рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Государство и церковь.

Введение

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность Друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.  
к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве:
·        Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
·        Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых,
мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время.
Протоирей Александр Шаргунов в статье «Церковь и власть»   приводит высказывания известных представителей духовенства о церкви, религии и государстве. Так, Апостол Павел говорил: «… люди… должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, но и по совести, по сознанию долга…». Такую точку зрения разделяет и Иоанн Златоуст: «… ты должен повиноваться закону не только потому, что, не подчинившись ему , противишься Богу…, но и потому, что закон… есть величайший твой благодетель…»[1].
В связи с вышеописанным, очевидно, что вопрос взаимоотношений Церкви и государства является весьма актуальным, тем более в России – стране много национальной и многоконфессиональной.
Цель данной работы – изучение особенностей взаимоотношений Государства и Церкви в политической системе.
 1. Понятие политической системы

 Понятие "система", заимствованное социологами из биологической теории, весьма пригодилось политологам, так как политическая система, подобно живому организму, состоит из взаимозависимых частей, и чтобы понять, что представляет собой организация как целое, необходимо изучить сложное взаимодействие этих элементов. Речь идет о целом комплексе политических, общественных организаций и институтов, идеологий, норм и традиций. Referatwork.ru
Очевидно, что первым необходимым компонентом в этом комплексе являются граждане, совокупность людей, составляющих политическое сообщество, члены которого стоят на различных ступенях общественного организма, входят в различные объединения и представляют основу любой системы, движущую силу других политических институтов.
Понятие "политическая система" позволяет свести воедино основные институты, в которые входят граждане, занимаясь политической деятельностью.
Политическая система представляет собой одну из систем общества, наряду с экономической, социальной и духовной. Что же отличает политическую систему от других систем общества?
Первое - верховенство политической системы. С ее помощью осуществляется политическая власть в обществе, и принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой ее подсистемы.
Второе - ее обусловленность общественной средой, в первую очередь, социально-экономической структурой общества.
Третья особенность политической системы - относительная самостоятельность, определяемая наличием специального механизма структур, ролей, функций групп. Политическая система в значительной степени формализована, так как отношения в ее рамках, как правило, регулируются специальными нормами - правовыми и политическими. Названные особенности наполняются конкретным содержанием в определенной социально-экономической среде, на каждом данном историческом этапе развития.
От признаков следует отличать основные функции политической системы. К ним относятся:

  • определение целей и задач общества;
  • мобилизация ресурсов;
  • интеграция всех элементов общества;
  • легитимизация, под которой понимается достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Определение целей и задач общества, а также мобилизация ресурсов на их выполнение составляют главную функцию политической системы, в то время как интеграция и легитимизация являются одновременно функцией и политический системы, и других подсистем общества, в частности духовной.
Политическая система - это образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Внутри этого организма представляется целесообразным выделить четыре подсистемы в зависимости от их роли и выполняемой функции:

  • политические организации;
  • политические нормы;
  • политические отношения;
  • политическое сознание.

Элементами политической системы можно считать такие институты социальной жизни, группы, нормы, функции, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением. С точки зрения ролей и функций, выполняемых теми или иными элементами политической системы, можно различить монофункциональные элементы, т.е. такие, которые выполняют исключительно политическую функцию (партии), и полифункциональные, для которых политическая функция является лишь одной из многих, но тем не менее занимает существенное место (общественные организации, творческие объединения). Наконец, следует отметить наличие эпизодических политических функций или взаимодействие у тех институтов, организаций или групп, для которых политика не является важным содержательным элементом.
Политические аспекты деятельности присущи почти всем современным институтам, общностям и отдельным личностям. Но в политическую систему в качестве ее элементов входят только те институты, для которых такая деятельность представляет существенную характеристику.
Существуют несколько теоретических схем, объясняющих функционирование политических систем.
Алмондпредложил довольно широкую схему сравнительного анализа политических систем, неудовлетворенный тем, что внимание большинства политологов сосредоточено в основном на сравнении конституционных и сущностных черт западных стран и что в результате такого подхода вне поля зрения исследователей остаются многие важные и интересные особенности политического процесса в других странах.
Прежде всего, он постарался найти ответ на такой вопрос: какие политические структуры и процедуры являются общими для всех стран, будь то развитые или развивающиеся государства. Это логичный вопрос, позволяющий выявить главное в любой деятельности государства. Отвечая на него, Алмонд сформулировал следующие основные функции государственной власти.
Внутренние функции:

