рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению

Европейские нормы по правам человека

и усилия России по их соблюдению

План работы:

Судебная защита прав человека

Справедливое судебное разбирательство

Право на эффективное средство правовой защиты

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы в рамках выполнения взятых на себя обязательств Россия должна привести свое законодательство в соответствие с общепризнанными нормами в области прав человека. Однако, несмотря на меры, принятые по укреплению системы законодательной и судебной защиты прав граждан, значительное число вопросов, относящихся к проблемам защиты прав и свобод человека, остаются нерешенными. Предстоит устранить пробелы в отечественном законодательстве, выявленные в последние годы российскими и европейскими экспертами, его несоответствия европейским нормам по правам человека, а также нарушения этих норм в правоприменительной практике.

Многие подобные нарушения обусловлены несовершенством отечественной системы судебной защиты. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию (2001 г.) Президент Российской Федерации отметил, что реформа судебной системы "сегодня нам крайне необходима"*(1). К задачам судебно-правовой реформы в РФ относятся укрепление гарантий защиты прав российских граждан, усиление ответственности органов государственной власти и должностных лиц в области соблюдения прав человека, а также повышение доверия населения к институтам правосудия.

В настоящей статье мы рассмотрим проблемы, связанные с устранением нарушений европейских правовых норм в РФ, прежде всего - некоторых норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), касающихся судебной защиты прав человека.

В условиях рыночных отношений соблюдение в нашей стране общепризнанных норм по правам человека во многом зависит от деятельности государства, направленной на гуманизацию социально-экономической жизни общества и повышение жизненного уровня населения. Это должно учитываться в рамках проведения экономических и социальных преобразований.

Проходившие в течение последнего десятилетия экономические реформы сопровождались значительным снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ в области здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, нехваткой средств на содержание судебных и правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, сокращением расходов на другие социальные программы. Все это в целом отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России и в значительной степени поставило под вопрос выполнение правовых обязательств перед Советом Европы, которые наша страна приняла на себя в соответствии с заключенными договорами.

Судебная защита прав человека

Среди обязательств, которые брала на себя Россия, вступая в Совет Европы, - соблюдение ряда норм, которые составляют систему европейской судебной защиты прав человека. В первую очередь это касается ст.6, 7 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов N 4 (ст.1) и N 7 (ст.2-4), которые признают за каждым человеком, где бы он ни находился, право на защиту законом, а в случае предъявления уголовного обвинения - право на справедливое судебное разбирательство в соответствии с национальным законодательством и европейским правом. Речь идет о праве человека на восстановление нарушенных прав в судебном порядке и, соответственно, признании суда как органа, обеспечивающего такое восстановление.

Многие положения и нормы европейского права были учтены в ходе обновления российского процессуального законодательства. В него были включены нормы, согласно которым государство гарантирует судебную, процессуальную защиту прав и свобод граждан и оказывает им необходимую правовую помощь. Норма европейского права, признающая, что право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям, конкретизируется в Конституции РФ, федеральных конституционных законах "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации", федеральных законах "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ и ряде других законодательных актов.

Ряд несоответствий европейскому праву был устранен с вступлением в силу в марте 2001 года Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Закон более подробно раскрывает отдельные понятия, связанные с процессуальным производством, а также вводит нормы, более полно обеспечивающие права лиц, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; нормы, регулирующие порядок переписки осужденного с защитником, а также предоставления обвиняемому (подозреваемому) защитника по делам, связанным с производством по применению принудительных мер медицинского характера, и ряд других норм*(2).

В российскую правоприменительную практику вошли такие общепризнанные принципы судебной, процессуальной защиты прав и свобод, как право на справедливое судебное разбирательство, презумпция невиновности, наказание исключительно на основании закона, право на эффективное средство правовой защиты, право на компенсацию в случае судебной ошибки и другие.

Усилена судебная защита фактически всех категорий населения, в то же время некоторые из них, например, военнослужащие, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, находящиеся под стражей в местах временного заключения, нуждаются в усилении правовой защиты.

