рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Источники международного частного права

27

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ. 2
  • 1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 3
    • 1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права. 3
    • 1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». 4
    • 1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 5
    • 1.4. Внешняя политика и международные отношения. 5
  • 2. Международные договоры Российской Федерации. 6
    • 2.1. Понятие международного договора 6
    • 2.2Трансформация норм международного договора. 6
    • 2.3. Международно-правовые принципы. 8
    • 2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 9
    • 2.5. Защита прав человека в международное частное право. 12
    • 2.6. Развитие международное частного права. 13
  • 3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права. 14
    • 3.1. Регулирование частноправовых отношений. 14
    • 3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16
    • 3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 17
  • 4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 19
  • 5. Обычаи 20
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
  • Нормативные акты: 26
  • ЛИТЕРАТУРА: 27
ВВЕДЕНИЕ.

Тема представленной курсовой работы - «Источники международного частного права».

Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом - многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнего» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

Под источниками права принято понимать внешние фор-мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача-ются условным термином "источники права" Общая теория права. Учебное пособие для юридических вузов /Под ред. Пиголкина А.С. - М., 1995. С. 164.

Содержание международного частного права определя-ется системой его источников, к которым в Российской Феде-рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде-рации обычаи.

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право.

1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми-рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при-нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под-лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна-ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле-жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей-ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде-ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп-равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда-нина" составляют основы правового статуса личности в Рос-сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за-щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност-ранных граждан и лиц без гражданства -- уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международ-ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу-ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци-ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор-мам международного права предшествует упоминанию Кон-ституции Лукащук И.И. Конституция России и международное право. - М., 1995. С. 172..

Общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права -- а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству -- наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти-туции как составная часть российской правовой системы. Ра-зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю-щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан-дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю-чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна-родных договорах Российской Федерации"
СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757. исходит из значе-ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова-ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях -- важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене-нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ-ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ-ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер-жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со-гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре-шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде-рального закона только после внесения соответствующих по-правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве-дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит-ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон-ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре-зультате российское материальное, коллизионное и процес-суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно-шениям с иностранным элементом, формируется на федераль-ном уровне и является единым для страны, для всех субъек-тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино-странными лицами, права, обязанности и ответственность ор-ганов государственной власти Российской Федерации и орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде-ральным законом "О государственном регулировании внешне-торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу-лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част-ности, приоритет экономических мер государственного
регу-лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин-тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации.

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос-сийской Федерации"
СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757 понятие международного договора РФ оп-ределено на основе Венской конвенции о праве международ-ных договоров 1969 г ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак-люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен-тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес-кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут-ригосударственное право осуществляется в различных право-вых формах, посредством издания различных внутригосудар-ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру-емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно-шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс-няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак-лючивших его государств Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. - М., 1965. С. 124.

.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость заново осмыслить проблемы соотношения международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При изучении механизма действия международных дого-воров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. По-рождая, как и любые другие международные договоры, обя-зательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечива-ется в конечном счете в сфере отношений граждан и юриди-ческих лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения меж-дународно-правовой нормы к внутренним отношениям оказы-вается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутриго-сударственную) излишним.

Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общеприз-нанные принципы и нормы международного права.

2.3. Международно-правовые принципы.

Устав ООН объединил международно-правовые принци-пы высшего порядка, обладающие качествами
jus cogens. Од-нако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обя-зательного нормативного акта, который содержал бы пере-чень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органа-ми и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России" Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации //Московский журнал международного права. 1994 № 4. С. 7..

На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской науч-но-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаи-модействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой систе-ме "подчиненное место по отношению к Конституции Россий-ской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры" Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2 С. 4

.

Развернутое определение принципов современного международного права содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права.

Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.

Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации до-говора, его утверждения, принятия, присоединения к дого-вору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согла-сии на обязательность для Российской Федерации междуна-родных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с
их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о по-рядке применения нормативных правовых актов, затрагива-ющих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.

Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в догово-ре или согласованные между сторонами (см. ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.) Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 9..

