рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

2

Реферат на тему:

«Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.»

Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В настоящее время российский рынок алкогольной продукции отли-чается повышенной криминогенной опасностью, что связано с ростом подпольного и одновременно снижением объема легального производства, повышением доли продукции низкого качества и опасной для потребле-ния.

Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной сфере, одной из ее задач явля-ется проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции.

Требования к обороту алкогольной продукции закреплены в норма-тивных правовых актах на федеральном уровне, основными из которых яв-ляются Федеральный закон «О государственном регулировании производ-ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-дукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, постановления Правительства РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 г. № 987, «Об утверждении перечня документов, подтвер-ждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алко-гольной продукции на территории Российской Федерации» от 15 авгус-та 1997 г. № 1019, «Об утверждении общих требований к порядку и усло-виям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку вы-дачи акцизных марок» от 1 октября 2002 г. № 723, «Об утверждении поло-жения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из неза-конного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883, а также в пра-вовых актах субъектов Российской Федерации.

Спиртосодержащая продукция подразделяется на два вида -- непищевую и пищевую.

Алкогольная продукция -- это вид пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции, к разновидностям которой относятся этиловый спирт, вино и спиртные напитки (коньяк, водка, ликер и др.).

Пиво не относится к алкогольной продукции, и на него не распро-страняются требования законодательства к ее обороту, однако некоторые ограничения существуют. В частности, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть запрещена реализа-ция пива при проведении массовых культурных и развлекательных меро-приятий.

Признание напитка алкогольной продукцией не всегда означает, что его употребление является правонарушением. В ст. 20.20 КоАП РФ впервые закреплена административная ответственность за распитие алкоголь-ной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, объемное со-держание этилового спирта в которой более 12 %.

Оборот алкогольной продукции -- это купля-продажа, хранение, перевозка данной продукции юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это соответствующие лицензии, с со-блюдением требований федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность в сфере оборота алкогольной продукции имеет три основные особенности.

1. Субъектами такой деятельности могут быть только индивидуаль-ные предприниматели и юридические лица (при наличии соответствующей регистрации).

2. Вся деятельность по обороту алкогольной продукции подлежит лицензированию. При этом индивидуальным предпринимателям лицензии выдаются на осуществление только одного вида деятельности - рознич-ную продажу алкогольной продукции, а юридическим лицам - на все ви-ды деятельности по ее обороту (розничную и оптовую реализацию, пере-возку, хранение). Соответственно только за нарушение требований к тому виду деятельности, на который выдана лицензия, индивидуальные пред-приниматели и юридические лица могут подвергаться административной ответственности.

3. При осуществлении действий по обороту алкогольной продукции должны присутствовать, помимо лицензии, документы, подтверждающие легальность ее оборота: товаротранспортные документы, сертификаты со-ответствия и маркировка.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции проводится ад-министративное расследование в течение месяца. Это обусловлено слож-ностью составов данных правонарушений и соответственно необходимо-стью применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест алкогольной продукции), проведения процессуальных действий (ревизий, экспертиз, инвентаризаций) и иных мероприятий (истребование сведений, направление запросов), что требует значительных затрат времени.

В абсолютном большинстве случаев поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях в области оборота алкогольной про-дукции является непосредственное обнаружение сотрудниками милиции достаточных данных, указывающих на наличие состава административно-го правонарушения, которые выявляются при проведении целевых опера-тивно-профилактических мероприятий, рейдов, причем не только в сфере торговли, но и в сфере безопасности дорожного движения, охраны обще-ственного порядка.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими и налого-выми преступлениями криминальной милиции зачастую получают ин-формацию о правонарушении оперативно-разыскным путем, она также является поводом для возбуждения дела об административном правона-рушении.

Помимо установления повода к возбуждению дела необходимо вы-яснение оснований для его возбуждения, которые представляют собой зна-чительный объем достаточных данных о правонарушении, что обусловлено сложностью составов правонарушений данной категории. К ним отно-сятся данные о статусе субъекта правонарушения (индивидуальный пред-приниматель или юридическое лицо), первоначальные объяснения вла-дельца алкогольной продукции.

