Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы
28
Рефератпо теме: «Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы»
|
План | |
Вступительная часть | |
1.Понятие лицензионно-разрешительной системы. Задачи, права и обязанности участковых уполномоченных милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы | |
2.Профилактическая деятельность и контроль участкового уполномоченного по осуществлению лицензионно-разрешительной системы | |
3. Организация контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы | |
Заключительная часть | |
|
Введение
В системе органов внутренних дел участковые уполномоченные милиции по-прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим должный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. В соответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должны хорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражда-нами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций уста-новленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, условия хранения и функционирования средств цвет-ного копирования, состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, ме-сто хранения или переработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской местности - знать места произрастания дикорастущих и культурных наркосодержащих растений, а также контролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной и охранной деятельности.
Они имеют право в составе комиссий проверять в медицинских учреждениях и иных объек-тах обслуживания состояние и порядок хранения, учета и отпуска наркотиков содержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств, осматривать места хранения и ис-пользования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов: условия хранения и функционирования средств цветного копирования, а так-же состояния учета печатной (изготавливаемой) продукции. При выявлении нарушений установленных правил ими выносятся обязательные предписания должностным лицам об устранении нарушений, изымаются ука-занные предметы и принимаются меры в соответствии с действующим зако-нодательством.
Вопрос № 1 Понятие лицензионно-разрешительной системы. Зада-чи, права и обязанности участкового уполномоченного милиции по осуществ-лению лицензионно-разрешительной системы.
В охране общественного порядка и безопасности важное место занимает лицензионно-разрешительная система. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от управомоченных государственных органов разрешений (лицензий) на совершение определен-ных действий или получение определенных правомочий предприятиями, уч-реждениями, организациями или отдельными гражданами. Как форма испол-нительно-распорядительной деятельности она осуществляется непосредствен-но многими органами управления, Федеральными службами, департаментами министерств. Лицензионно-разрешительная система распространяется на широкую сферу общественных отношений. Так, в области здравоохранения она регули-рует порядок применения новых лекарственных средств, в области спортивной и промысловой работы, сроки и виды отстрела определенных животных и птиц, в области связи - пользования эфиром, приемопередающими устройствами и т.д.
Среди государственных органов, осуществляющих лицензионно-разрешительную систему, важная роль принадлежит органам внутренних дел. Согласно действующему законодательству на органы внутренних дел возло-жена обязанность обеспечивать установленный порядок обращения с такими предметами и веществами, бесконтрольное владение и пользование которыми может нанести вред государству, общественному порядку и личной безо-пасности граждан, а также государственному, общественному, или личному имуществу.
Следовательно, выдача соответствующих разрешений на совер-шение действий с предметами и веществами, полностью или частично изъя-тыми из гражданского оборота, и контроль за соблюдением установленных правил обращения с ними составляют сущность лицензионно-разрешительной системы осуществляемой ОВД.
В административно-правовых нормах, регламентирующих лицензионно-разрешительную систему, дан исчерпывающий перечень объектов подкон-трольных органам внутренних дел. Эти объекты подразделяются на три груп-пы:
- предметы,
- вещества,
- предприятия.
К предметам относятся: служебное и гражданское огнестрельное оружие (нарезное военных образцов, учебное, охолощенное, нарезное и мелкокалиберное, спортивное нарезное и гладкост-вольное, охотничье нарезное и гладкоствольное) и боевые припасы к нему, газовое оружие (пистолеты и револьверы).
В группу веществ относятся: взрывчатые материалы, охотничий по-рох и т.д.
Предприятия, открытие и функционирование которых осуществляет-ся под контролем органов внутренних дел: хранилища, склады, базы, в ко-торых находятся предметы (огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, сред-ства взрывания), и вещества (взрывчатые, охотничий порох); тиры, стрельби-ща, охотничье - спортивные стенды; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские; предприятия, торгующие огнестрельным оружием, боеприпасами к нему; частные детективные и охранные предприятия (объединения), их фи-лиалы и охранно-сыскные подразделения на предприятиях
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02 2002г. № 135 “0 лицензировании отдельных ви-дов деятельности" органы внутренних дел выдают лицензии на негосударственная (частная) охранная деятельность, негосударственная (частная) сыскная деятельность, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации предприятиям и организациям осуществляющим деятельность в производство регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также установку и обслуживание технических средств организации дорожного движения.
