рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Аспекты квалификации и совершения валютных операций

3

аспекты квалификации и совершения валютных операций

25 апреля 2007 года вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.03.2007 № 68 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Суть постановления № 68 сводится к существенному ужесточению правил игры на внутреннем валютном рынке, а именно:

Подпункт Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112, изложен таким образом, что приобретать иностранную валюту субъекты валютных операций - резиденты вправе только для осуществления расчетов в рамках проводимых с нерезидентом текущих валютных операций, за исключением покупки субъектом валютных операций - резидентом иностранной валюты для осуществления расчетов с нерезидентом по текущей валютной операции по предоставлению займа на срок, не превышающий 180 дней.

Новая редакция п. 20.1 Инструкции № 112 лишила субъектов валютных операций - резидентов возможности покупки иностранной валюты для осуществления расчетов с нерезидентами в рамках проводимых валютных операций, связанных с движением капитала. Однако у данного правила есть два исключения:

1) постановлением № 68 в п. 20 Инструкции № 112 добавлен п. 20.10, который допускает покупку иностранной валюты субъектами валютных операций - резидентами для осуществления расчетов в рамках проводимой с нерезидентом валютной операции, связанной с движением капитала по получению займа на срок, превышающий 180 дней;

2) Национальный банк Республики Беларусь выдал разрешение от 25.04.2007 № 31-14/505 "О покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке", которым до 1 января 2008 г. разрешил субъектам валютных операций - резидентам покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для осуществления расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки.

До вступления в силу постановления № 68 субъекты валютных операций - резиденты вправе были изменить целевое использование приобретенной иностранной валюты в пределах целей, предусмотренных п. 20 Инструкции № 112. С 25 апреля 2007 г. изменение целевого использования иностранной валюты может быть осуществлено:

-если иностранная валюта, купленная для оплаты расходов, связанных со служебными командировками за границу работников субъекта валютных операций - резидента, в том числе - на обучение, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением их квалификации, на основании одного приказа о направлении в служебную командировку за границу будет использована для оплаты расходов, связанных со служебными командировками, указанными выше, по другому приказу;

-на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Соответственно, при изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты субъект валютных операций - резидент представляет в исполняющий банк кроме уведомления об изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты в двух экземплярах по форме согласно Инструкции № 112 копию приказа о направлении работника в служебную командировку за границу либо разрешение Национального банка Республики Беларусь.

В соответствии с п. 6 Инструкции по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 № 89, банки осуществляют контроль за целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, а также за представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что ответственность за нарушение правил покупки и использования иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, могут понести как субъекты валютных операций, так и должностные лица уполномоченных банков.

Должностные лица уполномоченных банков могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях "Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением" (штраф в размере от ста до трехсот базовых величин или административный арест).

Субъекты валютных операций могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.46 КоАП "Нецелевое использование валютных средств" (наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению).

Причем существует возможность привлечения как субъектов валютных операций, так и должностных лиц банков по ст. 11.53 КоАП "Осуществление незаконных финансовых операций" (наложение штрафа от десяти до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере сумм таких операций).

Учитывая вышеизложенные нормы Инструкции № 89, постановления № 68 и КоАП, нетрудно догадаться, что с выходом постановления № 68 банки будут уделять особое внимание вопросам покупки иностранной валюты субъектами валютных операций - резидентами на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Для того чтобы правильно реализовать нормы Инструкции № 112, необходимо четко определить, к какому виду валютных операций относится та или иная операция: к текущей валютной операции либо валютной операции, связанной с движением капитала.

В свете принятия постановления № 68 актуальным и достаточно проблемным становится вопрос о расчетах по договорам аренды, заключенным между резидентами и нерезидентами.

Договор аренды - один из наиболее распространенных видов договоров, используемых в хозяйственном обороте юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В связи с этим платежи по договорам аренды, заключенным между резидентами и нерезидентами, составляют значительную часть в общем объеме платежей, осуществляемых через уполномоченные банки.

В соответствии со ст. 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Для правильной квалификации валютной операции, связанной с расчетами по договору аренды, заключенному между резидентом и нерезидентом, обратимся к Закону Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле".

По Закону валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на:

1) текущие валютные операции;

2) валютные операции, связанные с движением капитала.

