рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

История развития криминологии и роль российской научной школы в ней

1. Зарождение криминологической мысли и начало развития науки криминологии

Вопросы преступности давно будоражат умы человечества. Что такое преступление, почему люди их совершают. На эти и другие вопросы пытались ответить еще ученые древности.

Так древнегреческий ученый, философ Платон, анализируя мотивы преступлений, указывал среди них стремление к наслаждениям, праздности, гнев, ревность, заблуждение и др.

Много внимания он уделял наказанию, считал, что оно должно быть индивидуальным, соответствовать характеру содеянного с учетом побудительных мотивов, которыми преступник руководствовался.

Закон по его мнению призван оказывать на человека предупредительное воздействие и люди под воздействием закона должны становится лучше.

Огромное значение он придавал воспитанию “... добродетели учить можно... и нет ничего удивительного, когда у хороших родителей бывают худые, а худых хорошие дети” 1 - писал он.

Важное значение предупреждению преступлений уделял также Аристотель. При этом во главу угла он ставил силу закона, полагая, что люди воздерживаются от дурных поступков из страха наказания, а преступник становится порочным только по своей воли. Вместе с тем причины преступлений он видел вне преступника. Это: беспорядки в государстве, нищета, слабость наказания, нарушение принципа неизбежности наказания. Он активно выступал против произвола судей, считал, что судьи должны служить только закону.

Среди ученых древнего Рима, размышлявших о преступности следует назвать Цицерона, Сенеку, Лукреция, Публия Сира и других.

В их идеях выражены взгляды на преступность как на дурное поведение, связанное с такими человеческими грехами, как корыстолюбие, честолюбие, злобность, гордость, зависть, гнев, а также с бедностью, отчаянием, бесправием.

В большинстве своем свои позиции они выражали по отношению к гражданам Рима, и меньше всего по отношению к рабам, которые таковыми не являлись.

После падения Римской империи в идеологии господствующими стали религиозные воззрения, согласно которым человеком в его поступках управляет злая воля, злой дух, нечистая сила и тому подобное, а все это привнесено в людей свыше.

Можно считать, что церковь господствовала в праве вплоть до конца ХV века, когда стало складываться светское сословие юристов, которые, мало развивая законотворческие идеи теоретически, давали лишь узкопрактические рекомендации, применительно к тем или иным криминальным ситуациям.

История развития криминологии как науки берет свое начало с классической школы уголовного права, которую основал итальянец Чезаре Беккариа (1738-1794) .

Выделяют три этапа в развитии криминологии. Первый этап, получивший название классического берет свое начало со второй половины ХVIII века и продолжается примерно до 80-90х годов ХIХ века, второй этап (позитивистский) с 90-х годов ХIХ века до конца 20-х годов ХХ века.

И наконец, третий этап, именуемый современным, следует отсчитывать с 30-х годов нашего столетия.

Классический период связан с идеями просвещения, когда наука перестала объяснять преступность с точки зрения теологического понимания преступности, рассматривая преступное поведение как результат действия сверхъестественных сил, существующих якобы вне человека.

Характерными особенностями классического подхода является рациональное, научное объяснение преступности, более гуманный подход к наказанию преступников, а также к деятельности карательных органов в государстве. Среди ученых этого направления следует выделить Ч. Беккариа, Н. Бентама.

Классическая школа в криминологии, основателем которой также можно считать итальянца Ч. Беккариа, создала принципиально новую для своего времени теорию преступности.

В своей книге “ О преступлениях и наказаниях.” (1765) он указал на три источника “ нравственных и политических начал”, управляющих людьми: божественное откровение, естественные законы и добровольные общественные отношения.1

Он считал, что каждый человек имеет выбор: совершить или нет преступление. Все зависит от степени усвоения правил поведения, прививаемых в процессе воспитания. Среди движущих начал, обуславливающих поведение, он называл Наслаждение и Страдание и считал, что “... побуждения к преступлениям увеличиваются соразмерно выгодам, которые каждый извлекает для себя из общественного неустройства”. 1

Противопоставить преступлению следует наказание, которое не должно быть жестоким, но должно последовать неотвратимо. Но преступление нужно предупреждать и это тот главный путь, по которому следует идти.

“Лучше предупреждать преступление, чем за него наказывать. В этом главная цель всякого хорошего законодательства”2- писал он.

Подводя итог воззрениям Ч. Беккариа, можно сказать, что существование преступности он объяснял как результат действие общественных противоречий и “ всеобщей борьбы человеческих страстей”.