На основании полученных повода и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудник милиции принимает решение о возбуждении дела, которое оформляется составлением процес-суального документа - протокола о применении меры обеспечения про-изводства по делу (протокола изъятия, ареста алкогольной продукции, ос-мотра помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в котором осуществлялось ее хранение или изго-товление), протокола об административном правонарушении (если на мес-те выявления правонарушения есть возможность установить все признаки состава правонарушения).

В процессе административного расследования по делам об админи-стративных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции в большинстве случаев необходимо проведение экспертиз, ревизий, инвен-таризаций.

Виды экспертиз в отношении алкогольной продукции и перечень во-просов, решаемых при их проведении, регламентированы в нормативных правовых актах (информационном письме бывшего Государственного та-моженного комитета Российской Федерации «О видах экспертиз, прово-димых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, зада-ваемых эксперту») и криминалистической литературе.

Наиболее часто по делам рассматриваемой категории проводится пищевая экспертиза с целью определения состава алкогольной продукции, соответствия ее ГОСТу и техническим условиям. Право на ее проведение предоставлено аккредитованным лабораториям Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации, пищевым лабораториям экспертно-криминалистических центров при областных управлениях внут-ренних дел. Технико-криминалистические экспертизы проводятся для опреде-ления переклеенных этикеток, подлинности акцизных марок, фальсифи-кации документов с помощью поддельных печатей, штампов в эксперт-но-криминалистических отделах на уровне окружных управлений внут-ренних дел.

О назначении экспертизы уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ выносится определение, в котором указываются вопросы, поставленные на разрешение эксперта, а также производится запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключе-ния. Перед направлением определения в экспертное учреждение упол-номоченное должностное лицо обязано ознакомить с ним лицо, в отно-шении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяс-нить им их права.

В ряде случаев в процессе административного расследования по де-лам данной категории назначается ревизия. В основном она проводится для установления суммы незаконно полученного дохода от реализации ал-когольной продукции без лицензии, так как, если сумма дохода превышает 200 МРОТ, деяние признается преступлением. Порядок назначения со-трудниками правоохранительных органов ревизий и взаимодействие с ре-визорами в процессе их осуществления регламентированы приказом Мин-фина России, МВД России, ФСБ России «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Феде-ральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

О назначении ревизии должностным лицом, уполномоченным со-ставлять протокол об административном правонарушении, выносится оп-ределение.

Также по делам об административных правонарушениях рассматри-ваемой категории может проводиться инвентаризация, сущность которой состоит в точном установлении фактического наличия, состава, состояния материальных ценностей и денежных средств и их соответствия с документальными данными.

Административное расследование дел об административных право-нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, предусмотренных различными статьями КоАП РФ, имеет специфические особенности.

1. По ст. 6.14 КоАП РФ составляются протоколы об административ-ных правонарушениях за производство или оборот алкогольной продук-ции, не соответствующей требованиям ГОСТа, санитарных правил и ги-гиенических нормативов.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное этой статьей, несут индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, поэтому даже в случае проведения контрольной закупки алкогольной продукции ненадлежащего качества у продавца ответственность за совер-шение данного правонарушения будет нести собственник продукции, не-зависимо от того, кто из них выставил ее на реализацию и формы вины.

Санкции рассматриваемой статьи предполагают помимо штрафа обя-зательную конфискацию, но только той алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая использовалась для производства.

2. При составлении протокола об административном правонаруше-нии по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе следу-ет учитывать, что помимо общих требований к рекламе, которые закрепле-ны в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108, к рекла-ме алкогольной продукции предъявляются дополнительные требования. Так, в материале, рекламирующем алкогольную продукцию, должны быть указаны номер лицензии, наименование органа, выдавшего эту лицензию, пометка «Подлежит обязательной сертификации».