Перечень текущих валютных операций в Законе определен ст. 5-6, при этом не установлен их исчерпывающий перечень. Так, абз. 15 ст. 6 Закона устанавливает, что к операциям неторгового характера относятся и иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь. В настоящее время перечня иных операций неторгового характера в валютном законодательстве не содержится. Поэтому действует следующее правило: все, что не является текущей валютной операцией (все, что не указано в ст. 5-6 Закона) - валютная операция, связанная с движением капитала (данное правило установлено ст. 7 Закона).

Точная квалификация валютных операций имеет важное значение, так как, прежде всего, она связана с режимом осуществления валютных операций. Необходимо подчеркнуть, что особая актуальность правильной квалификации валютных операций возникла в силу принятого постановления № 68.

Анализируя нормы ст. 5-6 Закона, мы приходим к выводу, что расчеты по договорам аренды, заключенным между резидентами и нерезидентами, не относятся ни к предоставлению и получению кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней, ни к переводу и получению процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям, ни к операциям неторгового характера.

Остается лишь такая текущая валютная операция, как осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Иными словами, возникает вопрос: можно ли квалифицировать аренду как услугу и подвести (в зависимости от срока оказания услуг) под соответствующий вид валютных операций?

В настоящее время законодательство Республики Беларусь не дает однозначного ответа о содержании понятия "услуга". В разных нормативных правовых актах данное понятие раскрывается по-разному:

1) статья 30 Налогового кодекса Республики Беларусь: услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

2) Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2003 № 652 (ныне утратило силу): услуга - продукт деятельности, не приобретающий овеществленной формы и закупаемый заказчиками отдельно от товаров и работ;

3) письмо Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22 "Об утверждении СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения": услуга торговли - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров;

4) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, ратифицированное Законом Республики Беларусь от 01.11.2004 № 323-З: услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также имущественные права.

Исходя из вышеуказанных расплывчатых определений понятия "услуга", можно рассматривать и аренду как услугу.

Более того, согласно п. 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 (на сегодняшний день утратившей силу): объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь, включая обороты по реализации услуг по сдаче объекта аренды в аренду.

На сегодняшний день существуют четкие доказательства того, что аренда - не услуга, а договор аренды является самостоятельным видом гражданско-правового договора наряду с договором возмездного оказания услуг:

1) ст. 1 Закона:

- экспорт - передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь;

- импорт - получение резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента Республики Беларусь. Как видно, в Законе передача имущества в аренду и оказание услуг - самостоятельные, различные объекты правового регулирования.

2) ст. 733 ГК определяет виды услуг. Аренды среди них нет.

3) заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.02.2002 № З-137/2002 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)": доводы Министерства экономики о том, что сдачу в аренду нежилых зданий (помещений) следует рассматривать как услугу, со ссылкой при этом на Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные министерствами экономики, финансов, труда, статистики и анализа в январе 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями), не основаны на положениях ГК. Отнесение доходов, полученных арендодателем за сдачу имущества в аренду, на иной счет не изменило экономической сущности арендных отношений. Договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг.

Таким образом, аренда не является разновидностью услуги, а договор аренды - самостоятельный вид гражданско-правового договора. Отсюда вытекает, что расчеты в рамках договора аренды, заключенного с нерезидентом, не подпадают под операции, перечисленные в ст. 5-6 Закона. Это означает, в свою очередь, что работает вышеуказанное правило (все, что не является текущей валютной операцией, - валютная операция, связанная с движением капитала). К тому же аренда в ст. 10 Закона упоминается среди валютных операций, связанных с движением капитала. Поэтому расчеты в рамках любого договора аренды, заключенного с нерезидентом (независимо от срока аренды, объекта аренды, страны регистрации нерезидента, суммы арендной платы и т.п.), необходимо квалифицировать как валютную операцию, связанную с движением капитала.

Отдельно хотелось бы рассмотреть особенности валютных операций в рамках договоров аренды недвижимого имущества, заключенных между резидентами и нерезидентами.

