рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Государство и гражданские правоотношения

Понятие и признаки государства. Состав государственного аппарата

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться, хотя в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления -- государство, власть и политика отождествляются. Теория государства охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, формирования и существования государства: 1) общественной, 2) классовой и 3) политико-правовой и организационно-структурной основой гос. деятельности, “государственным формализмом” (Гегель).

В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства: 1. политико-философский или политико-научный, идущий от античной традиции, при котором государство рассматривается как средство решения “общих дел” (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель); 2. классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: “Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы” (В. И. Ленин) и определению Ф. Энгельсом государства как “... государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса”; 3. правовой или организационно-структурный -- как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Таким образом, выделяются три ряда политических отношений, которые охватывает государство, и три его основные функции: организационная, управляющая, преследующая общие цели -- сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функция господства и подавления, государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами и государством; функция “юридического государства” -- создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношения государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и др.)

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической организации -- политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и изымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.

21. Гражданские правоотношения и их элементы

Прежде всего, следует сделать определение относительно встречающихся в литературе терминов "объекты гражданских прав" и "объекты гражданских правоотношений". Для обоснования их разграничения, обычно, приводят такие мотивы.

Объектом гражданских правоотношений, как считается, может быть только поведение людей. Это мотивируют тем, что право может регулировать только поведение, людей и не воздействует непосредственно на вещи и другие материальные блага.

Что касается объектов гражданских прав, то ими могут быть любые блага, представляющие интерес для субъектов гражданских правоотношений. Такое разграничение представляется искусственным, ведь когда идет речь о благах, представляющих интерес для субъектов гражданского права, то они являются не только объектом прав одного лица, но порождают также обязанности других лиц, без которых субъективное право не может быть реализовано. Но коль мы говорим, что вокруг каких-то материальных или нематериальных благ складывается система субъективных прав и обязанностей, то следует признать, что эта система прав и обязанностей есть не что иное, как правоотношение.

Таким образом, можно прийти к выводу, что объекты гражданских прав и объекты гражданских правоотношений суть понятия тождественные. Это позволяет в равной мере пользоваться и той, и другой терминологией.

В зависимости от характера, объекты гражданских прав разделяются на такие виды: вещи, действия (услуги), результат действий, продукты творческой деятельности, личные неимущественные блага, коммерческая тайна.

Вещи, понимаемые как часть материального мира, имеющая товарную ценность, выступают основным объектом гражданских правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что различают три группы вещей: вещи, изъятые из гражданского оборота; вещи, ограниченные в обороте; свободно обращаемые вещи.

Поскольку в отношении вещей, изъятых из гражданского оборота, субъективные гражданские права и обязанности возникать не могут, (это сфера действия не частного, а публичного права), они не могут быть и объектами гражданских правоотношений.

Конечно, может идти речь о том, что какое-то имущество находится, например, в "исключительной собственности государства". В связи с этим мы, как будто, имеем дело с частноправовой (гражданско-правовой) категорией "право собственности".

Однако само понятие "исключительная собственность", очевидно, является категорией публично-правовой, а не частноправовой и находится за пределами действия норм гражданского права. Поскольку гражданско-правовые отношения могут быть определены как общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, то ясно, что при отсутствии такого регулирования, нет и гражданско-правовых отношений.

По этим соображениям вещи, изъятые из оборота, находящиеся в собственности (исключительном обладании или распоряжении) государства не могут быть признаны объектами гражданских прав (правоотношений).

Такими объектами могут быть только вещи, находящиеся в обороте (полностью или частично).

Объектами гражданских прав могут быть действия другого лица, которые имеют правовое значение. Это может быть любое правомерное действие другого лица (должника), как имущественного, так и неимущественного характера.

Специфика действия, как объекта субъективного гражданского права, состоит в том, что управомоченное лицо может требовать известного поведения от другого конкретного лица или лиц. Действие является объектом только обязательственного права. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в определенных случаях его объектом может быть и бездействие. Поэтому возможно вести речь о поведении как объекте гражданских правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что нередко в договорах может идти речь о комплексном предмете, касающемся и вещей, и действий. Например, заключен договор найма квартиры, - объектом этого правоотношения является жилище (вещь). Но в процессе пользования жильем нанимателю оказываются различные услуги (скажем, производится ремонт жилого помещения). В этом случае объектом соответствующих правоотношений следует признать также действия (услуги), совершения которых наниматель может требовать от наймодателя.