3. По ст. 14.5 КоАП РФ квалифицируются деяния, связанные с реа-лизацией алкогольной продукции при отсутствии установленной инфор-мации. Понятие «установленная информация» является очень широким и подразумевает те обязательные данные, которые должны быть доступны покупателям при приобретении ими алкогольной продукции. К ним отно-сятся данные о реализуемой алкогольной продукции (наименовании и це-не, проведении сертификации, производителе, государственных стандар-тах, требованиям которых должна соответствовать продукция, ее объеме в потребительской таре, наименовании ингредиентов, влияющих на вкус и аромат, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаниях к применению, дате изготовления и сроке годности) и продавце (наименова-ние организации, юридический адрес, режим работы, номер и срок дейст-вия лицензии, орган, ее выдавший). При этом правонарушением признает-ся не только отсутствие информации, но и нарушение требований нагляд-ности и доступности при ее предоставлении - она должна находиться в месте, удобном для ознакомления покупателю, например в торговом зале магазина.

4. По ст. 14.7 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в обсчете, обмере, а чаще всего в введении в заблуждение относительно по-требительских свойств, качеств алкогольной продукции.

Обман потребителей путем обсчета, обмера осуществляется при реа-лизации алкогольной продукции на разлив. Для выявления доказательств совершения правонарушения сотрудник милиции должен иметь с собой мерный стакан и спиртометр. Осуществляется контрольная закупка алко-гольной продукции на разлив, после расчета объявляется, что закупка яв-ляется контрольной, и в присутствии продавца и понятых измеряется кре-пость и количество проданного алкогольного напитка. Если по одному из этих показателей напиток не соответствует установленным нормам, нали-цо факт совершения правонарушения.

Кроме того, правонарушение может быть совершено при продаже покупателю алкогольной продукции ненадлежащего качества (например, вина с осадком). Для фиксации умысла на обман перед покупкой покупа-тель спрашивает у продавца о качестве продукции, после получения под-тверждения этого факта сотрудником милиции объявляется контрольная закупка, истребуются объяснения у продавца, понятых, покупателей, оформляется акт контрольной закупки и протокол осмотра, в котором ука-зывается наличие осадка в вине. Вино изымается и направляется на экс-пертизу, а после получения заключения эксперта составляется протокол об административном правонарушении. Однако в большинстве случаев про-давцы отрицают умысел на совершение обмана потребителей, ссылаясь на невнимательность и иные обстоятельства. При возникновении таких си-туаций умышленное совершение правонарушения доказывается следу-ющим образом. После оформления сотрудником милиции необходимых процессуальных документов (протокола контрольной закупки, описей изъя-той продукции, протокола осмотра производственных, складских, торго-вых и иных мест хранения и использования имущества, объяснений про-давца и понятых) вино не изымается, а оставляется на ответственное хра-нение, продавцу выносится письменное предупреждение о запрете реали-зации данной продукции. В большинстве случаев продавец по истечении нескольких часов выставляет эту же алкогольную продукцию на продажу, после чего сотрудником милиции осуществляется повторная контрольная закупка, продукция изымается и направляется на экспертизу, после полу-чения заключения эксперта, даже при отказе продавца признать умысел на обман, составляется протокол об административном правонарушении.

Субъектом данного правонарушения является только лицо, зарегист-рированное в качестве индивидуального предпринимателя. Такая позиция законодателя представляется спорной, так как позволяет продавцам, рабо-тающим по трудовому договору с предпринимателями, а обычно именно они осуществляют реализацию товара, избегать административной ответ-ственности. По этому поводу в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. разъяснено, что лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, отвечает за соблюдение правил торговли алкогольной продукцией, вправе совершать соответствующие сделки, а следовательно, должно нести ответственность за нарушения правил торговли, в частности за обман потребителей. В разъяснении Главного следственного управления Генеральной прокура-туры также указано, что к лицу, работающему по договору с индивидуаль-ным предпринимателем, при заключении договора на реализацию товаров и оказание услуг переходят права и обязанности, имеющиеся у предпри-нимателя, следовательно, продавец является субъектом ответственности за обман потребителей.

5. Наиболее распространенными правонарушениями в сфере оборота алкогольной продукции являются правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 14.16КоАПРФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Отсутствие хотя бы одного документа из перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ представляет собой правонарушение. Вместе с тем при отсутствии нескольких документов из данного перечня составляется один протокол об административном правонарушении.

Не только отсутствие указанных документов, но и предоставление их уменьшенных копий с плохо распознаваемым текстом также квалифици-руется по данной норме.

