Разработка системы управления двигателя постоянного тока
18
Содержание
Введение…………………………….…………………………………..................2
1. Определение параметров и структуры объекта управления.….…………….3
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления……………………………………………………………………...…7
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества…………………………………………………………………………..16
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов.23
Список литературы.………………………………………….………………..…39
Введение
На современном этапе, характеризующемся приоритетным развитием машиностроения и автоматизации производства, автоматизированный электропривод сформировался как самостоятельное научное направление, в значительной степени определяющее прогресс в области техники и технологии, связанных с механическим движением, получаемым путем преобразования электрической энергии. Этим объясняется большой интерес специалистов к новым разработкам в данной отрасли техники и к ее научным проблемам.
Четко определился объект научного направления - система, отвечающая за управляемое электромеханическое преобразование энергии и включающая два взаимодействующих канала - силовой, состоящий из участка электрической сети, электрического, электромеханического, механического преобразователей, технологического рабочего органа, и информационный канал. В рамках данного курсового проекта рассматривается разработка информационного канала.
1. Определение параметров и структуры объекта управления
В состав объекта управления входит двигатель постоянного тока независимого возбуждения  с параметрами по табл. 10.11 [1, стр. 277]:
|
|  - номинальная мощность, |  | 
|  - номинальное напряжение питания обмотки возбуждения и якорной цепи, |  | 
|  - КПД, |  | 
|  - номинальная частота вращения, |  | 
|  - максимальная частота вращения, |  | 
|  - сопротивление обмотки якоря, |  | 
|  - сопротивление добавочных полюсов, |  | 
|  - индуктивность обмотки якоря, |  | 
|  - сопротивление обмотки возбуждения, |  | 
|  - момент инерции якоря. |  | 
|  - число пар полюсов. |  | 
|  - коэффициент инерционности механизма. |  | 
 | 
Данный ЭД предназначен для работы в широкорегулируемых электроприводах, соответствует , имеет защищенное исполнение, с независимой вентиляцией (асинхронный двигатель ).
Номинальная угловая скорость вращения
Максимальная угловая скорость вращения:
Номинальный ток якоря:
Суммарное сопротивление якорной цепи:
Произведение постоянной машины на номинальный поток:
Постоянная времени якорной цепи:
Номинальный момент:
Номинальный ток обмотки возбуждения:
Исходя из высоты оси вращения  по табл. 1 [2, стр. 5]: 
По рис. 4 [2, стр. 10]: 
По рис. 2б [2, стр. 8]: 
По табл. 2 [2, стр. 9] для класса изоляции : 
По табл. 3 [2, стр. 10] для :
Окончательно получим:
По рис. 3 [2, стр. 9]: 
Полюсное деление равно:
Число витков обмотки возбуждения [2, стр. 27]: 
Номинальный магнитный поток:
Постоянная машины:
Коэффициент рассеяния [3, стр. 38]: 
Индуктивность обмотки возбуждения:
Постоянная времени обмотки возбуждения:
Постоянная времени обмотки возбуждения:
Суммарный момент инерции механизма:
Так же объёкт управления содержит  возбуждения и  напряжения якоря, частота коммутации которых: 
Постоянная времени преобразователей равна:
Так как  и  представим преобразователи в виде пропорциональных звеньев, откуда с учетом диапазона стандартных управляющих сигналов () имеем и максимальной скважности  () получим:
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления
Объект управления описывается следующими уравнениями [3, стр.38-39]:
Выберем двухконтурную систему управления скорости с внутренним контуром потока (рис. 1).
Рис. 1. Двухконтурная система регулирования скорости.
Универсальная кривая намагничивания представлена на рис. 3.
Так как регулирование происходит изменением потока, минимальный поток будет при максимальной скорости:
Минимальный ток возбуждения (по рис. 3):
Рис. 3. Универсальная кривая намагничивания.
