рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Действие норм права

Содержание

  • Введение
  • 1. Действие норм права во времени: "Обратное действие права"
  • 2. Действие норм права в пространстве
  • 3. Определение пределов действия правовой нормы в процессе применения права
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права -- способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права в целом и отдельных норм права. Действие права -- это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, если бы не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов. Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, поведение социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами. Внешняя -- с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

1. Действие норм права во времени: "Обратное действие права"

Социально-экономическая, политическая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. В книге Ш.Л. Монтескье "О духе законов" наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных пародов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества.

Право содержит многообразную информацию. И не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Неслучайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не была ложной, дезориентирующей, так как в противном случае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине. Законодатель рискует, например, декларируя демократизм и общенародный характер системы, в то время как в реальности господствуют другие ценности.

С информативным действием тесно связано и действие ценностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов права напрямую, законодателю приходится вводить специальные нормы и положения, закрепляемые, в частности, в преамбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную функцию права. Но особой содержательной стороной действия права является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует поведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями. Здесь право стимулирует соответствующее поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права.

Действие норм права во времени продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе -- постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

а) Называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи б (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. был опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в "Собрании законодательства Российской Федерации" и с этого дня вступил в силу.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Согласно ст. 2 этого Закона датой принятия федерального считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 г.).

Закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после его подписания Президентом Российской Федерации (ст. 3) и вступает в силу, по общему правилу, по истечении десяти дней после официального опубликования (ст. 6). Точнее было бы указать: по истечении десяти суток, т.е., если, например, закон принят 1 марта, то с учетом того, что день опубликования не входит в десятидневный срок, закон следует считать вступившим в силу с 00 часов 12 марта.

Законодатель может установить и иной порядок вступления принятого закона в силу. Действие закона может быть прекращено путем его отмены либо замены другим уголовным законом, а также в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие этого закона. Зарубежному законодательству известны также уголовные законы, действие которых рассчитано на определенный срок.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга нов". Таким же является и Закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ста вится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить нее достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают -- промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода "период бездействия", ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Например, постановление Государственной Думы "О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке Российской Федерации" было принято 18 сентября 1998 г., а опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Преаидента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов органов исполнительной власти, требует совершенствования существующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предписаний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содержит пункта, указывающего на акты или положения, утрачивающие силу в связи с введением в действие нового нормативного правового акта. Например, в последней статье Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 г. названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний нередка посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации" от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Поста нов лета ем Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов. Во-первых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу. Во-вторых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов. В-третьих, нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, т.е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. В-четвертых, фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные положения нормативных актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу. И, в-пятых, нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, с действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее -- нормативного правового акта). По общему правилу, " закон обратной силы не имеет (lex ad praeteriam поп valet -- лат.)", т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юридическом правовом акте и формулируется словами: "Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие ". Примером может служить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы "назад") в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

При введении в действие нового норм права во всей полноте встают вопросы об обратной силе закона. Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его введения в действие. Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., положение, согласно которому "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", возведен до конституционного принципа (ст. 54). Уголовный кодекс РФ 1996 г. развил и закрепил этот принцип в ст. 10, согласно ч. 1 которой "Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет".

Дореволюционные российские ученые высказывали противоположные мнения об обратной силе уголовных законов. Так, большинство авторов (В.Спасович, А.Кистяковский, П.Калмыков и др.) считали, что более мягкие законы имеют обратную силу. Однако ряд авторов (Н.Таганцев, Н.Сергеевский и др.) высказывали мнение о том, что новый уголовный закон применяется ко всем деяниям, признанным преступными до его издания.

Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. говорится: "Действие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса". Действие нового Кодекса, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г.

С утратой нормативным актом юридической силы, содержащиеся в нем нормы права прекращают свое действие во времени. С этого момента они, по общему правилу, перестают регулировать соответствующие общественные отношения и не могут больше применяться. Вместе с тем в некоторых случаях закон, уже утративший силу, все же может применяться и, таким образом, фактически продолжает еще действовать. Эта ситуация называется "переживанием" закона.

"Переживание" закона - явление, прямо противоположное обратной силе закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как бы "переживает" отведенный ему временной срок. "Переживание" закона, как фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения называют длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к преступлениям обычно применяется закон времени совершения преступления, если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность деяния или не смягчил наказание.

2. Действие норм права в пространстве

Действие норм права в пространстве основывается на пяти принципах: территориальном, гражданства, покровительственном (специального режима), универсальном и реальном.

В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета государства нормы права действуют на всей территории государства.

Действие российских норм права распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).

Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.

Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.

К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной.

К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.

Нормы права действуют и на континентальном шельфе Российской Федерации. В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.

Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России.

К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся.

Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.

Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.

Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.

Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.

Итак, в соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах). В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды -- примыкающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати морских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) приравниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда -- соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства в открытом море и воздушном пространстве над ним.