Принципиальное значение имеет и его вывод о том, что число преступлений будет увеличиваться соразмерно росту населения и возрастающим отсюда столкновениям частных интересов.

Идеи классической школы содействовали реформе уголовного законодательства, которое становилось все более гуманным, целесообразным и справедливым.

Предупредительное воздействие связывалось со свободой личности и ее просвещением (идеи Монтескье).

Однако роль самой личности в психологическом механизме преступного поведения этой школой не нашла достаточного внимания и отражения в научных изысканиях. Являясь теорией “чистого разума”, классическая школа мало использовала фактические данные о преступности, и не подтверждала свои научные идеи на практике.

Позитивистская школа в криминологии уделяла большое внимание объяснению преступного поведения с помощью эмпирического материала, который ее представители собирали в большом количестве. Считается, что родоначальником этой школы был итальянец Ломброзо, который на основе многолетних наблюдений за заключенными, отбывающими наказание в тюрьме, сделал вывод о наличии так называемого “прирожденного типа преступника”. В своей работе “Преступный человек”, опубликованной в Италии в 1876 году, он утверждал, что типичному преступнику присущи определенные физические признаки: скошенный лоб, удлиненные или не развитые мочки ушей, складки лица, резко выраженные надбровные дуги, чрезмерная волосистость или напротив - облысение, сниженная чувствительность к боли. По его мнению приблизительно треть преступников обладают атавистическими чертами, приблизительно столько же относятся к “пограничному” биологическому виду и столько же - случайные преступники. Ломброзо утверждал, что существует анатомический тип прирожденного преступника, преступность которого предопределяется низшей физической организацией (атавизмом или дегенерацией).

Однако многочисленные исследования ученых, проводимые в разных странах, в том числе и в России не подтвердили его теорию. Так русский паталогоанатом Д.Н. Зернов, на основе практических исследований пришел к убеждению, что “ прирожденного преступника” не существует, а выделение такого типа из массы людей по внешним анатомическим признакам по крайней мере антинаучно.

Главным в учении школы позитивистского направления было отрицание “свободы воли”, присущей классической школе. Так Энрико Ферри , являясь последователем Ломброзо, рассматривал преступность как болезнь, а карательную систему, как клинику.1

Однако взгляды Э. Ферри и работавшего с ним Рафаэля Горофало значительно отличались от взглядов своего учителя Ч. Ломброзо.

Придавая определенное значение биологической обусловленности преступности, они подробно осветили в своих работах влияние на преступность социальных, экономических и политических факторов. Более того, Р. Горофало частично исследовал психологические аспекты преступного поведения. Можно сказать, что именно ими была заложена основа для последующих социологических и психологических теорий объяснения преступности.

Существует также теория факторов, основоположником которой был бельгийский ученый А. Кетле. Он считал, что в обществе преступность подчиняется определенным законам, связанным с завидной повторяемостью ее численных величин, в зависимости от внешних по отношению к человеку факторов социальной действительности.

Известен ряд подходов, связанных с социологическим направлением в криминологии.

Так, выдвинутая французским социологом Э. Дюркгеймом теория социальной дезорганизации, объясняя преступное поведение на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от негативных воздействий на него со стороны общества.

К “социальным факторам”, оказывающим влияние на индивиды, он относил внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувств. Так по его мнению, общественная мораль всегда строже и требовательней к человеку, чем его индивидуальная.

Под социальной дезорганизацией он понимал безнормативность (явление аномии), т.е. такое общественное состояние, когда существенно ослабевает сдерживающие действие морали и общества в течение определенного времени не способно оказывать сдерживающее влияние на индивида.

Согласно другой теории, названной теорией “дифференцированной связи”, созданной французским ученым Г. Тардом, преступное поведение возникает в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Частота и устойчивость влияний на индивида со стороны таких моделей, носителями которых могут быть антисоциальные группы, отдельные люди определяют степень вероятности совершения преступления данным индивидом. В связи с этим эта теория не склонна объяснять преступное поведение биологической наследственностью преступных наклонностей. Эта теория также как и теория социальной дезорганизации имеет ряд недостатков. Например, согласно этим воззрениям трудно объяснить, почему люди, выросшие среди преступников, никогда не совершают преступлений.

Психологический подход в объяснении преступного поведения берет свое начало с Р. Горофало.

Считается, что психология дала многое криминологии в области методики исследования личности правонарушителей, в результате чего стало возможным сосредоточить внимание криминологов на сфере индивидуальных особенностей преступников, их умственных способностях, клинических отклонениях.