Основными задачами органов внутренних дел по осуществлению ли-цензионно-разрешительной системы являются:
- предотвращение утраты и хи-щений предметов и веществ, на которые распространяется особый режим об-ращения; недопущение их использования в преступных целях или не по на-значению;
- своевременное выявление и устранение нарушений установленных правил;
- контроль за частной детективной и охранной деятельностью.
Из сказанного следует, что лицензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения, хранения, ис-пользования, транспортировки и сбыта строго определенных предметов и ве-ществ, а также открытия и функционирования определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, обществен-ной безопасности и охраны общественного порядка.
Лицензионно-разрешительная деятельность включает несколько видов деятельности:
- контрольно-надзорная (проверка лиц по допускам, проверка организаций на соответствие предъявляемым требованиям на лицензирование деятельности);
- выдача разрешений, лицензий;
- выдача заключений о соответствии предъявляемых требований.
В приказе МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 указаны должностные обязанности участкового уполномоченного милиции, в число которых входит осуществление лицензионно-разрешительной системы на закрепленном административном участке.
Участковый уполномоченный должен:
- участвовать в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения ОВД для принятия мер по их устранению.
- осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству ОВД для принятия мер.
Основные права участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы:
- контроль соблюдения лицензионных правил;
- составлять протоколы об административных правонарушениях; осуще-ствлять, в случаях предусмотренных законодательством, административное задержание. Личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также ве-щей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре; осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении нарушений ус-тановленных правил делать обязательные предписания должно-стным лицам об их устранении, изымать указанные предметы и применять иные меры в соответствии с действующим законодательством;
- изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, вещи, предметы и вещества, запрещенные в гражданском обороте, находящиеся у граждан без специального разрешения, и в установленном по-рядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности.
Действенность контроля определяется его своевременностью и санк-циями за нарушение установленного порядка. Контроль осуществляется в соответст-вии с планами работы, утвержденными начальником ОВД.
В паспорте на административный участок участкового уполномоченного милиции отдельно указываются объекты разрешительной системы (предприятия, учреждения, организации, имеющие огнестрельное оружие, бо-еприпасы к нему, взрывчатые вещества, их адрес, Ф.И.О. ответственного за объект, его служебный и домашний телефоны и адрес, предметы и вещества, подпадающие под контроль, номер разрешения, кем и когда выдано, срок дей-ствия); частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности на предприятиях (их наименование, адрес, Ф.И.О. руководителя и номер его телефона, дата регистрации и номер лицензии); список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное оружие (Ф.И.О. владельца оружия, адрес его места жительства, место работы, должность и служебный телефон, в каком охотничьем обществе состоит, вид и система оружия, его номер, кем и когда выдано разрешение , его номер, очередная да-та перерегистрации, дата основания изъятия разрешения, дата изъятия, сдачи оружия).
Правовой основой деятельности органов внутренних дел по осуществле-нию разрешительной системы является Закон РФ "О милиции", п.10 ст.10, в котором предусмотрена обязанность милиции обеспечивать соблюдение правил при-обретения, хранения, ношения и транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, открытия и функционирования объектов по перечням, определяемых законодательством. Эта деятельность определяется Федеральным Законом от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 02.11.2004г. №127 ФЗ, Приказ МВД Росси от 12.04.1999г. «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.1998г. №814» №288 и т.д.
Работу по осуществлению лицензионно-разрешительной системы в масштабе Российской Федерации организует отдел лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной дея-тельностью ГУООП МВД РФ. в республиках, краях, областях и крупных го-родах- структурные специальные подразделения (управления, отделы, отделе-ния, группы) данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, в горрайлинорганах внутренних дел при отсутствии соответствующих штатных должностей осуществление лицензионно-разрешительной системы специальным приказом возлагается на наиболее подготовленных сотрудников милиции общественной безопасности или криминальной милиции.