  • политическая социализация и завоевание политической поддержки;
  • выявление и формирование общественных интересов;
  • согласование общественных интересов;
  • развитие политических связей.

Внешние функции:

  • выработка решений;
  • осуществление решений;
  • развитие споров.

Следующий вопрос, который встал перед исследователем, был таким: а каким образом государства осуществляют эти функции? С помощью каких структур? Подход к анализу политических явлений, предложенный Алмондом, не случайно называется в политологии структурно-функциональным подходом.
В западной политической науке опубликовано немало исследований политической жизни, основанных на широком применении именно этого подхода.
Впрочем, следует сказать, что в западной политологии многие исследователи не разделяют такого подхода. В частности, некоторые ученые исходят из того, что главным предметом изучения в политической науке должны быть только функции - самые важные и самые существенные черты любой политической системы. Что же касается структур, то они, по мнению этой группы ученых, предопределяются функциями.
Нечто похожее на функционально-структурный подход Алмонда появилось и в исследовании политических процессов - системная модель Дэвида Эстона. Эстон рассматривает в своих трудах такую проблему: можно ли, сравнивая политические системы, сопоставлять не только государственные структуры, но и общественные организации? Скажем, можно ли сравнивать лейбористскую партию Великобритании с французской социалистической партией или американский штат Калифорния с западногерманской землей Бавария и т.д.?
Проблема здесь заключается в том, что некоторые государства, как например, Монако, Лихтенштейн или Ливан, хотя и являются независимыми государствами, на деле имеют меньшую автономию, меньшие ресурсы, менее развитую политическую структуру, чем, скажем, штат Техас в США, или Северная Ирландия, или кантон Цюрих в Швейцарии и даже любой международный концерн.
Эстон подходит к этому вопросу очень гибко. Он определяет политику как "властное распределение ценностей" в рамках политической системы.
Вовлеченные в такое распределение люди и образуют различные структуры и институты, занятые выдвижением требований, подготовкой и обнародованием решений, обеспечением обратной связи между властями и населением, а также необходимой поддержкой решений властей. Вся эта деятельность и составляет политический процесс. Очевидно, что вполне можно говорить о политическом процессе и в связи с деятельностью Организации Объединенных Наций, Европейского Сообщества, и анализируя политическую жизнь внутри тех или иных государств. Причем, политический процесс развивается не только на общественно-государственном уровне, но и внутри других структур. Скажем, вполне можно изучать политические процессы на уровне городского и районного Советов, в органах местного самоуправления, в общественных организациях и политических партиях.
В политической системе, будь то государство или городской Совет, местное отделение политической партии или экологическое движение, люди имеют различные требования, которые хотели бы удовлетворить. Как правило, эти люди обозначаются термином "общественность".
Строго говоря, под этим термином понимается не все население страны, а только граждане, имеющие политические права и организованные для выражения своих интересов. В Южной Африке, например, в течение длительного времени этих прав были лишены черные африканцы, хотя они составляли большинство населения и решительно выступали в защиту своих требований и интересов. В ряде государств политических прав лишены некоторые касты, племена и даже целые классы. Скажем, в Советской России такие ограничения затрагивали сотни тысяч людей - представителей буржуазии, некоторых слоев интеллигенции, крестьянства и т.д. В большинстве государств политических прав лишены граждане иностранного происхождения, не имеющие гражданства соответствующей страны. В политической партии правами пользуются только зарегистрированные ее члены.
Понятие "требования общественности" включает в себя обнародованные публично пожелания о принятии тех или иных политических решений. Такие требования могут включать призывы, например, к сокращению налогов, одностороннему ядерному разоружению, улучшению медицинского обслуживания и т.д. Если речь идет о профсоюзах, то там вполне можно ожидать призывов, скажем, к забастовкам, чтобы улучшить условия труда и увеличить зарплату. В церкви таким политическим требованием будет призыв разрешить женщинам быть священниками и т.д.
В сложных или больших организациях, которые не могут собрать в одном месте всех своих членов, для формирования и выдвижения политических требований создаются посреднические организации, действующие от имени всех или части членов этих больших организаций. Одна из важнейших задач таких посреднических организаций - обстоятельный анализ всего многообразия требований широких народных масс и формулирование на этой основе конкретных политических проблем, которые могут и должны решаться усилиями властей. Наиболее наглядным примером такой аналитической работы и формирования политических лозунгов являются партийные съезды, которые выдвигают конкретные задачи политической работы на базе многочисленных резолюций и других документов местных партийных организаций. Обычно эти лозунги содержатся в многочисленных документах съездов: резолюциях, заявлениях, программных документах, подготовленных для участия в выборах.
