рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

14

Содержание

Введение

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Институт гражданства

Конституционный принцип равноправия граждан

Социально-экономические права

Политические права

Личные права и свободы

Права социальных, национальных и других общностей

Конституционные обязанности личности

Гарантии конституционных прав, способы выполнения конституционных обязанностей

Права и обязанности граждан при чрезвычайном положении

Заключение

Источники и литература

Введение

Конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся  в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. Это доказывает актуальность темы данной контрольной работы.

Цель данной работы рассмотреть конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники конституционно-правового статуса личности в зарубежных стран.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Права человека являются естественными и неотчуждаемы-ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.

Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу-дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по-литические партии и союзы и т. д.

В странах тоталитарного социализма права человека и граж-данина представляли как бы единое целое, а важное значение придавалось правам граждан и правам трудящихся. Так, в Кон-ституции Китая право на образование и отдых предоставлено только трудящимся гражданам.

Ряд прав и обязанностей человека и гражданина возникают только по достижении определенного возраста: например, право на труд -- с 16 лет, воинская обязанность -- с 18 лет, а право собственности возникаете момента рождения, иногда и до рождения, когда наследниками могут стать дети, родив-шиеся после смерти наследодателя.

В настоящее время основы правового статуса личности и гражданина определяются международным правом. Конститу-ции многих государств делают ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООП 1948 г. и Международные пакты о правах человека 1966 г. Международное право устанавливает следую-щее:

-- внутреннее законодательство не должно противоречить зафиксированным в международных актах основным правам че-ловека и общечеловеческим ценностям;

-- не может быть абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены на основании закона и только в той части, в какой это допущено конституцией на основе требова-ния международного права и в определенных целях;

-- запрещается использовать права с целью нанесения ущер-ба правам и законным интересам других юридических и физи-ческих лиц;

-- права конкретной личности ограничены правами других лиц.

В странах тоталитарного социализма социалистическая кон-цепция прав человека исходила из принципов коллективизма. В демократических государствах приоритет отдается личным и политическим правам и свободам. В то время как в мусульман-ском праве права человека связаны с его религиозной принад-лежностью и полом.

По конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин. Во многих мусульманских странах женщины не имеют избирательных прав, они, будучи наследницами, получают половину доли наследства, а их пока-зания в суде (двух женщин) приравниваются к показаниям од-ного мужчины.

В Океании правовой статус лица зависит от его принадлеж-ности к определенному племени.

Институт гражданства

Правовое положение конкретного лица зависит от его ста-туса (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с двойным гражданством. Особый статус имеют беженцы (не граждане государства их пребывания), а также вынужденные переселенцы (граждане) и др.

Естественно, что большими правами наделяются граждане данного государства, поэтому они несут и несравненно больше обязанностей (воинская обязанность). Иностранцы имеют пас-порт своего государства, в стране пребывания им выдается вид на жительство, они не служат в армии страны пребывания, не платят налоги (если между странами имеется соглашение об ис-ключении двойного налогообложения) и т. д. Лица без граждан-ства, в отличие от иностранцев, не пользуются дипломатиче-ской защитой какого-либо государства, как иностранцы, они могут быть принудительно высланы из страны пребывания. Лица с двойным гражданством наделены правами и несут обя-занности в соответствии с законодательством тех государств, гражданами которых они являются. Такая обязанность, как служба в армии, разрешается дипломатическим путем.

В конституционном праве ряда зарубежных государств упо-требляются термины «гражданство» и «подданство». О правовом положении было сказано ранее, что же касается термина «под-данство», то он применяется только в монархиях, т. к. отражает связь конкретного человека с монархом, т. е. это звучит как подданный его величества.

По своему положению граждане различаются как:

-- урожденные в данной стране;

-- натурализованные, принятые в гражданство в соответст-вии с действующим законодательством.

Остановимся на способах приобретения гражданства, их два:

1) по рождению;

2) натурализация.

Эти способы являются самыми распространенными, кроме них существуют менее распространенные, к которым относят:

1) оптацию -- выбор гражданства страны в связи с перехо-дом территории от одного государства к другому .или же про-возглашение определенной территории прежнего государства независимым новым государством;

2) трансферт -- переход территории, который сопровожда-ется изменением гражданства без права выбора (имело место после второй мировой войны).

Существует несколько способов утраты гражданства:

1) по инициативе лица, подавшего заявление о своем выходе;

2) лишение гражданства осуществляется против воли лица по инициативе государства.

Во многих зарубежных странах законодательство запрещает высылку из страны граждан, такая практика имела место в странах бывшего социалистического содружества; в отношении иностранцев этот Институт возможен, но только по постанов-лению суда (Румыния), а в Мексике полномочиями по высылке иностранцев из страны наделен орган исполнительной власти.