В процессе выполнения задач, возложенных на них в области лицензионно-разрешительной системы, органы внутренних дел реализует следующие основные функции:
- допуск лиц к работе на объектах разрешительной систе-мы;
- выдачу разрешений (лицензий) на обращение с предметами и веществами ограниченного пользования;
- гласный и негласный контроль за объектами;
- проведение на них профилактических мероприятий;
- аннулирование выданных лицензий и разрешений в установленных законом случаях.
Осуществление допуска тех или иных лиц на объекты лицензионно-разрешительной системы является одним из основных средств, применяемых органами внутренних дел в целях предупреждения хищений предметов и ве-ществ, на которые установлена лицензионно-разрешительная система, а также недопущения их использования в преступных целях или не по назначению. Поэтому руководители предприятий, учреждений, организаций могут принять граждан на работу, связанную с хранением, транспортировкой и использова-нием указанных предметов и веществ, только по предварительному заключению органов внутренних дел. В свою очередь ОВД, прежде чем дать такое заключение, проводят проверку указанных лиц по оперативным учетам МВД, УВД.
Тщательно проведенная проверка позволяет выявить лиц, имеющих пре-ступные намерения, либо тех, кто в связи с ограничениями не может быть допущен к работе на объектах разрешительной системы. В то же время нарушение установленного порядка допуска на рассматриваемые объекты может привести к нежелательным последствиям. Так, гражданин В, принятый без надлежащей проверки стрелком ВОХР на один из московских заводов, за-стрелил из служебного оружия свою сожительницу и сына. В результате рас-следования было установлено, что В, длительное время состоял на учете в психоневрологическом диспансере по поводу психического заболевания. Практике известны также случаи, когда лица с преступным прошлым в ре-зультате халатности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих проверку и принимающих решение о допуске, устраивались работать на объ-ектах лицензионно-разрешительной системы и в последствии совершали преступления с применением вверенных им предметов и веществ ограниченного пользования: оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и средств взрывания.
Выдача разрешений (лицензий) на приобретение хранение, ношение и транспортировку предметов и веществ, а также функционирование предпри-ятий организаций, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, представляет собой комплекс осуществляемых орга-нам внутренних дел организационно-профилактических мероприятий, на-правленных на предотвращение последствий, которые могут наступить при несоблюдении установленных правил.
Органы внутренних дел и их структурные подразделения различного уровня обладают неодинаковым объемом компетенции в выдаче рассматри-ваемых решений (лицензий). Так, Департамент охраны общественного порядка МВД РФ выдает лицензии на при-обретение и вывоз (ввоз) иностранными гражданами огнестрельного оружия выдает лицензии и продлевает сроки их действия на частную детективную и (или) охранную деятельность на всей территории Российской Федерации независимо от дислокации основного частно-охранного предприятия.
Отделы, управления лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей выдают разрешения или лицензии на открытие стрелковых тиров, стендов и стрельбищ, оружейно-ремонтных и пиротехнических мастер-ских; на право торговли нарезным, гладкоствольным охотничьи оружием и боеприпасами к нему в магазинах; выдают лицензии на частную и детектив-ную и (или) охранную деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов и охранно-сыскных подразделений на предприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Фе-дерации, и продлевают срок их действия
В свою очередь горрайорганы внутренних дел выдают разрешения на: приобретение, транспортировку, хранение учреждениями, предприятиями, организациями огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также взрыв-чатых материалов;
- на хранение и ношение охотничьего огнестрельного глад-коствольного оружия гражданами России;
- на хранение и ношение оружия ра-ботниками предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами
Они же выдают открытые лицензии на приобретение газового ору-жия самообороны;
- лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданами России,
- на приобретение оружия пред-приятиями, имеющими лицензию на производство или продажу оружия, и т.д.