Группы людей, институтов, которые способны, имеют возможность реализовать принятие решений в общественной жизни, называются властью. В политической партии это может быть исполнительный или центральный комитет, лидер. В государстве такие функции выполняет законодательный орган, правительство во главе с президентом или премьер-министром. Для города такой властью является городской Совет, и его комитеты и т.д. Власти сначала рассматривают выдвинутые политические проблемы, определяют приоритеты, обсуждают эти проблемы и принимают необходимые для их урегулирования решения. Формы этих решений могут быть самые разные: декреты и указы, законы, постановления и т.д.
Широкое ознакомление масс с политическими решениями властей и результатами их деятельности называется обратной связью. Обычно это достигается с помощью информации в газетах, по радио и телевидению, объявлений на досках информации, писем заинтересованным лицам и организациям и т.д. Такая обратная связь неизбежно порождает новые требования, и политический цикл начинается сначала.
Разумеется, политические системы не являются чем-то неизменным или бессмертным. Они меняются, объединяются, делятся и даже исчезают. Их способность справляться с широким кругом разнообразных требований, приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам как внутри страны, так и на международной арене, в конечном счете, определяется не только собственными возможностями, а, прежде всего, уровнем поддержки со стороны общественности. Такая поддержка может проявляться в различной форме.
О существовании или отсутствии поддержки государственных органов можно судить по итогам опросов общественного мнения, результатам выборов или, в тоталитарных режимах, - по количеству инцидентов, нарушающих общественный порядок, по числу отказов подчиняться властям и акций гражданского неповиновения, наконец, по масштабам репрессивных действий властей, разгоняющих митинги, демонстрации, политические организации и их печать. В демократических государствах наиболее точным индикатором народной поддержки властей служат обычно всеобщие выборы. Об отсутствии такой поддержки в тоталитарных режимах свидетельствуют различные заговоры и "дворцовые революции". Чтобы быть устойчивой и эффективной, политическая система должна стремиться избегать потери доверия со стороны широких народных масс. Завоевание поддержки избирателей с помощью различных посреднических организаций, в свою очередь, требует от властей постоянного поиска новых форм и методов работы с массами: здесь и выявление требований, и формулирование проблем, и обратная связь правительства с общественным мнением, и многое другое.[2]

2. Основные виды взаимодействия государства и церкви

 
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) определил соотношение государства и церкви таким образом. что по его словам Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг.
Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:
1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной
государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.
2) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн.  рублей на содержание церковного аппарата). 
3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
4) в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др. ).
5) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
6) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных  и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.[3]
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства
Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
3) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
4) Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
5) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается , как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.[4]

 3. Отношения Российского государства с религиозными объединениями

 
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства».Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании  новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.
Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.
Лейтмотив ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.
Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.
Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.
Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России.
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).
Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
 Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.
Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой – устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.
Собственность религиозных организаций.
Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.
Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.
Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:
1)                        Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).
2)                        Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).
3)                        ФСБ и МВД России (специализированный контроль).
Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.
Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.
 Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа – Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом – Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод – единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.
Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.