В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если междуна-родным договором РФ установлены иные правила, чем пре-дусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ пра-вило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ра-нее -- союзных) нормативных актах применительно к опреде-ляемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших кон-ституционных норм не включалось.

Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Фе-дерации значение, подняв его на уровень положений, со-ставляющих основы конституционного строя. Положения гла-вы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Консти-туцией.

Норма о приоритете применения международного дого-вора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодек-се РФ (ст. 7), иных федеральных законах.

Федеральный закон "О международных договорах Россий-ской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполне-ние которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федераль-ного закона .может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международно-му договору.

В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С пре-кращением существования СССР Россия продолжает осуще-ствлять права и обязательства, предусмотренные многими та-кими договорами.

С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответствен-ность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых яв-ляется Генеральный секретарь ООН.

Нота МИД РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обя-зательства, вытекающие из международных договоров, зак-люченных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В этой связи Министерство просило рассматривать Российс-кую Федерацию в качестве стороны всех действующих меж-дународных договоров вместо Союза ССР Действующее международное право. - М., 1996. Т. 1. С. 476..

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выс-тупающих источниками международного частного права, необ-ходимо начать с договоров, предметом которых являются ос-новные права и свободы человека и гражданина.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотруд-ничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Орга-низацией Объединенных Наций .содействия всеобщему уваже-нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., по-ложения которой приобрели значение обычных норм между-народного права, Международный пакт об экономических, со-циальных и культурных правах, Международный пакт о граж-данских и политических правах, первый и второй Факульта-тивные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, .образующие так называемый Между-народный билль о правах человека, а также некоторые дру-гие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требова-ния к соблюдению и уважению прав человека, формируют стан-дарты, из которых должно исходить национальное законода-тельство.

2.5. Защита прав человека в международное частное право.

В современном международном праве сложилась развер-нутая система договоров, призванная присущими международ-ному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, помимо уже названных выше документов, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступ-ления апартеида и наказании за него 1973 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд-ничеству в Европе от 1 августа 1975 г., итоговые документы Мадридской и Венской встреч предста-вителей государств -- участников СБСЕ, документы совеща-ний Конференции СБСЕ по человеческому измерению, другие международные акты, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, обозначили парамет-ры, которым призваны соответствовать подходы государств к проблемам статуса личности.

Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российским парламентом принят Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Европейской Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европей-ская Конвенция определила механизм обеспечения соблюдения Сторонами обязательств
, вытекающих из Конвенции, в настоящее время этот механизм включает Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Коми-тет министров. Согласно Уставу Совета Европы (ст. 3) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находя-щиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно со-трудничать во имя достижения цели Совета.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав чело-века и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейс-ком суде по правам человека СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540.. К основным функциям Уполно-моченного отнесена защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании упомянутой Конвенции.

2.6. Развитие международное частного права.

Российская Федерация не участвует в таких многосторон-них договорах, оказывающих заметное влияние на развитие международного частного права, как, например. Конвенция о международном факторинге 1988 г., Конвенция ООН о мор-ской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Согла-шение о международных железнодорожных перевозках гру-зов 1978 г. (КО-ТИФ), Конвенция ООН о международной сме-шанной перевозке грузов 1980 г., Женевские чековые конвен-ции 1931 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к агент-ским соглашениям, 1978 г., Европейская конвенция о некото-рых международных аспектах банкротства 1990 г
Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сб. нормативных документов. - М., 1997. С. 708 - 723.

Между тем отношения с участием субъектов российского права, включая предпринимателей, могут оказаться при оп-ределенных обстоятельствах в сфере действия международ-ных договоров, в которых не участвует Российская Федера-ция. Так, к отношениям по контракту с участием российского партнера могут при определенных условиях применяться пра-вила Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.3 На основании положений Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. ("Римской конвенции") может определяться применимое пра-во при разрешении спора по контракту, в котором участвует российский предприниматель. Положения Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. применимы при заключении российскими грузовладельцами договоров морской перевозки грузов с иностранными перевозчиками.