При этом коэффициент линеаризации кривой намагничивания лежит в диапазоне:
Максимальная постоянная времени потока:
Коэффициент форсирования тока возбуждения [4, стр. 559]:
Малая постоянная времени:
Желаемая передаточная функция замкнутого контура потока:
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура потока:
Передаточная функция разомкнутого контура потока:
Коэффициент обратной связи по потоку:
Передаточная функция регулятора потока:
где
Коэффициент  подлежит определению непрерывно, для чего контур потока будет модифицирован (рис. 4.).
Рис. 4. Модифицированный контур регулирования потока.
Коэффициент обратной связи по скорости:
Коэффициент обратной связи ЭДС:
Коэффициент обратной связи по току возбуждения:
Коэффициент нормализации 
С учётом этого:
Внешний контур скорости представлен на рис. 5.
Рис. 5. Контур регулирования скорости.
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости:
Передаточная функция разомкнутого контура скорости:
Передаточная функция регулятора скорости
где
Так как нагрузка с постоянной мощностью изменяет знак  и коэффициент  подлежит определению непрерывно контур скорости также будет модифицирован (рис. 6.).
Рис. 6. Модифицированный контур регулирования скорости.
Коэффициент обратной связи по току якоря:
Отсюда следует:
Передаточная функция контура компенсирующего влияние нагрузки:
Коэффициент задания мощности нагрузки:
Откуда (с учётом принятых выше коэффициентов) имеем:
где
Структура системы управления стабилизатором напряжения в цепи якоря приведена на рис. 7.
Рис. 7. Контур управления напряжением якоря.
Здесь:
Структурная схема всей системы управления и объекта приведена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема системы управления и объекта.
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества
Модель объекта и системы управления в комплексе  представлена на рис. 9.
Моделирование будем проводить по нижеследующему алгоритму:
Пуск на номинальную скорость - 
максимальный скачёк задания -, (рис. 10 - рис. 14)
Проверка отработки задания
(рис. 15 - рис. 10)
Рис. 9. Модель объекта и систему управления.
Рис. 10. Зависимость  от времени.
Рис. 11. Зависимость  и от времени.
Рис. 12. Зависимость  и  от времени.
Рис. 13. Зависимость  и  от времени.
Рис. 14. Зависимость  от времени.
Рис. 15. Зависимость  от времени.
Рис. 16. Зависимость  и от времени.
Рис. 17. Зависимость  от времени.
Рис. 18. Зависимость  и  от времени.
Рис. 19. Зависимость  от времени.
Для технического оптимума:
-перерегулирование составляет:
-время нарастания:
По результатам моделирования:
-перерегулирование составляет:
-время нарастания: 
Статическая ошибка отсутствует.
Отсюда можно сделать вывод:
динамика и статика спроектированной системы полностью удовлетворяет требованиям технического задания.
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов
Обратная связь по скорости.
Рис. 20. Обратная связь по скорости.
Схема обратной связи по скорости представлена на рис. 20, здесь:
-фильтр коллекторных пульсаций тахогенератора с :
 - ,
 - 
-цепь защиты от обрыва обратной связи:
 -  с параметрами
- максимальный прямой ток,
- прямое напряжение,
- максимальное обратное напряжение,
- ёмкость диода,
- максимальная рабочая частота;
-тахогенератор  встроенный в двигатель:
-коэффициент усиления схемы:
,
,
 - ,
;
-усилительный элемент:
 - с параметрами
 - напряжение питания,
 - максимальное выходное напряжение,
 - входной ток,
 - коэффициент нарастания напряжения,
 - коэффициент усиления по напряжению,
- максимальная рабочая частота;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
 - ,
Обратная связь по току якоря.
Рис. 21. Обратная связь по току якоря.
Схема обратной связи по току якоря представлена на рис. 21, здесь:
-фильтр пульсаций  с :
 - ,
 - ;
-датчик тока:
 -  с параметрами :
- номинальный входной ток,
- напряжение питания,
- сопротивление нагрузки,
- коэффициент датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
 - ,
-,
-усилительный элемент:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - .
Обратная связь по току возбуждения.
Рис. 22. Обратная связь по току возбуждения.