В соответствии с п. 17 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

1) на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь - валютные операции, указанные в п. 18 Правил № 72. Порядок получения разрешений установлен Инструкцией о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.06.2004 № 90;

2) без разрешений Национального банка Республики Беларусь - валютные операции, указанные в ст. 10 Закона;

3) в регистрационном порядке - валютные операции, указанные в п.19 Правил № 72. Данный порядок установлен Инструкцией № 90;

4) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72. Данный порядок установлен Инструкцией № 90.

Статьей 10 Закона установлено, что не требуется получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами ряда валютных операций, связанных с движением капитала, в том числе на:

- осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

- осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу.

Подпункт 18.4 Правил № 72 устанавливает, что разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, необходимо субъектам валютных операций - резидентам (кроме банков) для осуществления расчетов по договорам аренды имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу.

В соответствии со ст. 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Исходя из ст. 10 Закона и п. 18.4 Правил № 72:

1) если имеет место аренда недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, то:

- арендатор - резидент - перечисление арендной платы нерезиденту - абз. 12, ч. 25, ст. 310 Закона - валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая без разрешения Национального банка Республики Беларусь;

- арендатор-нерезидент - получение арендной платы резидентом - абз. 15, ч. 25, ст. 310 Закона - валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая без разрешения Национального банка Республики Беларусь;

2) аренда любого имущества (за исключением недвижимого, находящегося за пределами Республики Беларусь) на территории любого государства, независимо от того, кто арендатор, а кто арендодатель - перечисление арендной платы - абз. 15, ч. 25, ст. 310 Закона - валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая без разрешения Национального банка Республики Беларусь;

3) расчеты по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь - п. 18.4 Правил № 72 - валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь. В соответствии с письмом Национального банка Республики Беларусь от 15.09.2004 № 31-14/198 "О проведении валютных операций" в п. 18.4 Правил № 72 речь идет о расчетах, связанных с уплатой арендных платежей, осуществляемых субъектом валютных операций - резидентом в пользу нерезидента. Таким образом, в соответствии с п. 20 Правил № 72 валютная операция, связанная с движением капитала, по получению резидентом от нерезидента арендных платежей по договорам аренды (в том числе субаренды) осуществляется в уведомительном порядке.

Иными словами, если резидент является арендатором (субарендатором) недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, то перечисление арендной платы осуществляется в разрешительном порядке. Получение арендной платы - валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая в уведомительном порядке.

На основании п. 18.4. Правил № 72 сложилась следующая практика: если между резидентом и нерезидентом заключен договор аренды комплекса (торгового), здания, сооружения, части здания, помещения, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, то на перечисление арендной платы нерезиденту резидент должен получить разрешение Национального банка Республики Беларусь. Если же между резидентом и нерезидентом заключен договор на участие в выставке (или любом ином мероприятии), где предусмотрено питание, проживание и в том числе аренда резидентом недвижимости, находящейся за пределами Республики Беларусь, то данный договор рассматривается как договор на оказание услуг (в рамках экспортно-импортных операций), не подпадающий под п. 18 Правил № 72.

В соответствии с постановлением № 68 субъекты валютных операций - резиденты не смогут приобрести иностранную валюту для расчетов с нерезидентами в рамках заключенных договоров аренды. Однако на основе действующего законодательства можно выстроить определенные схемы для расчетов по данным договорам (например, резидент получает от нерезидента заем в иностранной валюте на срок, не превышающий 180 дней, затем в соответствии с п. 20.1 Инструкции № 112 покупает иностранную валюту для возврата займа. Также определенные схемы выстраиваются с участием уполномоченного банка в соответствии с п. 20.5 Инструкции № 112 - посредством кредита, банковской гарантии, поручительства).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Договор аренды - самостоятельный вид гражданско-правового договора, поэтому нельзя отождествлять аренду с оказанием услуг.

2. Расчеты в рамках любого договора аренды (независимо от срока аренды, объекта аренды, страны регистрации нерезидента, суммы арендной платы и т.п.), заключенного между резидентом и нерезидентом, - валютная операция, связанная с движением капитала.

3. Купить напрямую иностранную валюту для расчетов в рамках договоров аренды, заключенных между резидентами и нерезидентами, субъекты валютных операций - резиденты не вправе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999).

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, рег. № 2/219 от 31.10.2000).

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. « 166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года №226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.2003, № 85, рег. № 2/978 от 25.07.2003).

Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010