Выдача лица одного государства другому для производства предварительного следствия или суда (экстрадиция) возможна в соответствии с заключенным международным договором или же без такового, не допускается выдача лиц, в отношении кото-рых возбуждено уголовное преследование по политическим мо-тивам.

Конституционный принцип равноправия граждан

В большей части конституционные права и свободы граждан подразделяются на 4 группы, к которым относят:

-- права и свободы, обусловленные равноправием граждан (например, перед законом);

-- социально-экономические и культурные права (право на труд, на использование культурных ценностей);

-- политические права и свободы граждан (свобода полити-ческих объединений для влияния на органы государственной власти);

-- личные права и свободы граждан (например, неприкосно-венность личности).

Международное право особое внимание уделяет такому кон-ституционному праву, как равноправие, а вот неравные права граждан в зависимости от пола, расы и вероисповедания явля-ются дискриминацией. Разновидностью национальной дискри-минации в ряде прибалтийских стран является языковая диск-риминация, которая направлена соответственно против русско-язычного населения. В таких странах, как США, Канада и ряд других, имеются резервации для коренных племен, которые ог-раничивают их свободу, закрепляя, таким образом, на опреде-ленных землях. Необходимо заметить, что население племен налогов не платит, но и в общественной жизни государства участия соответственно не принимает.

Социально-экономические права

В ряде стран социально-экономические права нашли консти-туционное подтверждение, к их числу относятся:

-- право собственности и ее наследования, многие консти-туции предусматривают национализацию отдельных отраслей хозяйства (Франция, Мексика), а в условиях военного времени возможна даже и реквизиция -- временное изъятие собствен-ности для обороны. Следует заметить, что конкретное имуще-ство у собственника может быть изъято только для обществен-ных целей и только на основе закона;

-- право на труд, в ряде конституций демократических стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени;

-- право на отдых означает, что в конце недели предоставля-ется один или два выходных дня, которые оплачиваются рабо-тодателем;

-- право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресо-ванных работодателю;

-- право на охрану здоровья зачастую зависит от системы здравоохранения в конкретной стране;

-- право на образование;

-- право на социальное обеспечение. Для выплаты пенсий создается пенсионный фонд, состоящий из средств бюджета, налоговых отчислений из заработной платы и отчислений пред-приятий.

Политические права

Все политические права непосредственно связаны с участи-ем в общественно-политической жизни и нормировании органов государственного управления. В ряд политических прав, нашед-ших свое конституционное закрепление, вошли:

-- свобода выражения мнения через средства массовой ин-формации и т. п., что в конечном счете означает полное отсут-ствие цензуры;

-- свобода объединения в политические партии;

-- свобода собраний и митингов, а также демонстраций.

Личные права и свободы

Личные права и свободы определяют положение личности в обществе.

В число таких прав входят:

1) право на жизнь. Юридически этот термин трактуется как то, что человека могут лишить жизни по приговору суда с не-пременным обязательным участием присяжных заседателей;

2) свобода и личная неприкосновенность означают, что ли-шить человека свободы можно только на законных основани-ях, по приговору суда. Личная же неприкосновенность означа-ет, что арест или же полицейское задержание могут происхо-дить с соблюдением целого ряда формальностей, установлен-ных законом и только на определенный срок, который во многих странах составляет 48--72 часа;

3) достоинство личности, суть этого личного права заключа-ется в том, что в конституционном порядке запрещено приме-нение пыток, жестокое обращение, а также медицинские экспе-рименты без согласия лица;

4) свобода совести -- это свобода вероисповедания;

5) неприкосновенность жилища означает, что войти в жили-ще гражданина без его согласия невозможно, кроме случаев, не терпящих отлагательств, к числу которых относят производство обыска по постановлению суда;

6) тайна переписки, телеграфных и телефонных сообщений;

7) свобода передвижения и выбор места жительства по лич-ному усмотрению конкретного лица на территории страны. Лицо имеет право эмигрировать в другую страну и вправе воз-вратиться в свою страну.

Права социальных, национальных и других общностей

Здесь необходимо заметить, что в странах тоталитарного со-циализма конституция закрепляла право наций на самоопреде-ление, что означало право выхода субъекта федерации из соста-ва федерации.

Так, в конституции Португалии 1976 г. имеется норма о пра-вах политической оппозиции как конкретной общности, бук-вально это означает, что оппозиция имеет право на доступ к официальным документам правительства, т. е. право на инфор-мацию.

Конституция Китая 1982 г. предусматривает право, а пра-вильнее сказать привилегию, для городских жителей на пред-ставительство в выборных органах государственной власти.

