рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Государственная поддержка создания организационно-правовых структур по поддержке творческих индустрий

3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ СТРУКТУР ПО ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ

Оглавление

  • Введение
    • Взаимодействие государства и культуры
    • Проблемы продвижения творческих индустрий
    • Роль государства в поддержке культуры: новый взгляд на проблему
    • Дополнительные ресурсы развития творческих организаций
    • Создание российского Координационного совета по развитию творческих индустрий
    • Заключение
    • Литература
Введение

В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложилась принципиально новая концепция общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики.

Творческие индустрии формируют сектор экономики, который специализируется на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые высокотехнологичные отрасли, так и традиционные отрасли культуры.

На этом определении основана методика развития творческих индустрий, ставшая с 1998 года приоритетом государственной политики в Великобритании и широко распространяемая в других странах мира. При этом в число культурных индустрий включают широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио- и мультимедиа-продукции.

Развитие творческих отраслей экономики актуально и для России. Это эффективное антикризисное средство. Кроме того, они открывают новые возможности экономического роста и повышают конкурентоспособность страны. В отличие от традиционных сырьевых и производственных отраслей, успешное развитие которых характерно, скорее, для стран "третьего мира", творческие индустрии могут способствовать интеграции России в мировую экономику в роли современной постиндустриальной державы [8].

В то же время, будучи инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего:

понимания значимости творческих индустрий для развития культуры и экономики страны;

теоретической базы - тема творческих индустрий никогда ранее не звучала и не освещалась в работах по современной культуре и менеджменту;

законодательной базы, правовых, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий;

профессионалов-практиков в сфере творческих индустрий (заметим, что многие предприятия, которые успешно работают в России, относятся именно к этой сфере, но менеджеры и владельцы не осознают специфику их работы, их возможную роль и место в развитии экономики);

экспертов-консультантов по вопросам как собственно культуры, так и налогообложения, права, финансов и менеджмента такого рода предприятий.

Инициаторам программ развития творческих индустрий приходится развивать все линии одновременно - проводить исследования, разъяснять суть явления, заниматься профессиональной подготовкой кадров, формировать корпус отечественных экспертов, прорабатывать законодательную и налоговую базу.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение роли государства в создании организационно-правовых структур по поддержке творческих индустрий.

Взаимодействие государства и культуры

90-е годы ушедшего века прошли под знаком борьбы отечественной культуры за выживание. Испытывая объективные финансовые трудности переходного периода, государство перестало быть единственным заказчиком и меценатом отечественных творцов. Появились различные формы государственной поддержки искусства, начали развиваться рыночные механизмы, появляться новые "действующие лица", которые брали на себя часть функций, ранее принадлежавших государству.

В качестве некоторых тенденций последнего десятилетия можно отметить следующие.

Возникли новые категории заказчиков творческой продукции - общественные и благотворительные фонды, корпоративные структуры, спонсоры и меценаты, причем некоторые из них одновременно выступают в роли эксклюзивных потребителей заказанной продукции. В сфере литературы и искусства с каждым годом появляется и действует все больше независимых компаний, занятых производством, распространением и реализацией продукции и услуг творческого свойства - частных издательств, литературных и концертных агентств, продюсерских компаний и проч. На рынке печатной продукции, а также в шоу-бизнесе они сегодня занимают доминирующее положение, в других областях искусства - кинематографе, театральной сфере, академической музыке - начинают составлять серьезную конкуренцию государственным организациям. Кроме того, всё большее влияние на творческий процесс начинают оказывать потребители (читатели, зрители, коллекционеры произведений искусства), которые своими эстетическими вкусами и платежеспособным спросом во многом определяют объем и структуру предложения на рынке художественных товаров и услуг.

Сегодня в обществе зреет понимание, что переходный период заканчивается. Очевидно, что новые реалии - обретение свободы творчества, перемены в хозяйственном укладе страны, изменение роли государства в экономической и общественной жизни - требуют и новых отношений между художником и государством [10].