Схема обратной связи по току возбуждения представлена на рис. 22, здесь:
-фильтр пульсаций  с :
 - ,
 - ;
-датчик тока:
 -  с параметрами
- номинальный входной ток,
- напряжение питания,
- сопротивление нагрузки,
- коэффициент датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
,
 - ,
,
-усилительный элемент:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - .
Обратная связь по ЭДС.
Рис. 23. Обратная связь по ЭДС.
Схема обратной связи по ЭДС представлена на рис. 23, здесь:
-фильтр пульсаций  с :
 - ,
 - ;
-датчик напряжения:
 -  с параметрами :
- номинальный входной ток,
- напряжение питания,
- сопротивление нагрузки,
- коэффициент датчика напряжения;
-коэффициент усиления схемы:
 - ,
-,
-,
-усилительный элемент:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - 
Обратная связь по потоку.
Рис. 24. Обратная связь по потоку.
Схема обратной связи по потоку представлена на рис. 24, здесь:
-коэффициент усиления схемы:
,
 - ,
 - ,
-,
-;
-защита от отрицательного напряжения:  -
-ограничение :
 - с параметрами:
 - напряжение стабилизации,
 - ток стабилизации;
 - с параметрами:
 - напряжение стабилизации,
 - ток стабилизации;
-;
 -
-перемножитель напряжения:  -  с параметрами:
 - напряжение питания,
 - максимальное выходное напряжение,
 - входной ток,
 - коэффициент нарастания напряжения,
 - коэффициент умножения,
- максимальная рабочая частота;
-усилительный элемент:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания:  - .
Модульная функция.
Рис. 24. Модульная функция.
Схема модульной функции представлена на рис. 24, здесь:
-сопротивления:  -;
-усилительный элемент:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - .
Регулятор скорости.
Рис. 25. Регулятор скорости.
Схема регулятора скорости представлена на рис. 25, здесь:
-компенсация нагрузки:
 - ,
-,
-,
,
-
,
-
,
-
,
-;
-усилительный элемент:  -
-перемножитель напряжения:  -  с параметрами
-ограничение сигналов:
 -,
 - ,
 -
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - 
Регулятор потока.
Рис. 26. Регулятор потока.
Схема регулятора потока представлена на рис. 26, здесь:
-компенсация нагрузки:
 - ,
 - ,
-,
-
,
-
-усилительный элемент:  -;
-перемножитель напряжения:  - ;
-ограничение сигналов:  -;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:  - .
Управление стабилизатором напряжения якоря.
Рис. 27. Управление стабилизатором напряжения якоря.
Схема управление стабилизатором напряжения якоря представлена на рис. 27, здесь:
 - ,
-,
 -,
 -,
Реле защиты.
Рис. 28. Реле защиты.
Схема реле защиты представлена на рис. 28, здесь:
-,
 -,
 -,
 -
Список литературы
1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./ Под общ. Ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова. Т. 1. - М.: Энегроатомиздат, 1988, - 456 с.
2. Заборщикова А. В., Мельников В. И. «Двигатели постоянного тока для автоматизированного электропривода»: Учебное пособие. - СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщ., 1994. - 84 с.
3. Башарин А. В., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. «Управление электроприводами» : Учебное пособие для вузов. - Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982. - 392 с., ил.
4. Ключев В. И. «Теория электропривода»: Учеб. Для вузов. - 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: Энегроатомиздат, 2001. - 704 с.: ил
5. Герман-Галкин С. Г. И др. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями. - Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1986.-246 с.
4. Справочник разработчика и конструктора РЭА. Элементная база : В 2 кн. / Масленников М. Ю., Соболева Е. А и др. - М.: Б. И., 1996.-157-300с.
5. Операционные усилители и компараторы. - М.: Издательский дом «ДОДЭКА ХХI», 2002.-560 с.
. Бурков А. Т. Электронная техника и преобразователи: Учеб. Для вузов ж.-д. трансп. - М.: Транспорт, 1999.-464 с.
6. Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы. - М.: Энергоатомиздат, 1990.-288с.