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Конституция Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

3. Определение пределов действия правовой нормы в процессе применения права

Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы определить и охарактеризовать их, нужно рассмотреть действие норм права (и нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Нормы права, установленные или санкционированные государством, как правило, действует в пределах территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации. Например, в бывшем СССР, если лицо совершало преступление на территории одной союзной республики (субъекта федерации), а к уголовной ответственности привлекалось на территории другой, к нему применялось уголовное законодательство той союзной республики, на территории которой было совершено преступление.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие за пределами территории государства. Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие.

С действием норм права в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу, правовые нормы каждого конкретного государства, распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного государства. Это и граждане государства, и иностранцы, и лица без гражданства, и государственные органы, и различные организации, и прочие лица, являющиеся субъектами права. В то же время из этого правила есть исключения.

Во-первых, в каждом государстве имеются правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Так, например, в Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть назначены на некоторые государственные должности (в частности, судьи, прокурора, нотариуса), не обязаны нести военную службу и т.д.

Во-вторых, отдельные нормы права распространяют свое действие только на определенные категории субъектов: должностных лиц, военнослужащих, врачей, учителей, студентов и т.д. Например, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями), действует только в отношении должностных лиц.

В-третьих, дипломаты, консульские работники, другие лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, не подлежат аресту и задержанию в случае совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания. Вопрос о их ответственности за данные правонарушения решается дипломатическим путем.

Кроме того, в отношении граждан, а в ряде случаев и некоторых других лиц (иностранцев, лиц без гражданства, организаций), нормы права действуют не только на территории собственного государства, но и за его пределами. Так, например, граждане обязаны соблюдать правовые нормы своей страны независимо от того, где они находятся, а иностранцы, лица без гражданства, иностранные организации обязаны соблюдать законы прибрежного государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Рассмотрим пределы действия международно-правовых норм. Международно-договорное происхождение единообразных норм обусловливает их специальное положение в системе национального права. Функционирование единообразных норм в системе национального права определяется публично-правовыми нормами конвенции. Содержание международно-правового обязательства государства в отношении этих норм заключается прежде всего в обязанности регулировать определенный круг общественных отношений именно этими нормами, сохранять их в силе вплоть до прекращения действия конвенции. Публично-правовые нормы конвенции "определяют пределы действия единообразных норм права и правила их толкования в процессе применения.

Практика создания международных конвенций по унификации выработала три способа ограничения пределов действия единообразных норм права: конвенции, базирующиеся на принципе взаимности; конвенции, исключающие какую-либо взаимность; конвенции с так называемой ограниченной взаимностью. Указывая пределы действия единообразных норм, конвенции по унификации тем самым сами решают проблему соотношения действия этих норм и иных норм национального законодательства. Например, Гаагская конвенция о компетенции властей, применяемом праве и признании решений об усыновлении 1965 г. согласно ст. 1 применяется в том случае, когда и усыновитель, и усыновляемый являются гражданами страны-участницы и проживают на территории одной из стран-участниц. Варшавская конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. применяется ко всем перевозкам людей, багажа или товаров, место назначения и место отправления которых расположены на территории двух договаривающихся государств, либо место отправления и назначения находятся на территории одной страны-участницы, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если оно не является участником конвенции (ст. 1). Подобные нормы получили название "правил применения" конвенции. Отношения, которые характеризуются признаками, содержащимися в правилах применения, выпадают из сферы урегулирования иных национальных норм права (коллизионных и императивных).

Большинством юристов признана необходимость таких норм в международных конвенциях по унификации, однако мнения об их природе расходятся. Некоторые авторы рассматривают правила применения как "специальные коллизионные нормы", указывая на общность стоящей перед ними задачи -- разрешать конфликты законов, только первые действуют внутри правовой системы, а вторые -- в международной сфере. Между тем основная функция правил применения -- определение пределов действия единообразных норм права. Они возлагают на государство обязанность включать единообразные нормы в национальную законодательную систему, изменять соответствующим образом законодательство, регулировать именно этими нормами определенные отношения и т. д. Правила применения -- это публично-правовые нормы конвенции; в результате их нарушения наступает международно-правовая ответственность государства, а не его физических и юридических лиц.

Заключение

Действие права охватывает собой предметное действие; действие во времени; действие в пространстве; действие по кругу лиц. Все эти аспекты более подробно рассматриваться в теме, посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Неслучайно имеет место примат международного права. Неслучайно намечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995.

3. Большой юридический словарь М.: 1998.

4. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.

5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права М.; 1995

6. Коровина, О. П. Природа единообразных норм международных конвенций //Правоведение. -1983. - № 1. - C. 65

7. Марченко М.Н. Проблема теории государства и права. М.: изд. "Проспект" 2005.- 768с.

8. Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- 592с.

9. Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова М.; изд. "НОРМА" 2006. 496 с.

10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

11. Пьянов Н. А. Вопросы теории и истории государства и права. Изд. ИГУ Иркутск 2003 г

12. Тилле А.А. "Промежуточный" закон и его действие во времени//Сов. государство и право. 1965. N 12.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010