Трудности переходного периода заставили искать новые формы государственной поддержки искусства. Так, например, в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" за счет средств федерального бюджета осуществляется целевая адресная поддержка как конкретных организаций и объектов культуры, так и различных творческих проектов и мероприятий. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, серьезных изменений во взаимоотношениях между государством и творческой сферой пока не произошло. В сфере искусства преимущественно используются старые управленческие схемы, сконструированные и достаточно успешно "работавшие" в советский период, но непригодные для нынешних условий. Эти схемы в значительной степени сковывают возможность творческого маневра художника, приводят к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на культуру [10].

Официальное определение творческих индустрий, принятое департаментом культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании, звучит так: это "…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности" [7].

Не ограничиваясь одним определением, департамент предлагает также перечень конкретных видов деятельности, из которых складывается творческий сектор экономики. В этот список входят: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино - и видеопродукции, программирование, в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио - и интернет-вещание.

Любопытно, что все перечисленные виды деятельности существовали задолго до того, как их объединили в понятие творческих индустрий. Следовательно, смысл концепции творческой экономики в том, чтобы взглянуть по-новому на хорошо знакомые вещи. Обобщая, можно сказать, что для развития этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, создающие в союзе с менеджерами и технологами рыночные продукты, экономическая ценность которых заключена в их культурных (или "интеллектуальных") свойствах [7].

Проблемы продвижения творческих индустрий

Проведение семинаров показало, что бизнес-планирование в области культурного предпринимательства - новое и сложное дело, причем не только для участников, но и для экспертов программы. Проблемы были связаны, прежде всего, с отсутствием механизмов функционирования такого рода предприятий в существующем финансовом и правовом поле:

дефицит инвесторов вынуждал участников обращаться к ресурсам государства и муниципалитетов, что создавало сложности в использовании этих средств на коммерческие цели;

отсутствие в российском законодательстве механизмов поддержки творческих индустрий затрудняло выбор организационно-правовой формы будущих предприятий;

сочетание коммерческой и некоммерческой составляющих в деятельности будущих предприятий создавало проблемы ведения бухгалтерского учета, вызывало большое количество вопросов по налогообложению.

Большой проблемой для создания предприятий стало отсутствие необходимых знаний и навыков у авторов проектов, а также дефицит квалифицированных бухгалтеров и финансовых специалистов в штате предприятий. Многие авторы проектов не имели даже общего представления о том, как функционирует организация с точки зрения налогообложения, бухучета, права и как могут рационально распределяться финансовые потоки.

Но главное, работники культуры, сотрудники государственных и муниципальных учреждений культуры оказались не готовы вести самостоятельную предпринимательскую деятельность. Обращение к предпринимательству, как к сфере, предполагающей отсутствие патернализма, где приходится действовать самостоятельно, на свой страх и риск, стало для участников сложным психологическим выбором и ответственным шагом.

Уже почти десять лет тому назад работникам культуры - сотрудникам бюджетных учреждений - пришлось делать такой же болезненный выбор, заставляя себя отказаться от бесконечного ожидания государственной помощи. Переход от пассивного ожидания к активному поиску средств - обращениям к спонсорам, написанию заявок в благотворительные фонды - был важной ступенью модернизации бюджетных учреждений. Сама мысль, что работник культуры и искусства должен обращаться к таким низким материям, как составление бюджета, казалась многим кощунственной. Это выглядело как отказ от привычных ценностей, где культура включает только идеи и творчество. Сегодня взгляды на эти вещи в основном изменились. Уже очень многие профессионалы в сфере культуры владеют навыками фандрейзинга, и подача проекта на конкурс или переговоры с бизнесменами стали понятным и почти обыденным делом. Поддержка пилотных площадок стала важным этапом продвижения, адаптации и распространения технологий творческих индустрий в России. Создание действующих моделей предприятий творческих индустрий - убедительный аргумент для властей, общественности и профессионалов в дискуссии о жизнеспособности творческих индустрий на российской почве [6].

Роль государства в поддержке культуры: новый взгляд на проблему

Одним из приоритетных направлений должно стать развитие практики государственного заказа на создание произведений, а также реализацию программ и проектов, имеющих безусловную общественную значимость или направленных на удовлетворение спроса в тех областях и жанрах, к которым рынок не проявляет достаточного интереса. Данная модель является универсальной, то есть может применяться не только по отношению к физическим лицам (конкретным литераторам, композиторам, режиссерам, продюсерам и др.), но и к творческим коллективам, в том числе находящимся в федеральном, региональном и муниципальном ведении.