В 90-х гг. сформировалось отвечающее европейским требованиям законодательство, регулирующее отношения в армии и гарантирующее правовую и судебную защиту прав военнослужащих. Так, в Уголовном кодексе РФ (1996 г.) предусмотрена уголовная ответственность за "нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием" (ст.335), за оскорбление военнослужащего (ст.336) и другие нарушения его прав*(3). Однако в этой области не выполняются такие обязательства, как ":сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого обращения, а также гибели людей в Вооруженных Силах, не задействованных в вооруженных конфликтах"*(4). В армии нередки случаи нарушения прав военнослужащих, встречаются случаи жестокого обращения, гибнут молодые люди, проходящие действительную службу и не находящиеся в "горячих точках".

С учетом данных обстоятельств в последние годы предприняты практические шаги по гуманизации отношений в российских Вооруженных Силах, правовому обеспечению жизнедеятельности армии и социальных гарантий военнослужащих. В воинских подразделениях введены должности юристов, которые призваны оказать квалифицированную правовую помощь военнослужащим. Усилился общественный контроль за прохождением службы личного состава.

Реформируется система военных судов, работа которых в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" (1999 г.) должна быть направлена на защиту прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе, и других граждан, прав и законных интересов воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, на укрепление в целом законности и правопорядка (ст.4 и 7)*(5). Военные суды, являясь федеральными судами общей юрисдикции и осуществляя судебную власть в Вооруженных Силах и других формированиях, где в соответствии с Федеральным законом предусмотрена военная служба, стали рассматривать частные жалобы на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Активизировалась деятельность военной прокуратуры по выявлению нарушений прав человека в Вооруженных Силах.

В связи с проведением антитеррористической операции на Северном Кавказе во второй половине 1999-2001 гг. приобрел остроту вопрос о судебном расследовании всех фактов нарушения прав человека в зоне боевых действий и привлечении к судебной ответственности виновных. В ходе антитеррористической операции, фактически переросшей в полномасштабную войну, сильно пострадало население Чеченской Республики: более 200 тысяч вынужденных переселенцев из этой республики временно оказались в Ингушетии.

При проведении операции на Северном Кавказе нарушалось верховенство закона, допускались ограничения прав человека, для введения которых не было правовых оснований, поскольку операция такого масштаба не может регулироваться законодательством о борьбе с организованной преступностью, а чрезвычайное положение в районе боевых действий не вводилось.

Парламентская Ассамблея Совета Европы 27 января 2000 года приняла резолюцию по конфликту в Чечне. В резолюции осуждалось, "как полностью неприемлемое, нынешнее ведение военной операции в Чечне и ее трагические последствия для большей части населения республики. В результате такого неизбирательного и непропорционального применения силы самым серьезным образом нарушаются такие основополагающие права невиновных некомбатантов в Чечне, как право на жизнь, право на свободу и безопасность"*(6). Парламентская Ассамблея заявила, что Россия нарушила ряд важнейших обязательств по Конвенции о защите прав человека и международному гуманитарному праву, а также другие обязательства, взятые при вступлении в Совет Европы.

В рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы для России от 6 апреля 2000 года и в материалах о положении в Чечне июньского и сентябрьского заседаний ПАСЕ за 2001 г. также указывалось на продолжающееся массовое нарушение прав человека в ходе военного конфликта в Чеченской Республике*(7). Представители Совета Европы, посетившие Чечню, неоднократно обращали внимание на необходимость судебного расследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновения людей.

Руководство страны предприняло определенные шаги по созданию реально действующего механизма решения проблем, касающихся прав человека в Чечне. В настоящий момент действует Бюро специального представителя Президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В. Каламанова: организованы приемы граждан в большинстве районов Чечни, регистрируются жалобы на нарушения прав человека, составлен список лиц, пропавших без вести. В работе Бюро участвуют представители Совета Европы.

В республике начато восстановление судебной системы. По выявленным фактам преступлений против мирного населения Чечни и нарушений прав человека со стороны федеральных властей, и прежде всего силовых структур, возбуждено 293 уголовных дела. Из них в пяти случаях виновные были осуждены, по 14 уголовным делам проходил судебный процесс и по 64 - велось расследование (по сведениям Прокуратуры Российской Федерации на конец апреля 2001 года). Эти факты были оглашены в докладе российской делегации на Парламентской Ассамблее Совета Европы в апреле 2001 года*(8).

