют поддержку в отношении сохранения культурно-наци-ональной стабильности малочисленных народов. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президен-та, Правительства России, законов субъектов Федерации. Фе-деральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована Рамоч-ная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. закреплены общие принципы организации и деятельности общин коренных мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традицион-ного образа жизни, прав и законных интересов этих народов, а также определены правовые основы общинной формы самоуп-равления и государственные гарантии его осуществления.

13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов -- Центральный, Северо-Запад-ный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирс-кий, Дальневосточный. Тем же Указом утверждено Положе-ние о полномочном представителе Президента РФ в федераль-ном округе.

По своей природе федеральный округ является админист-ративным образованием, охватывающим территорию несколь-ких субъектов РФ. Создание округов не затрагивает консти-туционных основ федерализма и не ущемляет конституцион-но-правовой статус субъектов РФ. В рамках федерального округа организуется работа по реализации основных направ-лений внутренней и внешней политики государства, прово-дится контроль за исполнением решений федеральных орга-нов государственной власти. Создание федеральных округов призвано также содействовать обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и эко-номического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с боль-шими размерами территории России известная раздроблен-ность государства и ослабление федерального влияния на ре-шение проблем в субъектах РФ.

2. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ

Право на жизнь. Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и по-чти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое пра-во человека, охраняемое законом. Никто не может быть про-извольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми меж-дународно-правовыми актами о правах человека: Всеобщей декларацией прав человека (ст. 3), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 6), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2). Европейская конвенция, однако, допускает лишение жизни в результате «абсолютно необходимого применения силы: а) для защиты любого лица от противоправного наси-лия, Ь) для осуществления законного задержания или предот-вращения побега лица, заключенного под стражу на закон-ных основаниях, с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа» (ч. 2 ст. 2). Признание этого права озна-чает, что государство должно реально применять законода-тельство, которое квалифицирует как преступление преднаме-ренные убийства, совершенные как частными лицами, так и сотрудниками государственных органов, действующими вне пределов их законных полномочий.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Совершать любые правомерные действия. В этом пра-ве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения при-нуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая рас-пространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Ник-то не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжать-ся своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

Положения о неприкосновенности личности сформулирова-ны в международно-правовых документах и конституциях всех демократических государств. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, -- гласит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 5). -- Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном за-коном». Гарантией является требование законного содержа-ния под стражей лица, осужденного компетентным органом, законное содержание или заключение под стражу, осуществ-ляемые в законных целях. Каждому арестованному незамед-лительно сообщаются причины ареста и предъявляемое ему обвинение. Задержанный или заключенный под стражу дос-тавляется к судье или к иному должностному лицу, наделен-ному судебной властью, и имеет право на судебное разбира-тельство в течение разумного срока или на освобождение до суда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на-правлены на защиту физической свободы, и в особенности свободы от произвольного ареста и задержания. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отметил, что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьезных ограничений индивидуальной свободы (обя-занности соблюдения правил дорожного движения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.). Свобода человека охраняется всей системой права.

Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове-ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни-ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означаю-щий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмирует-ся, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отра-жает естественное стремление каждого человека иметь собствен-ный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось отвергнуть призна-ние права человека на частную жизнь, что вылилось в издева-тельские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.

Однако гражданское общество понимает, что злоупотребле-ние тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявле-ния противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различ-ных статьях Конституции, а специально -- в ст. 23 и 24. Рас-смотрим их.

Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и Доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источ-ников финансового состояния семьи и т. д. Если честь и доб-рое имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным ко-дексом. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. По-этому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разгово-ров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны пе-реписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложе-ние ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основа-ниях и в порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован законом и порядок прослу-шивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупотребления должно-стных лиц правозащитных органов.

Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие по-чтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с инфор-мацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передава-емых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщени-ях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только от-правителям и получателям или их уполномоченным представи-телям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Неприкосновенность жилища. По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом -- моя крепость» -- гласит английская поговорка,' утверждающая право человека делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится. Никто не вправе проникать в жилище против воли прожива-ющих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных феде-ральным законом, или на основании судебного решения.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или Прожива-ющие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, об-щежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыс-ки и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, -- такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогла-сия остальных проживающих.

Гарантии против незаконного вторжения и обысков со сторо-ны правоохранительных органов -- основное содержание непри-косновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны от-дельных лиц) -- это, в сущности, обычные преступления (кра-жа* грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкос-новенности жилища является преступлением.

Национальная принадлежность. Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет мно-го этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утрати-ла юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России при-надлежность к определенной нации до недавнего времени слу-жила основанием дискриминации и в то же время рассматри-валась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою нацио-нальность, так как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп-ределять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национально-сти. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискрими-нации по национальному признаку. Поэтому трудно предполо-жить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.

Свобода передвижений и места жительства. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визово-го режима или законодательства о въезде. Закрепляя это пра-во, государство тем самым признает территорию страны при-надлежащей самим гражданам, которые в соответствии со сво-ими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.

Более подробно эти вопросы регулируются Законом о пра-ве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребы-вания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограни-чения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Однако реализации права на выбор места жительства сопут-ствует определенный порядок. Закон устанавливает обязан-ность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в течение семи дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы вы-бора места жительства

Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека, как ве-рить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, суще-ствует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитар-ных атеистических государствах ею прикрывались официаль-ная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на вы-бор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобо-да, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнознач-ным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каж-дой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Од-нако в обиходе очень часто все указанные термины употреб-ляются как идентичные.

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис-поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей-ствовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Свобода мысли и слова. Мысль -- неотъемлемое свойство человека, основа его дей-ствий и поступков. «Я мыслю -- значит, я существую», -- пи-сал великий французский философ Декарт. Мысль всегда сво-бодна, это ее имманентное состояние. В этом отношении зако нодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лише-ние мысли ее свободы -- заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить чело-века говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины -- главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело -- свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякого знания. На самом деле в слове за-ключен источник созидания. Библия утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания/Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыс-лие -- главная опасность любой тирании. «Мнение правит миром», -- верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда унич-тожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней осно-ву для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление сво-бодным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Заключение

Итак, в зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).

Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.

Политические права и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан РФ - право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципального образования, - право избирать и избираться, наряду с гражданами, в представительные муниципальные органы. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.

Социально-экономические права и свободы - это право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.д.

Культурные права - это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Список литературы

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г.)

Баграй М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА. 1998;

Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юристъ. 1999;

Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа. 2000;

5. ЗАКОН ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН (в ред. Федерального закона от 14.12.95 N 197-ФЗ) .

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010