Разновидностью действия является услуга. В правовом смысле под термином "услуга" понимается деятельность, осуществляемая во исполнение гражданской обязанности и не связанная с созданием материального блага.

Услуги, оказываемые друг другу участниками гражданского оборота, разнообразны: услуги фактического характера (перевозки), услуги юридического характера (деятельность поверенного), услуги, включающие элементы фактического и юридического порядка (деятельность экспедитора).

Объектом правоотношений может быть также результат действий

Иногда отождествляют услуги и результаты действий, отмечая, что услуга - это действие, в результате которого создается материальный предмет. Такой подход представляется ошибочным. Результат действий является самостоятельным объектом гражданских правоотношений. Это имеет место в тех случаях, когда кредитора интересует именно Конечный результат. Причем объектом тут может быть как материальный, так и нематериальный результат.

Результаты творческой деятельности только тогда становятся объектами субъективных гражданских прав, когда они получают материальное воплощение (рукопись, картина, книга, чертеж), то есть, облекаются в объективную форму, становятся доступными для восприятия.

Произведения литературы, науки и искусства становятся объектами субъективных прав с момента их создания; изобретения, промышленные образцы, рационализаторские предложения - с момента квалификации их как результатов интеллектуального труда в установленном порядке соответствующими компетентными органами.

Личные неимущественные блага - это блага, лишенные имущественного содержания, неразрывно связанные с субъектом права, признанные обществом, а потому нуждающиеся в правовой охране.

Личные неимущественные блага подразделяют на три группы:

1) личные неимущественные права, направленные на индивидуализацию управомоченного лица (право на имя);

2) личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан - как физической, так и духовной (право на жизнь, право на здоровье, право на защиту личного изображения, право на защиту чести и достоинства);

3) личные неимущественные права, направленные на обеспечение неприкосновенности личной жизни граждан (право на неприкосновенность жилища, личной документации, на тайну личной жизни и т.п.).

Проект ГК Украины включает специальную книгу - вторую - где собраны нормы, регулирующие личные неимущественные права физических лиц (ст. 260-307).

Еще одним видом объектов гражданских правоотношений является коммерческая тайна, под которой подразумевается право лица препятствовать разглашению сведений, обнародование которых может причинить ущерб его деловым интересам. В настоящее время связанные с эти отношения в общем виде регулируются ст. 15 Закона "О предприятиях".

С учетом сказанного, объекты гражданских правоотношений (прав) могут быть определены как материальные или нематериальные блага, по поводу которых складываются гражданские правоотношения.

К числу материальных объектов следует отнести предметы, созданные самой природой в их естественном состоянии, природные ископаемые, а также созданные в результате человеческого труда. К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т.д.) и личные неимущественные блага (честь, достоинство, деловая репутация, имя, наименование юридического лица и т.д.).

Под объектами субъективных гражданских прав принято понимать все то, по поводу чего складывается гражданские правоотношения, т.е. те материальные и нематериальные блага, ради которых между субъектами гражданских правоотношений возникают правовые связи.

Каждое гражданское правоотношение складывается по поводу конкретных объектов, поскольку только с их помощью субъекты гражданских правоотношений могут удовлетворить свои те или иные потребности. Поэтому безобъектных правоотношений не существует. Потребности участников гражданских правоотношений различны и многообразны, отсюда и удовлетворение их возможно лишь при наличии множественности объектов гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения могут складываться как по поводу объектов, которые уже существуют в натуре (например, при приобретении в магазине какого-либо товара), так и по поводу тех, которых в момент возникновения правоотношений в природе в натуральном виде еще не существует (например, в отношениях по закупке урожая будущего года, в капитальном строительстве и т.п.). Но и в первом, и во втором случаях гражданское правоотношение возникает по поводу конкретного объекта, который будет удовлетворять потребности участников данных гражданских правоотношений. Каждый объект гражданских правоотношений в силу своих физических, естественных, хозяйственных и иных свойств способен удовлетворять разнообразные потребности участников правоотношения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что категория объектов правоотношений является одной из самых широких в гражданском праве.

Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско-правового режима, т. е. возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат.

Всестороннее познание и системное изучение объектов гражданских прав имеет важное практическое значение, так как правильное понимание объекта даёт правильное понимание правоотношения, а отсюда возможность для дальнейшего эффективного реформирования гражданского права.