На случай введения чрезвычайного положения в России или на отдельной ее части в соответствии с требованиями действующих международных норм принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" (июнь 2001 года), где определены обстоятельства применения Вооруженных Сил на территории страны. В Законе также закреплен порядок осуществления правосудия и деятельности органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Если российское федеральное законодательство, регулирующее вопросы правовой защиты граждан, в целом отвечает европейским нормам о пределах использования ограничений в отношении прав, то этого нельзя сказать о региональном законодательстве, которое содержит значительное число несоответствий и противоречий, а иногда и прямых нарушений стандартов Совета Европы.

Как свидетельствует практика, массовые факты грубого нарушения прав человека допускают в своей деятельности не только государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, но и руководители предприятий, хозяйственных организаций различных уровней и форм собственности. Это подтверждают эксперты Совета Европы, а также представители неправительственных правозащитных организаций. На это указывают и многочисленные обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге*(9).

Важная роль в устранении нарушений прав граждан принадлежит Прокуратуре Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, другим судебным органам, которые должны реагировать на все выявленные факты правонарушений, особенно в тех случаях, когда они носят массовый характер.

На большей части территории России не обеспечивается конституционное право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, то есть не выполняется положение ст.2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека*(10). Значительное число нарушений права выбора места жительства приходится на Москву, Санкт-Петербург и ряд других крупных городов, где на основе постановлений местных властей введена регистрация приезжих.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 года признал ряд пунктов Правил регистрации граждан Российской Федерации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, не соответствующими Конституции (ч.1 ст.27 и ч.3 ст.55)*(11). Данное постановление отменило временную регистрацию "на не принадлежащей жилплощади". Пункт 10 Правил устанавливал шестимесячный предельный срок такой регистрации, который можно было продлить только в исключительных случаях. В настоящее время гражданин сам решает, на какой срок он желает зарегистрироваться, а соответствующие органы обязаны провести регистрацию.

Устранены и другие нарушения, заложенные в п.12 и 21 Правил, предусматривавшие основания для отказа в регистрации: обязанность проверки предоставляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованность выдачи ордера и др. Согласно решению Конституционного Суда*(12) нормативные акты, принятые во исполнение правительственного постановления, должны быть отменены в установленном порядке. Это касается и правил регистрации в Москве и ряде других крупных городов.

В последние годы были приняты федеральные законы и указы Президента России по укреплению вертикали государственной власти и созданию единого правового пространства в стране, обязывающие субъекты Российской Федерации привести свои правовые акты, в том числе и в области защиты прав человека, в соответствие с федеральным законодательством и общепризнанными международными и европейскими нормами.

В европейской практике судебной защиты прав человека широкое применение получил институт административных судов, деятельность которых направлена на то, чтобы усилить ответственность должностных лиц перед гражданами и гарантировать независимость судебной власти от исполнительной. В России также предприняты шаги по созданию аналогичного института судебной власти. В ноябре 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О федеральных административных судах в Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской Федерации. В компетенцию этих судов войдет рассмотрение дел об оспаривании решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Справедливое судебное разбирательство

Среди европейских норм, выполнение которых в нашей стране представляет проблему, - положение о праве на справедливое судебное разбирательство, установленное ст.6 Конвенции: "Каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона"*(13).

Российским гражданам часто бывает сложно своевременно обжаловать нарушения своих прав и незаконные действия государственных органов и должностных лиц, поскольку суды различных инстанций, особенно на местах, перегружены делами. Кроме того, сроки рассмотрения дел в российском судопроизводстве по своей продолжительности часто не вписываются в утвердившееся в европейском праве понятие "разумный срок" судебного разбирательства.

В действующее процессуальное законодательство еще не внесены изменения, касающиеся передачи функции по санкционированию ареста от прокуратуры к судам, поскольку введение такой нормы требует предварительного решения соответствующих кадрово-финансовых вопросов.

Недостаточно четко определена процедура продления срока ареста в случаях, когда уголовное дело находится в суде. Злободневными остаются проблемы предварительного заключения под стражу. Установленный десятидневный срок предварительного ареста не соблюдается - иногда доследственная проверка тянется месяцами.

В законодательном плане не отрегулированы нормы, гарантирующие гражданам право на достаточную компенсацию за ущерб, нанесенный в результате судебной ошибки и незаконного лишения свободы. В отличие от европейского права действующее российское законодательство предоставляет несправедливо потерпевшему неполную компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб.