При отсутствии соответствующих документов деяние квалифициру-ется по ч. 2 данной статьи КоАП РФ, а при отсутствии их на торговой точ-ке в момент проверки -- по ч. 3 этой же статьи как нарушение иных пра-вил розничной продажи алкогольной продукции.

По ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ также квалифицируются действия по обо-роту алкогольной продукции, если данные, приведенные на бутылке (дата производства), на специальной марке (код региона и разряд) и этикетке (производитель, дата производства, емкость, гарантийный срок хранения) не совпадают с данными, приведенными в сопроводительных документах.

Впервые законодатель в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ ввел запрет на про-дажу алкогольной продукции в таре и упаковке, не соответствующих уста-новленным законом требованиям. Не допускается продажа алкогольной продукции, упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требо-ваниям стандартов, с содержанием этилового спирта более 18 % процентов в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак».

За нарушение иных правил розничной реализации алкогольной про-дукции индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственно-сти по ч. 3 ст. 14.6 Кодекса. В частности, нормами различных норматив-ных правовых актов запрещена продажа алкогольной продукции с содер-жанием этилового спирта более 13 % в местах массового скопления граж-дан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро), на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киос-ках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособлен-ных для продажи этой продукции, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин. Органи-зации, осуществляющие в городах розничную продажу такой алкогольной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 м, охранную сигнализацию, сейфы для хра-нения документов и денег, кассовые аппараты.

Также не допускается продажа алкогольной продукции с содержани-ем этилового спирта более 18 % лицам, не достигшим 18 лет, в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на при-легающих к ним территориях.

6. По ст. 15.12 КоАП РФ квалифицируется деяние, заключающееся в продаже алкогольной продукции без маркировки.

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции маркируется различными видами марок:

- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;

- алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками;

- алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется ре-гиональными специальными марками того субъекта Российской Федера-ции, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.

Правонарушением признается не только отсутствие маркировки на упаковке алкогольной продукции, но и маркировка специальными марками не того региона Российской Федерации, на территории которого осущест-вляется ее оборот.

Меры пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции

Под мерами пресечения правонарушений в сфере оборота алко-гольной продукции следует понимать разновидность мер административ-но-правового принуждения, применяемых сотрудниками милиции в пре-делах своей компетенции по отношению к индивидуальным предприни-мателям и юридическим лицами при обнаружении достаточных данных о совершении деяния, содержащего признаки правонарушения, с целью прекращения этого деяния, предотвращения его повторного совершения, изъятия продукции из незаконного оборота или ограничения такого обо-рота, обнаружения и закрепления доказательств совершения правонару-шения. К ним относятся: изъятие, арест алкогольной продукции, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предприни-мателю производственных, складских, торговых и иных служебных по-мещений и находящихся там вещей и документов, приостановление дея-тельности объекта торговли, опечатывание касс, помещений, приостанов-ление действия лицензии.

1. Изъятие алкогольной продукции -- мера пресечения незаконного производства и оборота данной продукции, заключающаяся во временном прекращении возможности собственника или владельца продукции распо-ряжаться ей, осуществляемая уполномоченными на то органами (их долж-ностными лицами) на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изъятию подлежит алкогольная продукция при выявлении наруше-ния требований законодательства к ее обороту - несоответствие ее ГОСТу, отсутствие лицензии, сертификатов соответствия, товаротранспортных до-кументов, маркировки и др.

В некоторых случаях помимо алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, целесообразно истребовать все документы, под-тверждающие ее качество, происхождение, факт реализации (бухгалтер-ские документы, чек контрольно-кассовой машины), чтобы исключить до-воды собственника о том, что продукция не реализовывалась, предназна-чалась для личного потребления.

Кроме того, необходимо обеспечение присутствия понятых с самого начала проверки, осуществления контрольной закупки, а не с момента изъя-тия, что позволит устранить вопросы о пропаже продукции и документов во время нахождения сотрудников милиции на торговой точке.