Международный договор, заключенный без участия Рос-сийской Федерации, может быть частью иностранной право-вой системы, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти свое отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права.

3.1. Регулирование частноправовых отношений.

В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выпол-няют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение граж-данских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ в пер-спективах принятия закона о международном частном праве и его возможном соотношении с частью третьей Гражданского кодекса РФ, в которой намечается предусмотреть нормы меж-дународного частного права, будет сказано в последующем. Заметим лишь, что требующие заполнения "пустоты" в регу-лировании частноправовых отношений с иностранным элемен-том объясняют не только имеющиеся в этой области суще-ственные пробелы, но и случаи дублирования отдельных пра-вил. Так, порядок установления содержания иностранного пра-ва регулируется Основами гражданского законодательства (ст. 157), Семейным кодексом РФ (ст. 166), Арбитражным про-цессуальным кодексом РФ (ст. 12), оговорка о публичном по-рядке -- Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (ст. 15), Основами гражданского законодательства (ст. 158), Се-мейным кодексом РФ (ст. 167), исполнение поручений иностранных судов -- Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 436), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 215).

Характеристика современного российского законодатель-ства как законодательства переходного периода с его трудно-стями и противоречиями, поисками, нерешенными проблема-ми распространяется, очевидно, и на правовые акты, кото-рые принято относить к сфере международного частного права.

Все еще отсутствуют законы о правовом положении ино-странных граждан и лиц без гражданства, о свободных эконо-мических зонах, об иммунитете государства и его собственно-сти (см. ст. 127 Гражданского кодекса РФ). В глубоком обновле-нии нуждается Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Устарели некоторые правила Гражданского процес-суального кодекса РСФСР, регламентирующие порядок раз-решения споров с участием иностранцев. Не предусматрива-ются нормы о международном частном праве в действующем Кодексе законов о труде.

Верховенство закона -- важнейшее начало, которому дол-жны соответствовать состав и иерархия внутренних источни-ков международного частного права, содержание и порядок применения включаемых в них норм.

3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты.

Законодательство Российской Федерации о международ-ном частном праве состоит из федеральных законов. Являясь отраслевыми или комплексными актами, они решают -- как правило, наряду с другими требующими законодательного урегулирования вопросами -- также вопросы международно-го частного права. Приведем не являющийся исчер-пывающим перечень таких законов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; "О гражданстве Российской Федерации"; "Об актах гражданского состояния"; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; "О беженцах"; "О вынужденных переселенцах"; Основы законодательства Российской федерации об охра-не здоровья граждан; "Об акционерных обществах"; "Об обществах с ограниченной ответственностью"; "О производственных кооперативах"; "О сельскохозяйственной кооперации"; "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"; "О товарных биржах и биржевой торговле"; "О приватизации государственного имущества и об осно-вах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"; "О несостоятельности (банкротстве)"; "О торгово-промышленных палатах в российской Федерации"; "Об общественных объединениях"; "О свободе совести и о религиозных объединениях"; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Основы законодательства Российской Федерации об охра-не труда; "О занятости населения в Российской Федерации"; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис-теме государственного пенсионного страхования"; "Об основах социального обслуживания населения в Рос-сийской Федерации"; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; "О товариществах собственников жилья"; "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"; "О недрах"; "О государственной регистрации прав на недвижимое иму-щество и сделок с ним"; "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Лесной кодекс Российской Федерации; "Об иностранных инвестициях в РСФСР"; "О соглашениях о разделе продукции"; "О государственном регулировании внешнеторговой дея-тельности"; Таможенный кодекс Российской Федерации; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; Воздушный кодекс Российской Федерации; "О связи"; "О геодезии и Картографии"; Основы законодательства Российской Федерации о куль-туре; "Об образовании"; "О средствах массовой информации"; "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Основы законодательства Российской Федерации об Ар-хивном фонде Российской Федерации и архивах; "Об авторском праве и смежных правах"; "О правовой охране программ для электронных вычисли-тельных машин и баз данных"; Патентный закон; "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова-ниях мест происхождения товаров"; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"; "О Государственной границе Российской Федерации"; "Об оружии"; "О племенном животноводстве", "О селекционных дости-жениях".