Органы внутренних дел на транспорте в пределах своей компетенции выдают разрешение на хранение, использование, транспортировку служебно-го и гражданского оружия предприятиям, организациям и учреждениям с осо-быми уставными задачами Министерства транспорта и связи Российской Федерации, а также на хранение и ноше-ние оружия их работниками.
Порядок выдачи лицензий на продажу и приобретение, а также разрешений на хранение, ношение, использование, транспортировку, ввоз и вывоз служебного м гражданского оружия, боеприпасов к нему регламентируются Приказом МВД от 20.03.1997г. «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов и предупреждению их хищений» №167, Приказом МВД от 31.12.1999г. «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» №1105.
Выдача, продление срока действия и аннулирование лицензий на част-ную детективную и охранную деятельность, выдача сертификатов на право приобретения специальных средств, оружия и боеприпасов частными детективными и охранными предприятиями и службами безопасности, а также кон-троль за их деятельностью определяются Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.
Органы внутренних дел выдают разрешения на приобретение, хранение и перевозку взрывчатых материалов, осуществляют контроль за соблюдением правил их хранения и транспортировки. При этом органы внутренних дел ру-ководствуются Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов. Открытие и функционирование пиротехнических предприятий происходит по разрешениям органов внутренних дел Произво-димые на этих предприятиях пиротехнические изделия приобретаются, хра-нятся и перевозятся без специальных разрешений
Выдача разрешений (лицензий) происходит в определенном порядке. Сначала заинтересованные лица обращаются в орган внутренних дел с заяв-лением о выдаче соответствуют его разрешения или лицензии. Достоверность данных, представленных заявителем, в случае необходимости проверяются путем запросов о наличии судимости в соответствующие информационные центры системы МВД России, а также запросов в наркологические и психоневрологические диспансеры о нахождении заявителя на их уче-тах. Затем создается комиссия представителей заинтересованных организа-ций, работников лицензионно - разрешительной системы, государственного пожарного надзора и (в зависимости от характера объекта), вневедомственной охраны, представителей архитектурного, горнотехнического надзора и др. Данная комиссия произво-дит тщательную проверку условий хранения, транспортировки и использова-ния предметов и веществ, подпадающих под лицензионно - разрешительную систему, устанавливая, обеспечивают эти условия соблюдение требований личной и общественной безопасности. Результаты проверки отражаются в ак-те, фиксирующем выводы комиссии, который является одним из оснований для выдачи соответствующего разрешения или лицензии.
Нормативными актами установлены следующие сроки действия разре-шений (лицензий), выдаваемых органами внутренних дел: на приобретение, перевозку предметов и веществ - до трех (на взрывчатые - до 6 месяцев) на хранение предметов и веществ, функционирование объектов (в том числе ча-стных детективных и охранных предприятий, служб безопасности) на право производства, торговли - на три года:, на хранение и ношение гражданами газового оружия самообороны - на пять лет.
Вывод: Из сказанного следует, что лицензионно-разрешительная система осуществляемая ОВД, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытие и функционирование определенных предприятий и организаций. Участковый уполномоченный милиции непосредственно осуществляет эти мероприятия на своем административном участке.
Вопрос 2 Профилактическая деятельность и контроль участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на преду-преждение нарушений правил обращения с предметами и веществами, в от-ношении которых установлен особый режим пользования, является важней-шей функцией органов внутренних дел по обеспечению лицензионно-разрешительной системы. Конкретное содержание этих мероприятий определяется с учетом результатов анализа обстановки на объектах, характеризую-щей состояние лицензионно-разрешительной системы.
В цепях недопущения нарушений установленных правил руководителями органов внутренних дел проводят с представителями администрации объ-ектов, а также с лицами, непосредственно отвечающими за порядок хранения, учета, использования предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, совещания, беседы и занятия.
Работа участках лицензионно-разрешителъной системы ведется более эффективно в условиях хорошо организованной правовой про-паганды среди населения путем использования возможностей центральной и местной печати, выступлении по радио, телевидению, распространения средств наглядной агитации, содержащих тексты правовых норм, и.т.п.