Об изъятии алкогольной продукции составляется одноименный про-токол, в котором необходимо указывать применительно к каждому виду продукции такие характерные признаки, как название, емкость тары, дан-ные о производителе, дату разлива, номера специальных федеральных и региональных марок. После передачи изъятой продукции на ответственное хранение на специальное предприятие установить данные моменты при необходимости будет уже невозможно, а в ходе административного рас-следования они будут являться важными доказательствами совершения административного правонарушения. Статья 27.10 КоАП РФ содержит обязательное требование вручения копии протокола лицу, у которого изы-мается продукция, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию протоко-ла получил» и скрепляет ее своей подписью.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест алкогольной про-дукции может применяться при наличии двух оснований - невозможности ее изъятия и обеспечении сохранности без изъятия.

Невозможность изъятия определяется большим количеством алко-гольной продукции, отсутствием транспортных средств для ее перевозки, другими причинами (изъятие в выходной день, когда предприятие, куда она направляется на хранение, не работает).

Арест проводится в присутствии двух понятых и владельца имуще-ства, а в случаях, не терпящих отлагательств, - в отсутствие владельца.

О применении данной меры составляется одноименный протокол.

В целях закрепления доказательств правонарушения даже при нало-жении ареста на алкогольную продукцию без ее изъятия необходимо мак-симально полно собрать материал дела об административном правонару-шении - изъять сертификаты и сопроводительные документы на продук-цию, ценники, кассовые чеки и тетрадь учета товаров, подтверждающие факт реализации, на месте выявления правонарушения опросить продавца, понятых и лицо, которому на хранение вверена продукция, отобрав при этом у него расписку с обязательством ее сохранности.

3. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр как одна из мер про-цессуального обеспечения по делу об административном правонарушении проводится с целью пресечения правонарушений. Согласно п. 25 ст. 11 Зако-на РФ «О милиции» сотрудники милиции в целях проверки данных о вле-кущем уголовную или административную ответственность нарушений за-конодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предприни-мательскую и торговую деятельность, вправе проводить осмотр производ-ственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества юридического лица и индиви-дуального предпринимателя. Проверка данных должна проводиться по мо-тивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. Осмотр производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручается копия ука-занного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О милиции» право сотрудников милиции на осущест-вление осмотра подтверждено возможностью применения других мер при-нуждения - беспрепятственным входом в помещение, опечатыванием касс, помещений и мест хранения документов, что обусловлено особым административно-юрисдикционным статусом милиции. В данном случае необходимо вести речь не только о внешнем (визуальном) осмотре, но и о вскрытии сейфов, хранилищ, складских и подсобных помещений, мест хранения бухгалтерских, кассовых, товаротранспортных документов, штампов, печатей.

Особое внимание при производстве осмотра торговых и складских помещений при пресечении незаконного оборота алкогольной продукции необходимо обратить на обнаружение вещественных доказательств право-нарушения - бутылок, этикеток, специальных марок, сертификатов, на-кладных, клише печатей и штампов, черновых записей, накладных на при-обретение и отпуск товара, приходные и расходные кассовые ордера. При выявлении факта кустарного производства алкогольной продукции подлежат изъятию образцы клея, этикеток, марок, рабочие головки укупо-рочных автоматов.

С целью удостоверения факта и доказательств правонарушения, за-конности действий должностных лиц присутствие понятых необходимо на протяжении всей процедуры осмотра. В ряде случаев сотрудник милиции может пригласить для участия в осмотре специалиста-бухгалтера (для ос-мотра бухгалтерских и кассовых документов и определения необходимо-сти их изъятия для проведения экспертизы) или врача санитарно-эпидемиологической службы (для подтверждения несоответствия условий реализации алкогольной продукции требованиям санитарных норм).

4. Деятельность объектов производства, торговли обычно приоста-навливается, когда вследствие применения других мер пресечения право-нарушение полностью не прекращается (например, при выявлении реали-зации алкогольной продукции без лицензии применяется основная мера -- изъятие всей продукции, соответственно деятельность торговой точки приостанавливается). Однако приостановление деятельности предпри-ятий, объектов может выступать и как самостоятельная мера пресечения правонарушения (при выявлении реализации алкогольной продукции с на-рушением санитарных условий - продавцом без личной медицинской книжки, деятельность торговой точки приостанавливается до устранения допущенных нарушений - получения допуска к работе или заключения трудового договора с другим продавцом).