Объектами субъективных гражданских прав могут быть продукты творческой деятельности, т.е. нематериальные результаты творческого интеллектуального труда человека. К продуктам творческой деятельности относятся произведения науки, литературы, искусства, изобретения, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания.

Произведениями науки, литературы и искусства являются литературные письменные произведения, выступления, лекции, драматические, музыкальные и аудиовизуальные произведения, скульптуры, картины, произведения архитектуры, фотографии и т.п. Согласно п.2 ст.5 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" к объектам гражданских прав относятся произведения как обнародованные, так и не обнародованные, независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.п.), а также способа воспроизведения, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме. Возникновение и осуществление прав, связанных с этими произведениями, не требует выполнения каких-либо формальностей. Данные произведения становятся объектами гражданских прав с момента создания их в какой-либо объективной форме.

Понятие ценной бумаги впервые сформулировано в Германии. В середине XIX в. Толь называл ценной бумагой всякий документ имущественно-правового содержания.

В Законе "О ценных бумагах и фондовой бирже" ценные бумаги определены как "денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между выпустившим их лицом и их владельцем и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, остальным лицам".

Права, которые составляют содержание ценных бумаг, могут принадлежать к различным категориям субъективных прав. Чаще всего, они принадлежат к обязательственным правам, но также могут быть вещными правами, правами членства в корпорации; представлять собой управомочие на совершение действий, затрагивающих чужую правовую сферу.

Обязательственно-правовое содержание, например, имеют вексель, облигации и т.д.

Вещно-правовое (но вместе с тем и обязательственно-правовое) содержание имеют товарораспорядительные документы.

Право членства составляет существенную часть правомочий держателя акций.

Бумаги, в которых не выражено какое-либо право (почтовые марки, денежные знаки), не являются ценными бумагами.

Ценная бумага может добавочно выполнять легитимационные функции кроме тех, которые присущи ей как определенному виду ценных бумаг. Такой случай мы имеем в отношении ценных бумаг, управомочивающих должника исполнять обязательство не только по отношению к субъекту права, обозначенному в бумаге, но и каждому ее предъявителю. В юридической литературе за такими бумагами закрепилось название легитимационных ценных бумаг.

Виды ценных бумаг. Многообразие ценных бумаг делает необходимой их классификацию. Такая классификация возможна по различным признакам.

Традиционной в теории ценных бумаг является классификация их на:

- бумаги на предъявителя (составленные на предъявителя);

- ордерные ценные бумаги (составленные по приказу определенного лица);

- именные ценные бумаги (составленные, на имя определенного лица).

Бумагой на предъявителя является ценная бумага, держатель которой легитимирован в качестве субъекта выраженного в ней права, то есть для легитимации держателя документа достаточно лишь предъявление бумаги (это могут быть государственные облигации, сберегательные сертификаты и др.).

Бумаги на предъявителя представляют собой объекты прав, на которые распространяются по общему правилу все положения о вещных правах на имущество: они могут быть отчуждены и заложены на общих основаниях.

Вещи - часть материального мира, имеющая товарную ценность. Объектами гражданских правоотношений вещи становятся не в силу своих естественных свойств, а потому, что субъекты права, учитывая эти их свойства, вступают по поводу них в общественные отношения, где вещи приобретают значение товара.

Государство устанавливает правила поведения людей при использовании той или иной вещи. В связи с этим появляется термин "правовой режим вещи". Он является условным и обозначает не свойства вещи, а определяет, каким должно быть поведение людей относительно вещи.

Правовой режим вещей служит одним из главных оснований их классификаций, необходимых при определении объема и содержания прав и обязанностей участников гражданских правоотношений.

53. Понятие, виды и порядок перевода на другую работу

Законодательство о труде, как правило, запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 31 КЗоТ Украины). Перевод на другую постоянную работу на том же предприятии, а так же перевод на работу на другое предприятие либо в другую местность (хотя бы вместе со всем предприятием) допускается только с согласия рабочего или служащего (ст.32 КЗоТ Украины). Несоблюдение этого правила рассматривается как грубое нарушение законодательства о труде.

Что следует считать переводом, требующим согласия работника.

Поскольку трудовой договор заключается с указанием трудовой функции работника (определенной специальности, квалификации или должности), а также размера заработной платы и условий труда, предусмотренных законом, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ Украины ), переводом на другую работу, требующим согласие работника, признается изменение хотя бы одного из перечисленных выше условий. В частности, поручение трудящемуся работы, не соответствующей его трудовой функции; работы, хотя бы с прежним содержанием трудовой функции, но с изменением заработной платы; работы с сохранением размера заработной платы, но с изменением льгот, преимуществ и иных существенных условий труда и т. п. рассматривается как перевод на другую работу.

