рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

РЕФЕРАТ

«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»

1. Цели и задачи валютного регулирования

Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких процессов, как:

деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

контроль государства за валютными операциями;

воздействие на курс национальной валюты;

ограничение использования иностранной валюты;

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;

определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяется проводимой государством валютной политикой. Валютная политика - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование может быть:

прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;

либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля. Валютный контроль - это система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования и поэтому является его составной частью.

Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Валютное регулирование существует во всех странах. В России оно осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который определяет:

принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;

полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Действие Закона - юридическая основа создания национальной валютной системы РФ.

Основной элемент национальной валютной системы - национальная валюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская валюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:

находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использовании валюты РФ на территории данного государства);

платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обмен национальной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностранной валюте. «Иностранная валюта» - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств.

«Валютные операции» определены как операции, которые связаны с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которых участвуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентов РФ в уполномоченных банках.

Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы не ограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро и другие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие «валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты, разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, но подлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя, аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства; драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, за исключением ювелирных изделий и ювелирного лома.

Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом на две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них возникают определенные права и обязанности.

К резидентам РФ относятся:

физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданства» к определению статуса физического лица как резидента или нерезидента отношения не имеет.);

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов РФ.

К нерезидентам РФ относятся:

физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и их филиалы и представительства;

находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

Законом определены возможность и режим конвертируемости российских рублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ее конвертируемость, собственность.

Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.

Текущие операции включают в себя:

переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплату товаров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;

получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;

переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных с инвестициями;

переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия, наследство и т.д.).

К капитальным операциям относятся:

прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий и организаций);

портфельные инвестиции;

получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней;

получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;

иные операции, не являющиеся текущими.

Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, на проведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банка РФ.

В Законе определена институциональная основа национальной валютной системы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия. Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки, которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также за соблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля также проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

2. Организация валютного контроля в Российской Федерации

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введение конвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности привели к массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и решение этой проблемы -- одна из важных задач финансовой политики государства. Возврат капиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и при этом отказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, призваны решить эту задачу.

Именно на уполномоченные банки возложен контроль законности проведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операций регламентируется следующими документами:

О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;

О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;

О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30 декабря 1999 г. № 721-У;

О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Инструкция Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;

О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;

О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. № 383:

Базовый документ валютного контроля - паспорт сделки, оформляемый экспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическом контракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара и осуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки (соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера) таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортному контракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.

Экспортер приносит в уполномоченный банк два экземпляра подписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта. Уполномоченный банк проверяет соответствие контракта валютному законодательству и при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число, месяц, год)».

Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки и ведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней после подписания паспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) электронную копию паспорта сделки (передача всех документов в электронном виде в ГТК уполномоченными банками осуществляется при помощи специальной программы).

Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаются экспортеру, второй экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке и служит основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы, поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждый паспорт сделки открывается отдельное досье. В досье помещаются следующие документы:

оригинал паспорта сделки;

копии контракта и изменений или дополнений к нему;

копии разрешений представленных экспортером в банк на проведение капитальных операций;

копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера денежных средств по контракту;

иные документы, заполняемые уполномоченным банком или поступающие в уполномоченный банк и относящиеся к данному паспорту сделки, а именно: письма уполномоченного банка клиенту; обращение клиента в уполномоченный банк или ответы на запросы уполномоченного банка; переписка с Центральным банком РФ по вопросам, относящимся к паспорту сделки; запросы и ответы на них иностранных партнеров клиента уполномоченного банка и т.п.;

текущий банковский учет поступившей выручки в соотнесении к суммам отгруженного товара;

ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью уполномоченного банка, по окончанию всех операций по контракту (при закрытии досье).

Досье после закрытия храниться в банке не менее 5 лет.

Основание для отказа в подписании паспорта сделки для уполномоченного банка -- наличие хотя бы одного из следующих условий:

несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;

несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;

отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в установленном порядке, в случаях наличия операций свяг занных с движением капитала.

Контроль за сделками осуществляется путем сопоставления данных таможенных органов о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу и информации уполномоченного банка о сумме и сроках поступления экспортной выручки. ГТК РФ формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки. На основании грузовой таможенной декларации - таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретному паспорту сделки, формируется учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единой общероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточка оформляется по каждой грузовой таможенной декларации и содержит данные о стоимости товара, валюте платежа, дате вывоза товара за пределы РФ, а также данные о том, кто экспортировал товар, о сроке возврата учетной карточки в ГТК РФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведений указанных в ней, проводимой уполномоченным банком.