В ходе проведения профилактических мероприятий сотрудники органов внутренних дел выявляют и берут на учет, ранее судимых за убийства, тяжкие телесные повреждения, злостное хулиганство с применением оружия, а также лиц, в отношении которых достоверно установлено, что они ведут антиобще-ственный образ жизни и обнаруживают склонность к хищению предметов и веществ, на которые установлена лицензионно-разрешительная система одновременно ведется работа по выявлению и изъятию у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Статистика последних лет убеждает, что все еще многочисленными про-должают оставаться преступления, совершаемые с применением огнестрель-ного оружия, в том числе охотничьего. В целях предупреждения таких пре-ступлений органы внутренних дел обязаны тщательно проверять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия Работники милиции, осуществляя профилактические мероприятия в жилом секторе, должны выявлять и брать на учет лиц, высказывающих угрозы убий-ством, злостных нарушителей общественного порядка, пьяниц, психически больных, а также квартиры, где систематически происходят конфликты на бытовой почве.
Важную роль в предупреждении преступлений и предотвращении не-счастных случаев играют проводимые сотрудниками органов внутренних дел с владельцами огнестрельного оружия беседы о порядке его хранения и пользования, об ответственности за нарушение этого порядка. В соответствии с действующим законодательством у лиц, систематически нарушающих обще-ственный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками или страдаю-щих психическими заболеваниями, по мотивированному постановлению на-чальника горрайоргана внутренних дел или его заместителя в административ-ном порядке аннулируются лицензии и изымаются охотничьи ружья, иное огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к ним изъятое по перечисленным основаниям оружие и боеприпасы хранятся в органах внутренних дел до ре-шения вопроса о нем в соответствии с законом.
Эффективность профилактических мероприятий по предупреждению нарушении правил лицензионно-разрешительной системы обеспечиваются согласованными действиями сотрудников лицензионно-разрешительной сис-темы, участковых уполномоченных милиции с работниками других аппаратов ор-ганов внутренних дел оперативно-розыскных служб, ГИБДД, следствия. Ус-пешному осуществлению этой деятельности способствует тесное взаимодей-ствие органов внутренних дел с органами санитарного и горного надзора, военными комиссариатами, а также общественностью.
Результативность работы по предупреждению правонарушений в облас-ти лицензионно-разрешительной системы в значительной мере обеспечивается путем своевременного информирования государственных органов власти и управления о наиболее серьезных и систематических нарушениях на объектах и вынесением на обсуждение конкретных предложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборотом граж-данского и служебного оружия, производится выдавшим их органом внутрен-них дел в случаях добровольного отказа от лицензии (разрешения) либо лик-видации предприятия; систематического нарушения либо неисполнения обла-дателями лицензий (разрешении) требований правовых актов, регулирующих оборот оружия, возникновения обстоятельств, исключающих возможность по-лучения лицензии (разрешения).
Принятию решения об аннулировании лицензии за систематическое на-рушение или несоблюдение установленных правил должно предшествовать письменное предупреждение обладателя лицензии об устранении нарушении в установленный сток. Комнаты для хранения оружия до устранения наруше-ний при необходимости опечатываются. Следует отметить, что в случаях ан-нулирования лицензии или разрешения повторное обращение за их получени-ем возможно лишь по истечении определенного времени:
- для юридических лиц - трех лет;
- для граждан - пяти лет со дня принятия решения об аннулиро-вании. Аннулирование соответствующих лицензий и разрешений, а также отсутствие таковых либо смерть собственника оружия влечет изъятие оружия органами внутренних дел в установленном порядке.
Вывод: Участковому уполномоченному милиции предоставлены широкие полномочия по осуществлению контроля за лицензионно-разрешительной системой на административном участке, которые он обязан исполнять не нарушая законности.
Вопрос 3. Организация контроля за объектами лицензионно - разреши-тельной системы.
Контроль за объектами лицензионно - разрешительной системы - важнейшее средство обеспечения соблюдения на них установленных правил. Организация контроля за данными объектами возлагается на руководителей МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД. УВД, краев и облас-тей, УВД на транспорте, горрайорганов внутренних дел.