3.3 Материально-правовые нормы международного частного права.

Международное частное право как область правоведения изучает и вопросы международного граж-данского процесса. Источниками норм международного граж-данского процесса являются: Федеральный конституционный закон "О судебной систе-ме Российской Федерации"; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде-рации; Федеральный закон "Об исполнительном производстве"; Основы законодательства Российской Федерации о нота-риате; Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Частноправовые отношения с иностранным элементом мо-гут регулироваться также материально-правовыми нормами указов Президента РФ. Как и другие, эти указы не должны противоречить федеральным законам. Президентом РФ были приняты Указы от 24 декабря 1993 г. № 2285 "Вопросы согла-шений о разделе продукции при пользовании недрами" и от 27 сентября 1993 г. № 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2116 утверждено Положение о привлече-нии и использовании в Российской Федерации иностранной ра-бочей силы.

На основании и во исполнение федеральных законов, ука-зов Президента РФ Правительство РФ может принимать по-становления, предусматривающие материально-правовые нор-мы международного частного права.

Министерства и иные федеральные органы исполнитель-ной власти могут издавать акты, содержащие материально-правовые нормы международного частного права, в случаях и пределах» предусмотренных федеральными законами, указа-ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" Комитет РФ по патентам и товарным знакам 29 ноября 1995 г. утвердил Правила составления, подачи и рассмотрения заяв-ки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами России.

Нормы международного частного права содержатся в некоторых актах Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" было установлено, что на террито-рии РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР, нормы бывшего Союза ССР применяются в час-ти, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и упомянутому Соглашению.

С 3 августа 1992 г. на территории Российской Федерации стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической рефор-мы" было предусмотрено: впредь до принятия нового Граж-данского кодекса РФ Основы гражданского законодательства 1991 года применяются на территории РФ за исключением по-ложений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства, и в части, не противореча-щей Конституции РФ и законодательным актам РФ, приня-тым после 12 июня 1990 г.
Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1800.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве.

Возрастающий в условиях становления рыночной эконо-мики в России и интернационализации хозяйственной жизни интерес к проблемам международного частного права возвра-щает к теме о способах и направлениях кодификации этой отрасли законодательства. В настоящее время, когда приня-тие российского закона о международном частном праве про-должает оставаться проблематичным, тогда как первая и вто-рая части нового Гражданского кодекса РФ уже введены в действие, едва ли возможно отказаться от идеи включения в Кодекс норм о правоспособности иностранных граждан и юри-дических лиц, о применении гражданских законов иностран-ных государств. Сегодня по сравнению с недавним прошлым для этого есть дополнительные веские основания. В значи-тельной мере они проистекают из той решающей роли, кото-рую предстоит сыграть новому Гражданскому кодексу в обнов-лении российского законодательства. Как справедливо отме-чалось, новый Гражданский кодекс станет "ключевым звеном, которое формирует реальную правовую основу рынка, всего современного гражданского общества"
Звеков В.П. Международное частное право. - М., 1999. С.83.. Кодекс образует осно-ву российского частного права, включая и ту его ветвь, кото-рая воздействует на частноправовые отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц, отношения между-народного гражданского обмена в целом. Обновленные нормы заключительного раздела ГК явятся органической частью це-лостного регулирования всего обширного комплекса имуще-ственных отношений, складывающихся в товарно-рыночной экономике. Соответственно правило о национальном режиме, образующее основное начало гражданско-правового статуса иностранцев в Российской Федерации, с принятием нового Гражданского кодекса в целом будет спроецировано на прин-ципиально отличный от ранее действовавшего нормативный материал, исходящий из признания неприкосновенности соб-ственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и судебной защиты имущественных и личных прав. Ча-стью этого режима являются закрепленные в Кодексе поло-жения об обеспечении средствами гражданского права защи-ты права на жизнь и личную неприкосновенность, чести и до-стоинства, права на неприкосновенность частной жизни, на имя, а также других неотчуждаемых прав человека.