Порядок взаимодействия между уполномоченным банком, Государственным таможенным комитетом РФ, таможенным пунктом и экспортером можно представить следующим образом:

экспортер представляет одну заверенную ксерокопию паспорта сделки в таможенный пункт;

таможенный пункт выдает грузовую таможенную декларацию (ГТД), заверенную личной подписью и оригинальной печатью таможенного инспектора;

таможенный пункт отправляет информацию об отгруженных товарах в ГТК РФ;

экспортер сдает ГТД в уполномоченный банк (после таможенного оформления товара экспортер должен в течение 15 календарных дней представить в уполномоченный банк копию грузовых таможенных деклараций или получить разрешение Главного управления Центрального банка РФ на продление этого срока);

уполномоченный банк передает электронную копию паспорта сделки в ГТК РФ;

из ГТК РФ в уполномоченный банк поступает реестр учетных карточек. Реестры учетных карточек разделяются по соответствующим паспортам сделки;

экспортеру поступает выручка. Уполномоченный банк информирует экспортера о поступлении экспортной выручки;

экспортер в течение 7 календарных дней представляет информацию в уполномоченный банк о происхождении полученной выручки (реквизиты паспорта сделки, вид платежа, распоряжение по отгрузке);

после идентификации сумм выручки, полученных за указанную в учетной карточке партию товаров, уполномоченный банк заполняет ведомость и учетные карточки и передает их в электронном виде в ГТК РФ. Отправление должно производиться не позднее контрольного срока возврата реестра учетных карточек.

По истечении 90 календарных дней с даты, указанной в строке паспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГТК РФ всех учетных карточек по данному паспорту сделки, досье по данному паспорту сделки закрывается и сдается в архив.

С 1 января 2001 г. вступила в действие совместная Инструкция Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Действие Инструкции распространяется на заключенные между резидентами и нерезидентами контракты, предусматривающие оплату в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров. Товары ввозятся на таможенную территорию РФ в следующих таможенных режимах: выпуск для свободного обращения; реимпорт; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка товара на таможенной территории; переработка товара под таможенным контролем; временный ввоз; свободная таможенная зона; свободный склад; отказ в пользу государства; уничтожение; реэкспорт товара. Оплата импортируемых по контракту товаров может осуществляться импортером только с его банковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте импортной сделки.

Действие Инструкции не распространяется:

на сделки физических лиц - резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка РФ на дату принятия товаров к таможенному оформлению;

договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент;

договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;

операции с векселями в иностранной валюте, кроме простого векселя в иностранной валюте, выданного в счет обязательств импортера по контракту и переводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом, в счет обязательств импортера по контракту и акцептованного импортером.

По каждому контракту импортер оформляет один паспорт сделки в одном банке. Для оформления паспорта сделки импортер представляет в свой банк следующие документы:

два экземпляра паспорта сделки (оба экземпляра паспорта сделки подписаны от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи, в соответствии с карточками образцов подписей и заверены оригинальной печатью импортера);

копию контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки;

заверенные в установленном порядке копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций в случаях, когда операции, проводимые по контракту, относятся к разряду «капитальных операций» и требуют получения лицензии Центрального банка РФ.

Банк импортера отказывает в подписании паспорта сделки по следующим основаниям:

несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки;

несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций законодательству РФ;

оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;

непредставление импортером в банк документов необходимых, согласно требованиям инструкции, для оформления паспорта сделки;

отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если все требования соблюдены, то ответственное лицо банка импортера подписывает паспорт сделки и заверяет его печатью банка. Один экземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе с копией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспорту сделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиеся к этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания паспорта сделки по этому контракту.

Банк в праве взимать комиссию за выполнение функций агента валютного контроля.

В течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки с использованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, его электронная копия направляется в ГТК РФ.

Импортер, получив в банке паспорт сделки и копию паспорта сделки, заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган для таможенного оформления товара. Таможенный инспектор проверяет соответствие сведений,- заявленных в грузовой таможенной декларации (оформленной декларантом), сведениям, содержащимся в заверенной банком копии паспорта сделки. Кроме того, он проверяет соответствие печати банка на копии паспорта сделки образцу печати банка, имеющейся в таможенном органе. Если все соответствует требованиям инструкции, то таможенный инспектор принимает решение о выпуске товаров и отдает импортеру ксерокопию ГТД, которую заверяет оттиском личной номерной печати и подписью.

Импортер в течение 15 календарных дней после даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД. В случае, когда импортер не может представить в банк ксерокопию ГТД, заверенную таможенным органом, он представляет в банк оригинал ГТД и ее ксерокопию, заверенную импортером. При наличии согласия банка и в установленном банком порядке импортер направляет в банк копию ГТД либо сведения из нее телефонной, электронной или иной формой связи.

ГТК РФ на основании данных ГТД формирует учетные карточки, которые направляет в банки в течение 20 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров. В случае непоступления учетных карточек из ГТК РФ банк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии ГТД, представленной импортером в банк.