Что касается финансирования текущей творческой деятельности государственных и муниципальных творческих коллективов (оркестров, хореографических ансамблей, театральных трупп, художественных мастерских и проч.), то в основу их отношений с учредителем должен быть положен договорный принцип. Например, в договоре между учредителем (в лице министерства или комитета по культуре) и руководителем коллектива четко определяются цели и направления творческой деятельности, количественные и качественные показатели ее результативности, обязательства учредителя (финансовые, имущественные и др.), а также ответственность сторон за выполнение условий договора, включая санкции и порядок возмещения взаимного ущерба. Это позволит перейти от существующего ныне принципа патроната государства над учреждениями искусства к установлению партнерских отношений государства и творческого коллектива с четко определенным перечнем взаимных обязательств [10].

Государство и общество в целом настроены на поддержку творческого предпринимательства. Речь идет, прежде всего, о финансовой поддержке со стороны государства, международных организаций, частных и корпоративных благотворительных фондов.

Например, успешнейший английский Хаддерсфилд с населением примерно 145 тыс. жителей, не имеющий даже статуса города (он входит в состав местного самоуправления муниципального района Кёрклис), был выбран из 500 участников конкурса Еврокомиссии на получение статуса "пилотного городского проекта". В 1995 году Хаддерсфилд получил 3 млн. экю на реализацию программы "Инициатива: творческий город". В 1999 году он получил еще 15 млн. фунтов стерлингов в виде гранта от местных властей Кёрклиса (в свою очередь, получивших правительственный грант). Всего же с 1999 по 2005 год из разных источников в программы Хаддерсфилда привлечено грантов и инвестиций на сумму 71 млн. фунтов стерлингов. Большая часть этих денег пошла на поддержку местных предприятий и развитие малого бизнеса.

Есть и другие механизмы поддержки инициатив: "теплицы", "инкубаторы", институт советников и консультантов для начинающих бизнесменов (сетевой организационной структуры, позволяющей предпринимателям выстраивать горизонтальные связи), предоставление предпринимателям офисов и мастерских на льготных условиях, презентационная поддержка программ и их участников и, наконец, создание агентств по продвижению продуктов и услуг на рынок [6].

Дополнительные ресурсы развития творческих организаций

Повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций культуры могло бы способствовать поощрение множественности источников их финансирования. Помимо прямых бюджетных ассигнований со стороны учредителей (органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления), крайне важно облегчить возможность театрам, филармониям, оркестрам, киностудиям и др. организациям свободно привлекать негосударственные средства и распоряжаться ими.

Государство, будучи объективно заинтересованным в привлечении дополнительных средств в сферу искусства, должно способствовать созданию благоприятных условий для развития меценатства и благотворительности. Российский опыт второй половины XIX века наглядно показал, что политика государственного поощрения меценатской и благотворительной деятельности, осуществляемая целенаправленно и планомерно, приносит ощутимые результаты. Позитивная идея частной помощи отечественной культуре, образованию, науке способна сплотить людей, стать основой для солидарности различных социальных слоев и элит российского общества. С экономической точки зрения, возрождение и развитие в нашей стране традиции партнерства общества и государства поможет в перспективе перейти к финансированию культуры по схеме "бюджет + благотворительность", которая успешно работает во многих странах мира.

Вместе с тем следует отметить, что на пути реализации этой "формулы партнерства" определенным препятствием может стать нынешний статус творческих организаций.

Предусмотренная для них действующим законодательством организационно-правовая форма (учреждение культуры) не в полной мере отвечает специфике творческой деятельности и оставляет мало простора для оперативного решения возникающих проблем. Вполне приемлемый для других бюджетных организаций, статус учреждения, применительно к организациям искусств, существенно ограничивает их возможности успешно решать творческие задачи, привлекать и расходовать внебюджетные средства [10].