5. Обычаи

Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, явля-ется обычай. Состав обычных норм, относимых к сфере меж-дународного частного права, неоднороден. Различают обычаи, принадлежащие к источникам как международного публично-го, так и международного частного права, и обычаи, рассмат-риваемые лишь в качестве источников международного част-ного права. Последние именуются в дальнейшем "обычаями международного торгового оборота", или, более кратко (с известной условностью), "торговыми обычаями". Международ-ные обычаи возникают в условиях межгосударственного об-щения, а происхождение торговых обычаев, включая обычаи торгового мореплавания, связано с интернационализацией хозяйственной жизни, частноправовой, предпринимательской деятельностью в рамках международного торгового оборота. Понятие "международный", относимое к такому обычаю, имеет в сущности то же значение, что и соответствующее понятие в названии отрасли "международное частное право".

Наравне с международными договорами РФ формирую-щиеся в межгосударственной жизни международные обычаи, которым следует Российская Федерация, определяют общность исходный начал международного публичного и международ-ного частного права в российской доктрине и практике. При-рода международного обычая раскрывается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1"Ь"). В этом документе, явля-ющемся неотъемлемой частью Устава ООН, международный обычай характеризуется как доказательство всеобщей прак-тики, признанной в качестве правовой нормы. В результате однородных, повторяющихся действий государств выкристал-лизовываются правила, приобретающие значение мерила по-ведения субъектов международного права, обычные между-народно-правовые нормы. В соответствии со ст. 15 Конститу-ции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой систе-мы. Соглас-но ст. 53 Венской конвенции о праве международных догово-ров 1969 г. императивная норма общего международного права принимается и признается международным сообществом госу-дарств в целом. Правила, источником которых является обычай, носят преимущественно материально-правовой характер. При формировании торговых обычаев первичными явля-ются поведение самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать рождаемым деловой жизнью не-писаным правилам. Активную роль в становлении обычных норм играют судебно-арбитражная практика, признаваемая и санк-ционируемая государствами, а также деятельность междуна-родных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды пра-вил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.

В области международной купли-продажи товаров обращение к обычным правилам опирается на конвенционную норму. Статья 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоот-ношениях. В отсутствие договоренности об ином считается, что ' стороны подразумевали применение к их договору или его зак-лючению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли. Обычай рассматривается, таким образом, как подразумеваемое условие договора, и об-ращение к нему в этом качестве предшествует применению диспозитивной нормы.

О применении торговых обычаев идет речь в положениях Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ, Арбитражном регламенте ЕЭК ООН.

Обращение к торговому обычаю для разрешения споров в международном коммерческом арбитраже санкционировано российским законом. Во всех случаях третейский суд прини-мает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (п. 3 ст. 28 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

О связанности сторон международного коммерческого до-говора обычаем, который широко известен и постоянно со-блюдается сторонами в международной торговле (в ее соот-ветствующей области), говорится в разработанных Междуна-родным институтом по унификации частного права Принципах международных коммерческих договоров (исключение до-пускается для случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным)2. Вместе с тем Принципами предусматривает-ся, что стороны связаны любым обычаем, относительно кото-рого они договорились и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях.

К отношениям гражданско-правового характера, ослож-ненным иностранным элементом, могут применяться обычаи делового оборота. В ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота определяется как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило по-ведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо 6т того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Это определение не содержит требования о том, чтобы обы-чай делового оборота (подобно обычаю согласно характерис-тике, приводимой в ст. 9 Венской конвенции 1980 г.) был изве-стен сторонам и постоянно соблюдался ими в соответствующей области. Место обычая делового оборота в иерархии правовых норм обозначено в ст. 421 ГК РФ (п. 5) общим образом: если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Обычай не следует смешивать с обыкновением. Последнее не является источником права. Входя в состав волеизъявления участников сделки, обыкновение определяет ее детали. Впро-чем, разграничение обычного правила, образующего норму права, и обычного правила, не являющегося таковой, оказы-вается на практике нередко затруднительным Звеков В.П. Международное частное право. С. 97..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Содержание международного частного права определя-ется системой его источников, к которым в Российской Феде-рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде-рации обычаи. Дуализм внутренних и внешних источников меж-дународного частного права -- продолжение особенностей ре-гулируемых им отношений.