К существенным условиям труда, изменение хотя бы одного из которых требует согласия работника, судебная практика относит, например, размер и систему заработной платы ( повременная, сдельная, премиальная), ее время и порядок ( сменная работа, ночные смены); право на сокращенный рабочий день или дополнительный отпуск ; право на получение пенсии на льготных условиях и т. п.

В чем заключается отличие перевода на другую работу от перемещения на другое рабочее место?

Перевод работника на другую постоянную работу без его согласия не допускается (ст.32 КЗоТ Украины). Вместе с тем, собственник или уполномоченный им орган вправе, исходя из интересов производства, перемещать рабочих и служащих. При перемещении согласия работников не требуется.

Перемещение - это поручение трудящемуся работы на другом рабочем месте, в другой бригаде, цехе, структурном подразделении предприятия в той же местности. При этом специальность, квалификация, должность, другие существенные условия трудового договора не изменяются.

В том случае, когда в связи с производственными изменениями в организации производства и труда произошло изменение существенных условий труда (систем и размеров оплаты, льгот, режима работы, установления и отмены неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменения разрядов и наименования должностей и др.), работник должен быть поставлен в известность о производственных изменениях не позднее чем за два месяца. Трудовой договор с работниками, отказавшимися от продолжения работы при существенно изменившихся условиях в связи с изменениями в организации производства труда подлежит прекращению по п.6 ст.36 КЗоТ Украины.

Если при рассмотрение спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено собственником или уполномоченным им органом не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на собственника или уполномоченного им органа обязанности восстановить его прежние условия труда.

Как производится временный перевод на другую работу по производственной необходимости.

Производственная необходимость - это всегда выполнение таких чрезвычайных работ, которые нельзя было предвидеть или предотвратить. Выполнение плановых заданий, работ по оказанию помощи селу в проведении сельхозработ, оказание помощи строительным организациям, как правило, не является производственной необходимостью. При отказе работника от выполнения таких работ его нельзя привлечь к ответственности.

Каковы особенности временного перевода на другую работу при простое.

Законодательством о труде установлены правила перевода работника в связи с простоем, то есть непредвиденной остановкой работ. Простой может быть как по вине работника, так и по не зависящим от него причинам. Например, из-за порчи станка, отсутствия сырья. При простое у работника нет возможности исполнять свои непосредственные трудовые обязанности, поэтому собственник или уполномоченный им орган должны перевести его на все время простоя на другую работу на том же предприятии. При невозможности использовать работающих на том же предприятии, они могут быть переведены на другое предприятие, они могут быть переведены на другое предприятие в той же местности, но уже на срок до одного месяца.

При простое и в случае временного замещения отсутствующего работника не допускается перевод квалифицированных работников на неквалифицированные работы.

80. Судебная система Украины и ее задачи

Все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, кроме отнесенных к компетенции других судов, рассматриваются районными (городскими) судами.

Военным судам гарнизонов как судам первой инстанции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления, кроме подсудных военным судам регионов и Военно-Морских Сил; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав и законных интересов воинских частей; учреждении, организаций.

Военным судам регионов, Военно-морских Сил как судам первой инстанции подсудны дела по жалобам на незаконные действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше.

Межобластному суду как суду первой инстанции подсудны все дела, подлежащие решению в порядке гражданского судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины.

1. Система судов в Украине включает районные (городские) суды, межрайонные (окружные), военные суды гарнизонов. Верховный Суд Республики Крым, областные суды, Киевский и Севастопольский городские суды, межобластные суды, военные суды регионов, Военно-морских Сил, Верховный Суд Украины. Поэтому при предъявлении иска (подаче заявления)необходимо определить, в какой суд истец или заявитель вправе обратиться с заявлением.

Вопрос о подсудности перед судьей возникает после положительного разрешения им вопроса о подведомственности дела. Судья должен теперь определить, какой именно суд должен рассматривать данное дело. В законодательстве, судебной практике и литературе термин «подсудность» употребляют в трех пониманиях. Во-первых, подсудность -- это институт гражданского процессуального права, т.е. система норм, регулирующих отношения по определению конкретного суда при предъявлении заявления. Во-вторых, под подсудностью понимают свойства конкретного дела, в силу которых оно подлежит рассмотрению в определенном суде как в суде первой инстанции.