Контроль за объектами лицензионно - разрешительной системы осуще-ствляется гласно и негласно.
Основным способом обеспечения разрешительной системы являются гласный контроль, в ходе которого разрешаются сле-дующие задачи :
- выявляются нарушения установленных правил, причины и условия, способствующие этим нарушениям, принимаются меры к их устра-нению;
- предупреждаются хищения предметов и веществ, подпадающих под лицензионно - разрешительную систему;
- выявляются и пересекаются случаи их использования не по назначению или в преступных целях;
- осуществляется проверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, транс-портировкой и использованием указанных предметов и веществ;
- кон-троль за деятельностью этих лиц на объектах лицензионно - разрешитель-ной системы.
Гласный контроль за выполнением правил разрешительной системы включает первоначальную проверку объектов при выдаче соответствующих разрешений, последующее систематическое обследование этих объектов, про-верку и допуск лиц к работе, связанной с предметами и веществами, подпа-дающими под лицензионно - разрешительную систему, последующий кон-троль за их деятельностью, учет объектов, а также проведение профилактиче-ских мероприятий по предупреждению и устранению нарушений установлен-ных правил.
По мере необходимости органы внутренних дел в пределах обслуживае-мой территории осуществляют сплошные или выборочные проверке объектов лицензионно - разрешительной системы. Одним из основных требований, предъявляемых к гласным проверкам, является систематичность их осуществ-ления, что позволяет своевременно выявить нарушения правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования и принять необходимые меры к их устранению. Все объекты лицензионно - разрешительной системы должны проверяться не реже одною раза в квартал, а те из них, на которых хранится 20 и более единиц огне-стрельного оружия, базовые склады взрывчатых материалов - ежемесячно.
Руководители органов внутренних дел не реже одного раза в квартал обязаны лично проверять крупные объекты с огнестрельным оружием и базо-вые склады взрывчатых материалов. Проверка соблюдения гражданами правил хранения огнестрельного оружия в домашних условиях, а также проверка наличия, организация хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной дея-тельности, производится должностными лицами органов внутренних дел не реже одного раза в год. Однако вне зависимости от сроков ранее проведенных проверок в каждом случае обследуется при оформлении продления разреше-ния на хранения предметов и веществ, при переоформлении разрешения в свя-зи с изменением места хранения предметов или веществ, смене руководителя, на имя которого выдано разрешение, при изменении количества предметов, емкость складов.
В целях качественного осуществления контроля необходимо предвари-тельно ознакомиться с материалами предыдущих проверок по данному объек-ту, обратив внимание на его особенности, а также ранее вскрытые нарушения, предложения и меры их устранению в процессе проверки главное внимание уделяется соблюдению условий, обеспечивающих сохранность предметов и веществ, пригодность помещения к их хранению, организации охраны объекта (в том числе и исправность ограждения, освещения, сигнализации и других средств усиления охраны, вооружения охраны, состояния дисциплины, знания работниками охраны своих обязанностей, умения обращения с оружием, ор-ганизацию пропускного режима и др.), обеспечение безопасности лиц, работающих на объекте лицензионно- разрешительной системы, наличие необхо-димой документации
Так, например, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ор-ганами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, ор-ганизаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, специально создаваемыми комиссиями проверяются знание действующего законодательства, регулирующего оборот огнестрельно-го оружия и специальных средств; владение практическими навыками обра-щения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия, производство выстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер безопасности при приме-нении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия и специальных средств, знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от их применения
Вместе с тем в зависимости от специфики объекта всесторонней провер-ке подвергается соблюдение установленных правил приобретения, изготовле-ния, сбыта, учета, уничтожения, пользования, транспортировки и т. д. предме-тов и веществ, на которые распространяется лицензионно - разрешительная система.
Для осуществления действенного контроля за объектами лицензион-но - разрешительной системы должностные лица органов внутренних дел на-делены следующими правами согласно Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999г. «О мерах по реализации Постановления Российской Федерации от 21.06.1998 №814» №288:
- требовать от субъектов, в ведении которых на-ходятся эти объекты, предоставления соответствующих документов, а также получать необходимую письменную или устную информацию;
- производить осмотр мест производства, продажи, хранения и использования предметов и веществ, подпадающие под лицензионно - разрешительную систему;
- давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами письмен-ные предупреждения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений установленных правил.