Не урегулированы процедуры, связанные с подачей апелляции и вынесением окончательного приговора, что не соответствует Протоколу N 7 к Конвенции (п.1 ст.2).

Назрел вопрос о необходимости более широкого использования наказаний, не связанных с тюремным заключением.

Возникают трудности и при выполнении судебных решений, так как на практике они часто не обеспечены действенным механизмом исполнения.

Эти и многие другие пробелы и несоответствия в законодательстве делают судебную защиту прав и свобод человека в России недостаточно результативной, а следовательно, снижают возможности реализации права граждан на обжалование действий государственных органов и официальных лиц, нарушающих их права и свободы.

В целом практика свидетельствует, что судьи и суды в России еще не играют роли "третьей власти". Вопросами борьбы с коррупцией на государственной службе и защитой граждан от произвола должностных лиц в большей степени занимается прокуратура. Реформа прокуратуры с учетом европейских норм предполагает передачу функции надзора за органами управления в ведение административных судов.

Основной задачей реформирования судебной системы является приближение судов к населению и ограждение их от влияния других ветвей государственной власти и местного самоуправления.

Реформа судебной системы направлена на совершенствование гражданского, уголовного, административного и арбитражного процессуального законодательства, приведение его в соответствие с европейскими нормами. Для этого предстоит:

- повысить правоохранительную и правозащитную роль суда, освободить его от обвинительных функций;

- более детально закрепить принцип состязательности сторон;

- расширить круг участников процесса в суде, обеспечить реальное равноправие сторон в судебном разбирательстве;

- усилить защиту прав потерпевшего;

- сократить сроки судебного разбирательства;

- урегулировать основные вопросы распределения функций суда и прокуратуры, касающиеся ареста и обыска;

- упорядочить нормы, регулирующие процедуру задержания и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, и др.

Право на эффективное средство правовой защиты

Возможность судебной защиты прав и свобод человека во многом зависит от того, как реализуется право на эффективное средство правовой защиты. Оно закреплено в ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве"*(14). То есть речь идет о гарантиях правовой защиты и получении необходимой юридической помощи.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, принятом Государственной Думой в октябре 2001 года во втором чтении, значительно расширены права защиты в доказательном процессе. Защитнику предоставлено право опрашивать частных лиц, запрашивать справки, характеристики и иные документы из различных организаций, учреждений, предприятий, необходимые для правовой помощи. К участию в деле в качестве защитника допускаются адвокаты, а по решению суда в качестве защитников также могут быть допущены близкие родственники, законные представители обвиняемого и другие лица. Включено положение о предоставлении подозреваемому права иметь защитника, а также права на свидание с защитником наедине и конфиденциально с момента, предшествующего первому допросу. Расширен перечень случаев обязательного участия защитника.

Вместе с тем качество юридической помощи, оказываемой в судебном производстве адвокатами, назначенными государством, сохраняется низким ввиду их перегруженности и невысокой оплаты за предоставляемые услуги.

Неудовлетворительной остается правовая защита лиц от жестокого обращения и пыток. Государству предстоит еще немало сделать, чтобы российские граждане реально ощутили конституционные гарантии своей безопасности и защиту от жестокого обращения. В особенности это касается уголовно-исполнительной системы, где пока сделаны лишь первые шаги по улучшению состояния ее учреждений. В первую очередь это связано с передачей управления пенитенциарной системой из ведения Министерства внутренних дел в компетенцию Министерства юстиции России.

Положение в пенитенциарных учреждениях улучшается медленно. Условия содержания заключенных не соответствуют положениям ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение пыток) и требованиям Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.)*(15).

На начало 2001 г. в местах лишения свободы и предварительного заключения находилось более миллиона человек*(16). Переполненность следственных изоляторов во многом связана с чрезмерно длительными сроками рассмотрения дел. Многие заключенные по несколько лет пребывают в изоляции.

Напряженность ситуации несколько снизилась благодаря реализации принятых Государственной Думой постановлений об амнистии. Так, амнистия, объявленная в декабре 1997 года*(17), коснулась почти 500 тысяч человек. Из заключения вышли около 35 тысяч амнистированных, прекращено почти 90 тысяч уголовных дел*(18).