В конституциях некоторых государств закреплено коллек-тивное право пенсионеров, трудящихся, детей, молодежи, без-работных и т. п. Следует обратить внимание на то обстоятель-ство, что коллективные права, о которых замечено выше, не могут осуществляться в индивидуальном порядке (например, один человек не может быть наделен правом на самоопределе-ние и т. д.).

Конституционные обязанности личности

Конституциями зарубежных государств устанавливаются основные обязанности и человека, и гражданина. Так, все лица, живущие в конкретной стране, обязаны сохранять окружаю-щую среду и природу, бережно относиться к ее богатствам. Гражданин несет несравнимо большие обязанности, т. к. его дол-гом является защита отечества, т. е. существует всеобщая во-инская обязанность для гражданина определенного возраста, кроме того, гражданин должен иметь основное общее образова-ние, а кроме того, он должен участвовать в выборах.

В странах бывшего социалистического лагеря существовали и другие обязанности, к числу которых были отнесены: обязан-ность трудиться, беречь государственную тайну и соблюдать об-щественный порядок.

Гарантии конституционных прав, способы выполнения конституционных обязанностей

Гарантии конституционных прав в большей степени зависят от уровня развития экономики, правовой культуры общества и степе-ни его демократизации. Гарантии подразделяются на:

-- политические, нашедшие свое воплощение в странах то-талитарного социализма;

-- экономические -- это ликвидация безработицы.

Политические связаны с многочисленными нормами осуще-ствления власти народа: многопартийностью, свободой оппози-ции и т. п.

Важной же юридической гарантией является наличие пра-вового государства.

Конституционные права граждан защищаются всей систе-мой судебной власти в стране, это значит, что любой гражданин вправе обратиться с иском по поводу нарушения его конститу-ционных прав. Защита конституционных прав граждан являет-ся специальной обязанностью конституционных судов. Кроме того, гражданин может обращаться в международные органы для правовой защиты, к числу которых относятся комитет ООН по правам человека или Европейский суд в Страсбурге, в слу-чае, если государство является участником соответствующей конвенции.

Права и обязанности граждан при чрезвычайном положении

На территории страны или же в стране в целом при наличии массовых общественных беспорядков или при локальных кон-фликтах актом главы государства или правительства может быть введено военное, осадное или чрезвычайное положение. В изданном главой государства или правительством акте указы-вается точный срок действия чрезвычайного положения, терри-тория, на которой оно распространяется, а также перечислены вводимые ограничения конституционных прав граждан. Издан-ный акт немедленно доводится до всего населения и вступает в силу через несколько часов после его оповещения. Конституции ряда стран прямо указывают на то, что при введении чрезвы-чайного положения немедленно созывается парламент для кон-троля за действием исполнительной власти; например в Брази-лии установлен в конституционном порядке пятидневный срок созыва парламента. После введения чрезвычайного положения сразу же запрещаются собрания, демонстрации и свобода пере-мещения, вводится цензура на радио и телевизионные пере-дачи, досмотр автотранспортных средств и ряд других огра-ничений.

При объявлении военного положения некоторые полномо-чия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые становятся органами гражданскими.

В тяжелых для страны ситуациях вводится осадное положе-ние. При указанных ситуациях вводится комендантский час с запретом появления на улицах без соответствующих пропусков, которые выдаются гражданам военными властями (например, как это было в Албании в 1997 г.).

Заключение

В данной работе рассмотрена тема конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Изучение конституционного (государственного) права зарубежных стран помогает повышению профессиональной квалификации юристов, развивает умение мыслить правовыми категориями.

При изучении данной отрасли права применяются, прежде всего, историко-правовой  и сравнительно-правовой методы познания.

Права человека являются естественными и неотчуждаемы-ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.

Личные права и свободы определяют положение личности в обществе.

В число таких прав входят:

1) право на жизнь.

2) свобода и личная неприкосновенность

3) достоинство личности, суть этого личного права заключа-ется в том, что в конституционном порядке запрещено приме-нение пыток, жестокое обращение, а также медицинские экспе-рименты без согласия лица;

4) свобода совести

5) неприкосновенность жилища

6) тайна переписки, телеграфных и телефонных сообщений;

7) свобода передвижения и выбор места жительства по лич-ному усмотрению конкретного лица на территории страны.

Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу-дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по-литические партии и союзы и т. д.

Источники и литература

1. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1998 г.

2. Конституция США: Текст и постатейный комментарий: В 2 ч. Москва1984

3. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. -- М.: Прогресс, 1991. -- Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. --М.: Издательская группа ИНФРА-М--НОРМА, 1997.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

6. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. - М.: Проспект, 1995 г.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристь, 2000г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010