Одновременно при реализации контрольных функций они обязаны неукоснительно соблюдать права и законные интерес данных субъектов
В случае обнаружения нарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку, составляет акт, в котором подробно излагается суть выявленных недостатков и дается срок для их устранения. При отсутствии нарушений проверяющим составляется рапорт в произвольной форме. Все материалы проверок объектов лицензионно - разрешительной системы немед-ленно докладываются руководителям органам внутренних дед, которые при-нимают по ним соответствующие решения
Контроль за хранением огнестрельного оружия, принадлежащего от-дельным гражданам, осуществляется в органах внутренних дел с привлечени-ем актива общества охранников и рыболовов, охот инспекции, добровольных народных дружин при строгом соблюдении законности. О результатах про-верки сотрудник милиции составляет рапорт, который затем подшивается в личное дело владельца оружия.
Негласные проверки разрешительной системы осуществляются пре-имущественно аппаратами оперативно-розыскных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данные о серьезных нарушениях порядка хране-ния, транспортировки, охраны и использования предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, а также данные об их хищении, использовании не по назначению и в преступных целях.
В процессе гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних дел осуществляют допуск лиц к работам, связанных с хранением, использованием, транспортировкой предме-тов и веществ, подпадающих под действие лицензионно-разрешительной сис-темы. При этом основаниями для отказа в таком допуске могут служить:
- за-ключение медицинского учреждения, свидетельствующее о том, что данное лицо по состоянию здоровья не может быть использовано на упомянутых ра-ботах или владеть огнестрельным оружием;
- данные о систематическом нару-шении проверяемым лицом общественного порядка, злоупотреблении спирт-ными напитками, употреблении наркотических средств без разрешения врача;
- предъявление обвинения в совершении преступления, а также предание суду;
- непогашенная или не снятая в установленном порядке судимость за особо опасные государственные и тяжкие преступления, за преступления с приме-нением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ.
Эти и некоторые иные обстоятельства служат основаниями и для отказа в выдаче лицензии на осуществление гражданином частной детективной или охранной деятельно-сти, а также лицензии на приобретение гражданского оружия
В обеспечении эффективности контроля за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы большая роль отводится учету объектов. Он не только обеспечивает соблюдение установленных правил владельцами и пользователями объектов лицензионно-разрешительной системы, но и способ-ствует своевременному предупреждению, пресечению и раскрытию правона-рушений, связанных с хищением либо неправомерным использованием предметов и веществ ограниченного оборота.
Учет объектов лицензионно-разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел в следующих формах:
· журнальная;
· учетные дела;
· личные дела;
· контрольно-накопительные дела;
· картотеки.
На каждый объект лицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел сотрудником лицензионно-разрешительной системы заводится учетное дело. Учетное дело состоит из двух разде-лов.
В первом сосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта, переписка, связанная с получением соответствующих раз-решений, копии информации и представлений о выявленных нарушениях и ответы на них.
Во втором - данные о лицах, имеющих доступ к хранению, транспортировке и использованию предметов и веществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорты о проверке объекта. Учетные дела по-стоянно хранятся в органе внутренних дел. В случае передачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаются и учетные дела.
По журналу ведется учет лиц, получивших открытую лицензию па при-обретение газового оружия, и владельцев огнестрельного оружия. В журнале фиксируются следующие данные:
· фамилия, имя и отчество владельца оружия;
· адрес его местожительства;
· вид, модель, калибр, серия и номер оружия;
· номер открытой лицензии или разрешения на хранение и ношение оружия;
· срок дей-ствия разрешения;
· отметки о проведении проверок сохранности огнестрельного оружия по месту жительства владельца;
· отметки о причинах снятия оружия с учета.