Постановление "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (май 2000 г.) было направлено на облегчение положения осужденных, принимавших участие в боевых действиях по защите Родины, участвовавших в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике, лиц, впервые осужденных к лишению свободы до трех лет, престарелых, больных активной формой туберкулеза, беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, а также несовершеннолетних*(19). В целом положения амнистии распространялись почти на 110 тысяч человек, находившихся под стражей и не совершивших тяжких преступлений.

Необходимо обеспечить правовую защиту лиц, находящихся в местах временного заключения под стражей и в тюрьмах, и улучшить условия их содержания: расширить площади для размещения задержанных и заключенных, создать необходимые материально-бытовые условия, предоставлять заключенным соответствующее питание, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и др.

Нуждается в урегулировании порядок задержания лиц, подозревающихся в совершении преступных действий. Должно быть гарантировано право на безопасность личности не только при задержании и аресте, но и при проведении различных следственных мероприятий.

В Федеральном законе "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (2001 г.) зафиксирован предельный срок нахождения лица на психиатрической или медицинской экспертизе: "...лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней". Судебным решением в случае необходимости этот срок может быть продлен еще на 30 дней, а в исключительных случаях - еще на 30 дней, но не допускается пребывание лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы свыше 90 дней *(20).

Сокращению численности лиц, находящихся в местах временного заключения под стражу, должно способствовать применение других мер пресечения по уголовному делу, таких как домашний арест и освобождение от предварительного заключения под залог, а также соблюдение норм европейского права, касающихся ареста и задержания лиц по подозрению в правонарушениях.

Так, вступивший в силу в марте 2001 года Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" содержит свыше 50 поправок к действующему законодательству, предусматривающих, в том числе, некоторое ограничение применения такой меры пресечения, как взятие под стражу, а также ограничение сроков рассмотрения уголовных дел в судах*(21). По расчетам Министерства юстиции России, вступление в действие этого закона позволит снизить численность содержащихся в местах лишения свободы на 200-250 тыс. человек.

Многие существующие противоречия и несоответствия российских норм в области судебной защиты прав граждан европейским стандартам могли бы быть устранены с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В представленном заключении на принятый Государственной Думой в первом чтении проект эксперты Совета Европы отметили значительное продвижение в приведении уголовных процедур в соответствие с состязательной моделью уголовного судопроизводства, принятой в большинстве европейских государств. Вместе с тем они обратили внимание на те положения проекта, которые существенно расходятся с утвердившимися в европейских странах уголовно-процессуальными нормами. Это относится к вопросам, касающимся роли прокуратуры в судебном процессе, срокам содержания подозреваемого под стражей, определению прав участников судебного процесса, соблюдению принципа справедливого наказания, расширения сферы апелляционного процесса и др.

* * *

Конечно, процесс устранения нарушений прав человека идет не так быстро, как этого хотелось бы. И причин здесь достаточно, в том числе социально-экономических. Однако очень важно то, что работа по устранению нарушений прав человека приобрела последовательный характер.

Как видится, мероприятия по приведению российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими нормами, в том числе и в области судебной защиты прав человека, должны отвечать национальным потребностям и учитывать сложившиеся традиции, а также опыт, накопленный в развитии правовой системы страны. Лишь в этом случае они будут эффективно способствовать устранению правонарушений, а в конечном итоге - созданию правовой системы, которая обеспечивала бы подлинное соблюдение прав российских граждан.

"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2001. С.13.

*(2) См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст.1140.

*(3) См.: УК РФ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст.2954.

*(4) См.: Право Совета Европы и Россия: Сборник документов и материалов. Краснодар, 1996. С.88.

*(5) См.: Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3170.

*(6) См.: Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Приложение N 9. М., 2001. С.322-326.

*(7) См.: Там же. Приложение N 10. С.327-334.

*(8) См.: Российская газета. 2001. 25 апр.

*(9) Более подробно см.: Горшкова С.А. Россия и юридические последствия решений Европейского суда по правам человека // Журнал российского права. 2000. N 5/6. С.91-102.

*(10) См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.

*(11) См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783.

*(12) См.: Там же.

*(13) См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.

*(14) См.: Конвенция: // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.

*(15) См.: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст.4465.

*(16) См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства).

*(17) См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии" // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5907.

*(18) См.: Российская газета. 1997. 27 дек.

*(19) См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 398-III "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст.2287.

*(20) См.: Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст.2291.

*(21) См.: СЗ РФ. 2001. N 11. Ст.1002.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010