Создание российского Координационного совета по развитию творческих индустрий

Еще одним ярким достижением в рамках программы стало создание в феврале 2004 года российского Координационного совета по развитию творческих индустрий. Объединивший представителей российских организаций, осуществляющих деятельность в этой области, либо способных повлиять на результаты этой деятельности, а также представителей международных организаций-партнеров, российский Координационный совет был задуман как соединительное звено между различными региональными проектами по поддержке российского сектора творческих индустрий. Основными задачами этого совета стало координирование существующих программ, совместное планирование деятельности и лоббирование интересов творческих индустрий среди разнообразных групп влияния на всех уровнях.

Помимо руководителей Центра развития творческих индустрий (Санкт-Петербург), Центра развития музейного дела (Санкт-Петербург) и Института культурной политики (Москва) в российский Координационный совет вошли представители Санкт-Петербургского Центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" и британских негосударственных организаций: Агентство по развитию творческих индустрий (CIDS, Манчестер), Институт популярной культуры Университета Манчестер Метрополитен и Форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского, - а также представители Правительства Санкт-Петербурга и Администрации Архангельской области (регионов, в которых на сегодняшний день сосредоточена основная деятельность).

Создание Координационного совета особенно важно в связи с наличием трех различных стратегических подходов к проблеме развития российских творческих индустрий, представленных тремя организациями - Институтом культурной политики, Центром развития творческих индустрий и Центром развития музейного дела. Первая стратегия предполагает широкую разъяснительную работу среди региональных властей и включает изучение предпринимательского потенциала традиционных культурных учреждений (музеи, библиотеки, театры, концертные площадки), рассматриваемых как "материал" для будущего пополнения данного сектора. Вторая почти целиком ориентирована на работу с уже существующими творческими индустриями, в том числе на вовлечение их в прямой диалог с властями и другими "группами влияния". Третий подход, как и первый, отводит центральное место работе с государственными учреждениями культуры, с упором на развитие их предпринимательского потенциала и внедрение в их практику предпринимательских навыков, но при этом он ограничен рамками Северо-Западного региона России. Эти различия проистекают от различия в целях и задачах самих организаций. Координация их деятельности, совместное планирование и партнерство в проектах существенно обогащает практику каждой из них, внося новые знания, навыки и опыт. Ярким примером такого сотрудничества и взаимообогащения явился семинар "Творческие индустрии - ресурс развития города", организованный Институтом культурной политики и состоявшийся в июле 2004 года в Архангельске при активном участии представителей всех трех партнерских организаций [9].

Заключение

Творческие индустрии базируются на различных видах творчества от визуального и театрального искусства до программного обеспечения и средств массовой информации: реклама, архитектура, антикварные салоны, художественные галереи, ремесла, дизайн и мода, фотография, интерактивные компьютерные игры, музыка, сценические искусства, издательства и полиграфия, телевидение и радио.

В настоящее время актуальной задачей государства становится оценка экономического потенциала сектора творческих индустрий, определение его специфических проблем и потребностей, а также оценка существующих инфраструктурных учреждений, оказывающих поддержку.

При этом разрабатываются механизмы стимулирования коммерческого предпринимательства в культуре, в том числе посредством предоставления небольших кредитов и налоговых льгот.

Такие меры будут способствовать интеграции России в общеевропейскую сеть Международных проектов творческих индустрий, установлению прямых контактов и обмен опытом между Международными проектами, городскими властями, исследовательскими и обучающими центрами России и Евросоюза.

Литература

1. Закон РФ от 04.08.2001 г. № 107-ФЗ "О средствах массовой информации".

2. Закон РФ от 14.12.2001 г. № 162-ФЗ "О рекламе".

3. Закон РФ от 01.12.1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации".

4. Закон РФ от 24.11.1995 г. № 177-ФЗ "Об экономической поддержке районных и городских газет".

5. Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.,20 июля 2004 г).

6. Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. - 2005. - №4. - С.24-32

7. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - №4. - С.12-17

8. Зеленцова Е.В. Первопроходцы: Творческие индустрии приходят в Россию. СПБ.: Нева, 2006. - 98 с.

9. Мильков Д., Панкратов В. Международная программа создания Петербургского центра развития творческих индустрий. СПб.: Нева, 2007. - 62 с.

10. Прудникова А., Паутова О. Государство и менеджер культуры: перспективы взаимодействий // Арт-менеджер. - 2003. - №2. - С.38-44.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010