Сотрудник лицензионно-разрешительной системы заводит личное дело на каждое лицо, владеющее газовым или огнестрельным оружием. В нем содержатся материалы, послужившие основанием для приобретения оружия, карточка-заявление владельца, необходимые про-верочные материалы. При этом личные дела на владельцев газового и охот-ничьего огнестрельного гладкоствольного оружия хранятся в органе внутрен-них дел по месту их жительства, а личные дела на владельцев охотничьего ог-нестрельного оружия с нарезным стволом в подразделениях лицензионно-разрешительной системы МВД, ГУВД, УВД.
Контрольно-накопительные дела заводятся в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ на каждый подчиненный орган внутренних дел. В контрольно-накопительном деле содержатся данные об объектах лицензионно- разрешительной системы, хранящемся и используемом оружии, данные о вла-дельцах оружия, представления о выявленных недостатках, а также иные материалы по линии лицензионно-разрешительной работы
В дежурных частях горрайорганов внутренних дел ведется картотека владельцев огнестрельного оружия. Эта картотека используется оперативным дежурным для проверки лиц задержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядов милиции при выездах на чрезвычайные происшествия.
В процессе осуществления гласного контроля за объектами лицензион-но-разрешительной системы органы внутренних дел обязаны выявлять раз-личные нарушения установленных правил обращения с предметами и вещест-вами, в отношении которых установлен особый режим пользования, и прини-мать необходимые меры к их устранению. С этой цепью в соответствии с действующим законодательством милиции предоставлено право:
- закрывать стрелковые тиры в случаях не обеспечения безопасности граждан и сохранности находящихся в них оружия и боеприпасов;
- запрещать предприятиям, организациям и учреждениям приобретение, сбыт, продажу, хранение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых мате-риалов в случаях нарушения порядка сбыта, отпуска, хранения, учета, исполь-зования и транспортировки таких предметов и веществ, производить изъятое указанных предметов и веществ, опечатывание складов, баз и хранилищ,
- приостанавливать полностью или частично деятельность пиротехниче-ских предприятий, если в них не обеспечивается безопасность работников или других граждан;
- аннулировать разрешение на хранение огнестрельного оружия, выдан-ные гражданам, при нарушении ими правил хранения или использования огнестрельного оружия, а также лицам, систематически нарушающим общественный поря-док, злоупотребляющим спиртными напитками, употребляющим наркотиче-ские вещества без назначения врача, страдающим психическими заболева-ниями, изымать у них в соответствии с действующим законодательством огне-стрельное оружие и боеприпасы к нему,
- аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законо-дательства, регулирующего детективную охранную деятельность, либо при неисполнении соответствующими лицами и организациями налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов)
В случаях, когда в соответствии с действующим законодательством на-рушение правил лицензионно-разрешительной системы образует состав про-тивоправного деяния, виновные лица привлекаются к уголовной, администра-тивной, материальной или дисциплинарной ответственности.
В случаях незначительных, но систематических нарушении на объектах лицензионно-разрешительной системы, при невыполнении предписаний органов внутренних дел работники милиции вправе ходатайствовать перед мини-стерством ведомством, администрацией предприятия, учреждения или организации о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения.
Заключение.
В структуре милиции общественной безопасности органов внутренних дел участковые уполномоченные милиции по прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим должный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. В соответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должны хорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражда-нами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций уста-новленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, условия хранения и функционирования средств цвет-ного копирования, состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, ме-сто хранения или переработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской местности - знать места произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, а также контролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной и охранной деятельности.
Литература:
Основная:
1. Конституция РФ. - Москва, 1993г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ, 2004, №35.
4. Федеральный Закон от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 02.11.2004г. №127 ФЗ // СЗ 2001, №33 (ч.1), ст.3430.
5. Приказ МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участкового уполномоченного милиции. - Москва, 1997г.
Дополнительная:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной сыскной деятельности)».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002г. №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004.
4. Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядное пособие. - Москва, 2004
5. Черепанов А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие. - Москва, 2002.
6. Каплунов А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. - Москва, 2002.
7. Каплунов А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Монография. - Санкт-Петербург, 2001.
Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург, 1998.