В-третьих, подсудность следует понимать и как совокупность гражданских дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в данном звене судебной системы и в данном суде.

2. В процессуальном законе, судебной практике и литературе указано на два вида подсудности: родовую и территориальную. Вместе с тем в соответствии со ст. 7 ГПК подсудность по субъективному признаку можно, разделить на единоличную и коллегиальную (ст. 1241 ГПК).

3. Назначение родовой подсудности состоит в том, чтобы распределить всю совокупность гражданских дел, подведомственных суду, между отдельными звеньями судебной системы, т.е. родовая подсудность является разграничителем судебной компетенции по вертикали. Определить родовую подсудность -- это значит установить, суд какого из звеньев судебной системы должен разрешать в качестве суда первой инстанции данное гражданское дело.

Критериями разграничения компетенции по рассмотрению гражданских дел между звеньями судебной системы являются: род (категория) дела, субъективный состав участников спора, наличие процессуальной инициативы или указание вышестоящего суда.

4. Межобластные суды нижестоящих звеньев не имеют и по смыслу ст. 124 ГПК приравнены к областным судам. В качестве судов первой инстанции рассматривают дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины.

5. С учетом приведенных выше критериев родовую подсудность областного суда можно определить следующим образом. Областным судам по первой инстанции подсудны дела по жалобам на решения местных государственных органов, принятые в отношении религиозных организаций (ст. 248ц ГПК).

Военным судам регионов, Военно-Морских Сил подсудны дела по жалобам на действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше. С учетом только субъектного критерия родовой подсудности областному суду подсудны дела любой категории, в которых одной из сторон является районный суд ст. 124 ГПК).

Военному суду региона. Военно-морских Сил подсудны дела, в которых одной из сторон является гарнизонный суд.

В соответствии с третьим критерием -- наличием процессуальной инициативы вышестоящего суда -- областной суд вправе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда области, и принять его к производству областного суда. Прямого указания об этом в ГПК нет, но практика судов Украины вдет потакомупути,т.к.ст.133ГПК предусматривает право председателя областного суда по ходатайству сторон и других участвующих в деле лиц, по заявлению прокурора, а также по собственной инициативе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда, передать его на рассмотрение другого (а значит, и областного суда).

Изучение судебной практики показывает, что областные суды при решении этого вопроса используют свое право тогда, когда дело представляет сложность, большой общественный интерес или является принципиальным для формирования судебной практики в данном регионе. Но при любых обстоятельствах областной суд может изымать из производства районного (городского) суда только одно дело, но никак не категорию гражданских дел.

Процессуальная: инициатива вышестоящего суда допускается и в случае, предусмотренном ст. 316 ГПК. Данная статья устанавливает следующее правило: суд кассационной инстанции в случае повторной отмены решения суда первой инстанции обязан обсудить вопрос о принятии дела к своему рассмотрению по первой инстанции, о чем указывает в определении. Эту статью необходимо уточнить, указав о принятии дела не к своему производству, а к производству областного суда.

В соответствии с четвертым критерием -- указанием вышестоящего суда -- областной суд может выступать в качестве суда первой инстанции в том случае, когда Верховный Суд Украины отменит в порядке надзора все состоявшиеся по делу решения и укажет на необходимость разрешения этого дела по существу областным судом.

6. В соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине, утвержденной Постановлением Верховного Совета Украины от 28 апреля 1992 г. Верховный Суд Украины не рассматривает дела по первой инстанции. Однако действующее гражданско-процессуальное законодательство предусматривает, что Верховный Суд Украины рассматривает по первой инстанции следующие гражданские дела: по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии по выборам Президента Украины и заявлениям об отмене решения Центральной избирательной комиссии (ст. 243* ГПК); по заявлениям об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в народные депутаты Украины (ст. 243 ГПК); по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии (см. 2431 ГПК); по жалобам на решение государственного органа Украины по делам религий, принятые в отношении религиозных организаций (ст. 24512ГПК). Кроме того, Председатель Верховного Суда Украины, его заместители могут истребовать любое дело из любого суда и передать его на рассмотрение по существу в Верховный Суд Украины.

Гражданские дела, в которых одной из сторон является районный (городской) суд, военный суд гарнизона, рассматривает соответственно Верховный Суд Республики Крым, областной суд. Киевский и Севастопольский городские суды, военный суд региона, Военно-Морских Сил.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010