В отличие от стран общего права, основывающегося на системе судебных прецедентов, в Российской Федерации су-дебные решения не рассматриваются как источник права. Вме-сте с тем возрастает значение судебной практики в формиро-вании норм права, что определяет усиливающийся интерес к ее изучению и обобщению.

В последние годы состав российских законодательных ак-тов -- источников международного частного права существен-но изменился. Определение действующего законодательства как законодательства "переходного периода" в полной мере относится и к массиву нормативных предписаний, принадле-жащих к сфере международного частного права. Негативные особенности их -- неурегулированность ряда актуальных про-блем, множественность пробелов, затянувшийся период их восполнения, существование наряду с недавно принятыми российскими актами устаревших в значительной мере союз-ных решений.

Другая примета, но уже позитивного свойства, харак-терна для внешних источников международного частного пра-ва. Речь идет о все более расширяющейся сфере воздействия международно-правовых договоров на международные коммерческие отношения и международный гражданский оборот в целом. Развитие и обновление таких отношений, потребность в защите прав и законных интересов субъектов международ-ного частного права обусловливают необходимость всесторон-него совершенствования применяемых в этой области между-народно-правовых инструментов. С принятием в составе норм Конституции РФ (ст. 15) правила о включении общепризнан-ных принципов и норм международного права и международ-ных договоров РФ в правовую систему Российской Федера-ции, обращение к нормам этих договоров для обоснования при-нимаемых решений занимает все более заметное место в су-дебной практике.

При рассмотрении источников международного частного права не .могут быть обойдены вниманием' и средства так на-зываемого негосударственного регулирования. Вырабатываются они самими участниками коммерческого оборота или негосу-дарственными организациями и носят рекомендательный ха-рактер. Средства негосударственного регулирования многочис-ленны (своды единообразных Правил, общие условия, типо-вые контракты, кодексы поведения, руководства по соверше-нию сделок и др.) и вряд ли могут быть поименованы в закон-ченном перечне. Расширение рамок негосударственного регу-лирования в сфере, где действуют начала свободы договора, автономии воли и имущественной самостоятельности участни-ков коммерческого оборота, диспозитивности, представляется естественным. Этому в немалой степени содействуют гибкость. средств негосударственного регулирования, их способность к быстрым, отвечающим интересам оборота изменениям.

Сходный механизм применения, основывающийся на ссыл-ке в контракте, свойствен и имеющим факультативный ха-рактер актам, разрабатываемым некоторыми межгосударствен-ными организациями и их рабочими органами.

Нормативные акты:

Конституция РФ., - М., 1993.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. - М., 1991.

Гражданский кодекс РФ ч. 1, 1994.

Кодекс о браке и семье РСФСР, 1968.

Международное частное право: сборник нормативных документов. - М., 2994

Сборник международных договоров по оказанию правовой помощи. - М., 1996

Внешнеэкономическая деятельность: международное час-тное право и российское законодательство. Сб. нормативных документов. - М.:1997.

Международное частное право (Действующие норматив-ные акты). - М., 1997.

ЛИТЕРАТУРА:

Ануфриева Л. П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Московский журнал меж-дународного права. 1994. № 4.

Действующее международное право. В 3-х т. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.

Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М.: НОРМА - ИНФА, 1999.

Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.

Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной тор-говле. - М., 1983.

Лукашук И. И. Международное право в судах государств. Санкт-Петербург, 1993.

Российская правовая система и международное право: со-временные проблемы взаимодействия. Всероссийская научно-практическая конференция в Нижегородском юридическом институте МВД России (сентябрь 1995 г.) // Государство и право. 1996. № 2, 3, 4.

Талалаев А. М. Соотношение международного и внутригосу-дарственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. № 4.

Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международ-ного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1993. .№ 2.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010