4. Место и роль церкви в эволюции политической системы общества

 
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.
В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.
Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин, «главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы  в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения»[5].
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский) – это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается  в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.
Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то становление буржуазных отношений поставило этот процесс на закономерную основу.
Мыслители прошлого расходились в оценке последствий секуляризации для общества и государства. Так, немецкий социолог П.Бергер оценивает секуляризацию как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала «священный космос», окружая аурой святости устои жизни, выбрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом.
Я возьму на себя смелость не согласиться с мнением этого выдающегося социолога и разделяю взгляды его американского коллеги Т.Парсонса, который характеризует секуляризацию как элемент эволюции и видоизменения функций религии в ходе социальных перемен.
С точки зрения Т.Парсонса, развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.
Ив Аман (доктор политических наук, директор отделения славистики Парижского университета) считает, что в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры  к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле: «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу. Зачастую именно на этом стыке и возникают сегодня основные конфликты между церковью и государством. Скажем, во Франции средства массовой информации нередко ополчаются против церкви, напоминающей о необходимости соблюдения этики в тех или иных вопросах жизни современного общества. Выступления церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант существования современного общества – секулярное государство, открытое к религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее ограниченность своей собственной, политической, сферы.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.
Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Она вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.
Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
   Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей.

Заключение

 
В заключение следует отметить, что по прежнему, проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди, и, что еще более ужасно, дети. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.
Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.
А в общем, мир живет: любя и страдая, борясь, побеждая и проигрывая, радуясь и огорчаясь. И пусть государство и религия, как две могущественные  силы, сплотят людей, дадут им веру и надежду на лучшее будущее, зажгут их светом и энтузиазмом общего дела, заставляющего все человечество идти вперед и только вперед.

Список литературы

 

  1. Акименко А.И. Церковь в России. / А.И. Акименко. М., 2006
  2. Гусаева КГ. Свобода совести как правовая категория // Право и поли­тика. - 2004.- № 7.
  3. Загорский Г. Христианские идеи в российском судопроизводстве / Г. Загорский IIРоссийская юстиция.- 2001.- № 5.
  4. Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России / А.Г. Залужный. - М., 2004.
  5. Здоровей Я.И. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность /Я.И. Здоровец, А.А. Мухин. - М., 2005.
  6. Игиенко С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объе­динений / С.А. Ищенко // Право и политика. - 2004.- № 3.
  7. Каневский К. Религиозный ренессанс в России / К. Каневский // Рос­сийская юстиция. - 2002. - № 11.
  8. Ключевский В.О. Содействие церкви успехам гражданского права и правопорядка / В.О. Ключевский // Москва. - 1991. - № 6.
  9. Кожевников С.Н. Политическая система России: основные государст­венно-правовые параметры и характеристики / С.Н. Кожевников. - Нижний Новгород, 2003.
  10. Комкова Г.Н. Реализация принципа светскости государства в постсо­ветской России / Г.Н. Комкова // Религиозный фактор в процессе становле­ния гражданского общества в современной России. - Саратов, 2004.
  11. Королев М. "Зачем же с кадилом переть ... на Конституцию" / М. Ко­ролев // Юридический вестник.- 2002. - № 21.
  12. Круглое А.Н. Правовой аспект свободы совести / А.Н. Круглов // Юрист-правоведъ.- 2004.- № 1.
  13. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России / И.А. Куницын. - М., 2000.
  14. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л.А. Морозова // Государство и право. - 1995. - № 3.
  15. Наумов С. Православие и российская государственность: в зеркале пе­ремен / С. Наумов // Власть. - 2004. - № 4.
  16. Николин А. Церковь и государство / А. Николин. - Тверь, 1997.
  17. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин.-М., 2003.
  18. Сорокин П.А. Социокультурная  динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  19. Шаргунов А. Церковь и власть М., 1996 г. 

 

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010