При представлении в банк поручения на оплату обязательств по контракту импортер представляет в банк следующую информацию: номер и дата паспорта сделки, по которому осуществляется оплата; код вида оплаты (в соответствии с требованиями данной инструкции). Банком формируется карточка платежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты. В течение 10 календарных дней, следующих за датой ее формирования, карточка платежа направляется в ГТК РФ.

Банк, в целях соотнесения сумм произведенной оплаты и поставленных товаров, информирует импортера о поступивших из ГТК РФ и самостоятельно сформированных банком учетных карточках, а так же о карточках платежа, сформированных банком. Учетная карточка после заполнения подлежит возврату в ГТК РФ в контрольный срок, указанный в ней.

Импортер на основании имеющихся у него документов не позднее чем за 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ГТК РФ сообщает банку об оплате указанных в учетной карточке товаров и об относящихся к ним карточках платежа. Банк передает эту информацию в ГТК РФ не позднее контрольного срока возврата учетной карточки.

Кроме перечисленных выше документов по каждому паспорту сделки ведется ведомость банковского контроля. В данном документе сводятся воедино все сведения об операциях, проводимых по конкретному паспорту сделки. Ведомость банковского контроля формируется в электронном виде, после завершения всех операций по паспорту сделки, она распечатывается, подписывается ответственным лицом банка, заверяется печатью банка и помещается в досье.

По истечении 90 дней с даты, указанной в графе «последняя дата» паспорта сделки, но не ранее отправки в ГТК РФ всех учетных карточек, досье по данному паспорту сделки закрывается и сдается в архив сроком на 5 лет.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности юридическим лицам -- резидентам открываются в уполномоченных банках следующие счета: текущий валютный счет; транзитный валютный счет; специальный транзитный валютный счет. Согласно законодательству РФ экспортеры обязаны осуществлять обязательную продажу валютной выручки (75%). Порядок обязательной продажи представлен ниже.

На транзитный валютный счет зачисляются все валютные средства, поступившие из-за рубежа. Не позднее следующего рабочего дня после поступления средств уполномоченный банк обязан сообщить клиенту о поступлении валютной выручки. Клиент в течение 7 календарных дней обязан дать поручение банку на обязательную продажу. Если клиент не дает поручения, банк обязан самостоятельно произвести обязательную продажу не позднее 7-го календарного дня.

Специальный транзитный валютный счет открывается клиентам для совершения резидентами операций по покупке иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и ее обратной продаже. С этого счета не допускается снятие наличной валюты, кроме выплат на командировочные расходы. Разрешается покупать валюту для оплаты импортных контрактов, выплаты комиссионных вознаграждений в пользу уполномоченных банков, которые выполняют поручение клиента по покупке или продаже иностранной валюты.

Клиент, представляет в уполномоченный банк заявление на покупку валюты, банк списывает рублевые средства с его расчетного счета и отправляет их на биржу. Через 3 рабочих дня на специальный транзитный счет клиента зачисляются валютные средства, где они могут находиться 7 календарных дней, в течение которых эти валютные средства могут быть переведены партнеру в оплату импортного контракта или проданы через биржу. Возможен вариант покупки и продажи валюты не только через биржу, но и через уполномоченный банк, это ускоряет покупку и «обратную» продажу валюты.

Валютный контроль в РФ осуществляется и за операциями нерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетов нерезидентов: счет типа «Т» - текущие (в том числе корреспондентские счета банков-нерезидентов) и счета типа «И» - инвестиционные для юридических лиц и рублевые счета физических лиц -- нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентам валютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностью зачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ:

счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим лицам -- нерезидентам, юридическим лицам -- нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ;

счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам -- нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам;

счет типа «Ф» («счет физических лиц») -- открывается физическим лицам -- нерезидентам для расчетов в валюте РФ.

Количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имя одного нерезидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, не ограничивается. Эти счета открываются уполномоченными банками на основании заключенных с нерезидентами договоров банковского счета. Для открытия счета юридические лица -- нерезиденты должны представить в уполномоченный банк легализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей документы, подтверждающие правовой статус этого юридического лица по законодательству страны создания этого юридического лица, так, в частности, учредительные документы, документы, подтверждающие государственную регистрацию, заверенную в установленном порядке копию положения о филиале (представительстве), карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных на совершение сделок от имени юридического лица. Открытие счетов физическому лицу -- нерезиденту происходит только при его личном присутствии и предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ.

Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как в наличном, так и в безналичном порядке.

Литература

1. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (с изменениями и дополнениями).

2. Белоглазова Г.Н., Савинская НА. Организация деятельности Центрального Банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2006.

3. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007.

4. Власова ММ. Валютное регулирование и валютный контроль (зарубежный и российский опыт). М., 2008.

5. Лебедева М.Е., Шульгина Т.С. Валютный рынок и валютные операции. Учебно-практич. пособие. М., 2007.

6. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль. Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. № 12.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010