Приостановлению подлежит любая незаконно осуществляемая дея-тельность, независимо от субъекта, ее осуществляющего. Так, деятель-ность торговой точки по реализации алкогольной продукции без лицензии приостанавливается во всех случаях, независимо от того, кто является ее собственником - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность без госу-дарственной регистрации.

Четко определенного срока приостановления деятельности объекта торговли не существует - она возобновляется сразу после устранения на-рушений. В ряде случаев нарушения могут быть устранены на месте, на-пример при изъятии из незаконного оборота отдельной партии алкоголь-ной продукции. Иногда их устранение и соответственно приостановление деятельности объекта торговли требует длительного времени (получение лицензии, установка сигнализации).

Никаким отдельным процессуальным документом решение о приос-тановлении незаконной деятельности объекта не оформляется, оно заклю-чается в закрытии торгового помещения, опечатывании дверей, окон, зам-ков. При опечатывании в присутствии двух понятых на дверь и (или) окно наклеивается бирка с оттиском печати органа внутренних дел, на которой указывается дата, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего опечатывание, фамилии понятых, ставятся их подписи и подпись сотрудника милиции. Необходимо сразу взять объясне-ния от понятых по данному факту.

5. Еще одна мера пресечения правонарушений в сфере оборота алко-гольной продукции регламентирована в п. 25 ст. 11 Закона РФ «О мили-ции» и носит вспомогательный характер по отношению к предыдущей - опечатывание касс, помещений и мест хранения документов. Данная ме-ра, так же как и арест имущества, должна применяться только в крайних случаях, так как на практике с целью уничтожения доказательств, избежа-ния ответственности за совершение правонарушения нередки случаи выво-за вверенного на хранение собственнику имущества, похищения документов, взломов помещений, что влечет последствия для нарушителя и со-трудника милиции - безнаказанность для одного и наказание для другого.

В практической деятельности часто возникают ситуации, когда предприниматели, продавцы даже после проведения контрольной закупки, подтверждающей незаконный оборот алкогольной продукции, закрывают торговые помещения, препятствуют изъятию продукции сотрудниками милиции. Беспрепятственность в данном случае предполагает основной целью не преодоление сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков), а по возможности быстрое обнаружение, изъятие и закре-пление доказательств по делу об административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассового чека, подтверждающего контроль-ную покупку алкогольной продукции, приводит к недоказанности ее реа-лизации и соответственно к отсутствию состава правонарушения.

Вместе с тем необходимо помнить о принципе соразмерности при-менения этого права характеру правонарушения, личности правонаруши-теля, обстановке применения и правильном процессуальном оформлении дальнейших действий. Так, при преодолении сопротивления при проник-новении в торговое помещение для пресечения правонарушения и прове-дения осмотра понятые должны быть приглашены не в момент начала ос-мотра, а при предъявлении первого требования сотрудника милиции об осмотре, чтобы в последующем исключить возможность признания дейст-вий сотрудников незаконными.

6. Следующей мерой пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции является приостановление действия лицензии. Статья 20 Федерального закона «О государственном регулировании произ-водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет, что действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензи-рующего органа на основании актов о нарушении законодательства о госу-дарственном регулировании производства и оборота данной продукции, представленных уполномоченными органами, а также по инициативе ли-цензирующего органа в пределах его компетенции в ряде случаев (невы-полнение предписания лицензирующего органа, неуплаты лицензионного сбора, несоблюдения установленных минимальных цен на алкогольную продукцию).

Литература

Арбузкин А.М., Бирюков М.Н., Зубов И.Н. и др. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: Законодательство и практика его применения органами внутренних дел: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

Жданов Н.М., Соловей Ю.П. Административно-правовая борьба с пьянством и алкоголизмом: Учебное пособие. Омск: Высш. школа милиции МВД СССР, 1987.

Портнов И.П. Работа участкового инспектора милиции по предупреждению хулиганства: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.

Скворцов С.М., Якимов А.Ю. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией и токсикоманией: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010