Так в 1880 году вышла книга Р. Горофало “Критерии опасного состояния”, где автор показывает, что в ряде случаев преступление возникает на основе предшествующего его совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами. Такое состояние соответствует внутреннему кризису личности, сменяемому эмоциональным безразличием, за которым приходит эгоцентризм, лабильность, которая вновь может вылиться в кризис.

Новое направление в психиатрическом подходе в анализе преступности открыл австрийский ученый З. Фрейд, который объяснял поведение человека действием основополагающих инстинктов, заложенных в нем природой. Это, прежде всего, инстинкты самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Последней может быть направлен как внутрь человека (что связывается с совестью, самоубийством), так и вовне (агрессия). В человеке происходит борьба этих инстинктов, часто даже на подсознательном уровне.

Сегодняшние представления о конфликтах внутри души впитали в себя многое из учения Фрейд. Подробный перечень из криминологически значимых реакций, именуемых обычно защитными механизмами, разработан Д. Колменом и дополнен В. Фоксом.

2. Криминология в дореволюционной России

Вопросы преступности волновали и русских ученых и мыслителей. Их взгляды на преступность находили выражение в философских, научных трудах, а также в художественных произведениях. Так всем известна книга А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”, где он подметил, что большинство преступлений, совершаемых простыми людьми, прежде всего крестьянами, есть их реакция на тяжелейшее материальное и бесправное положение, характеризующееся нищетой, неграмотностью, униженным положением. Известна также другая его работа “ О законоположении”, в которой преступность он связывает с характером общества, с процессами происходящими в нем.

Он специально разработал систему криминологических показателей, которую рекомендовал правительству, т.е. обосновал статистический учет в преступности.

Русские революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. видели истоки преступности в экономическом устройстве общества, в политическом строе того времени. Поэтому в совершенном преступлении есть не только вина человека, но и его беда, и никакой закон или наказание сами по себе не способны предупредить преступление.

Так еще в 1845 году Герцен писал в дневнике, что преступление всегда есть действие более или менее вынужденных обстоятельств, а наказание он клеймил как мерзость и нелепость.

Существующие в то время в России порядки он называл “людоедством в образованной форме”.1

Белинский усматривал причины преступности в самом устройстве общества. Так по поводу романа Эжена Сю “Парижские тайны” он писал: “ Эжен Сю показывает в своем романе, как иногда сами французские законы бессознательно покровительствуют разврату и преступлению. И надо сказать, он показывает это очень ловко и убедительно; но он не подозревает того, что зло скрывается не в каких-нибудь отдельных законах, а в целой системе французского законодательства, во всем устройстве общества...”2

Он критиковал лживое равенство перед законом рабочего и буржуа, а подлинными преступниками считал тех, кто “ доводит работника до такого состояния, когда он от голода и отчаяния становится вором или убийцей, хотя при этом буржуа и считается правым по закону гражданскому.”1

Чернышевский в работе “Антропологический принцип философии” видел источник преступного поведения в материальной нужде. Он писал: “Психология говорит, что самым изобильным источником обнаружения злых качеств служит недостаточность средств к удовлетворению потребностей, что человек поступает дурно, т.е. вредит другим, почти только тогда, когда принужден лишить их чего-нибудь, чтобы не остаться самому без вещи, для него нужной. Например, в случае неурожая, когда пищи недостаточно для всех, число преступлений и всяких дурных поступков возрастает: люди обижают и обманывают друг друга из-за куска хлеба”.2

Добролюбов в “Темном царстве” писал, что и всякое преступление есть не следствие натуры человека, а следствие ненормального отношения, в какое он поставлен к обществу. И чем эта ненормальность сильнее, тем чаще совершается преступление даже натурами порядочными, тем менее обдуманности и систематичности и более случайности, почти бессознательности в преступлении”. 3

В определенной степени это сделали русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, которые затронули глубинные пласты человеческой души, исследуя психологию преступного деяния. Так Л.Н. Толстой в “Крейцеровой сонате” в тончайших деталях исследовал криминогенную супружескую ситуацию, а Ф.М. Достоевский психологию убийцы в “Преступлениях и наказаниях”

Русские философы Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др. в своих трудах пытались противостоять нравственному обнищанию общества, призывали к духовному совершенствованию человека. Они провозглашали примат человеческой морали.

Специально вопросы преступности в России изучались в рамках уголовного права. Сторонники социологической школы (М.В. Духовский, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, Е.Н. Тарковский) изучали общие социальные факторы влияющие на преступность, исследовали ее связь с так называемыми фоновыми явлениями преступности.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010