рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Налоговые льготы как фактор, стимулирующий развитие производства

Администрация Курской области

Комитет образования и науки Курской области.

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курской области.

Курский институт государственной и муниципальной службы

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Курсовая работа

На тему

«Налоговые льготы как фактор, стимулирующий развитие производства»

Выполнила: студентка 4 курса

группы «Налоги и налогообложение»

Прудникова М.

Руководитель: Воробьева Л. Т.

Курск 2009г.

Введение

Льготы реально функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступая традиционным для России способом разрешения наиболее злободневных трудовых и социальных проблем.

Отсутствие научного (прежде всего, экономического) обоснования правомерности и целесообразности применения льгот порождает многочисленные дискуссии в средствах массовой информации по проблеме отмены, трансформации, сохранения существующей системы льгот. Высказываемые позиции и аргументы часто имеют популистскую направленность или отражают ведомственные или узкогрупповые интересы. Льготы являются ареной политической и даже классовой борьбы как трудящихся, так и всего населения России за свои права, которые понимаются одними общественными силами как право на льготы, а другими как право на отказ в предоставлении льгот. В современной научной литературе (экономической, юридической, социологической) также отсутствует единая точка зрения относительно правомерности и целесообразности существования льгот, а также не представлена фундаментальная проработка проблемы в теоретико-методологическом аспекте. Неясным остается даже самый общий вопрос о месте и роли льгот в современном демократическом обществе, их социальной и экономической востребованности. Если юридическое содержание льгот имеет определенную теоретическую и практическую правоприменительную основу, то экономическая и социальная сторона проблемы, как правило, не выводится за рамки бюджетных ограничений, в то время как льготы могут обладать значительным экономическим потенциалом. Не имеет достаточного экономического обоснования не только практика применения, но и практика отмены льгот.

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение - одна из главных функций Российского государства.

Подобные модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Более широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой в определенной мере расширение диспозитивных (а в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Необходима детальная и системная проработка проблемы льгот в рамках экономической теории, включающая оценку эффективности (как экономической, так и социальной) их применения, сравнение их с другими экономическими инструментами и механизмами, решающими те же проблемы, исследование влияния системы льгот на функционирование рыночных механизмов. Только современная научная теория может являться критерием (возможно, не единственным, но обязательным) оценки льгот, определять направления трансформации, перспективы существования и развития, сделать практику их применения максимально полезной для людей и выгодной для государства.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о широком применении налоговых льгот в самых различных целях. Льготы активно используются в таких развитых рыночных странах как Великобритания, Германия, Франция. Причем, если социальные льготы носят более постоянный характер и призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы, стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства.

В России практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в России не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П. Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот. Часть авторов рассматривают налоговые льготы только как факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как косвенных расходах бюджета. Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла.

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РФ, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в России. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Российской Федерации и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот

Налоговыми льготами, иначе льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик в праве отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

Рассмотрим их в заявленном порядке. Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Наиболее ярко сказанное иллюстрирует налог на прибыль, в случае с которым изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если была получена плательщиком от определенного вида деятельности. Число изъятий по этому налогу невелико, однако они существуют и предусмотрены гл. 25 НК РФ.
Кроме того, изъятия предусмотрены Налоговым кодексом при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. Виды такого рода доходов, которые не подлежат налогообложению, вне зависимости от свойств этих доходов в налоговом праве, объединяются в ст. 217 НК РФ.

Налоговая скидка -- сумма, подлежащая полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. Налоговые скидки являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Скидки подразделяются на:

1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Наиболее распространены налоговые скидки для следующих видов налогов:

· Налог на доходы физических лиц (необлагаемый налогом минимальный доход, скидка для определенных категорий плательщиков: пожилых, одиноких, семейных, имеющих малолетних детей и т. д.)

· налог на прибыль организаций (скидки на капиталовложения, скидки за экспорт и т. д.)

Налоговый кредит -- предоставление налогоплательщикам кредита в форме налоговых льгот, что позволяет использовать сэкономленные средства как кредит. Налоговый кредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов в отношении всей их суммы, так и части этой суммы. Он предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.

Налоговые кредиты являются одной из разновидностей налоговых льгот и призваны обеспечить решение многих социально-экономических задач государства, в частности: стимулировать инвестиции в капиталоемкие секторы экономики или в производство с низкой нормативной прибылью (инвестиционный налоговый кредит ); развивать внешнеэкономическую деятельность (зарубежный налоговый кредит ); обеспечивать занятость населения в регионах со сложной социальной структурой и высоким уровнем безработицы (кредит для стимулирования занятости) .

В отличие от обычной отсрочки, рассрочки уплаты налога, предоставляемых только на основании решения уполномоченного органа, основанием предоставления налогового кредита является решение уполномоченного органа и договор между уполномоченным органом и налогоплательщиком, заключаемый после принятия такого решения. Уполномоченным органом, принимающим решение об обычной отсрочке, рассрочке, о предоставлении налогового кредита, и заключающим соответствующий договор, в соответствии с п.6 ст.9, ст.63 НК является финансовый орган. Это Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования - в зависимости от того, в бюджет какого публично-правового образования поступают доходы по налогу, срок уплаты которого изменяется.

Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.

1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ

Можно выделить некоторые особенности налоговых льгот:

- порядок и условия применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер, так как установлены Налоговым Кодексом;

- налогоплательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее действие на время;

- судебные органы исполнительной власти не в праве отменять льготы, установленные Налоговым Кодексом РФ;

- Конституционный суд имеет право принимать решение об отмене отдельных положений Налогового Кодекса РФ;

- органы исполнительной власти РФ имеют право устанавливать льготные ставки налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

По мнению экономистов, налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой одного способа или формы налогообложения другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и трансфертами налоговое льготирование является одним из основных методов государственного налогового регулирования.

Таким образом, значимость налоговых льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.

2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ

2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования

Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям -- религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.[6;80]

Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.

Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.

Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.

Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.

На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.

Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.

Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.

Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.

В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.

Налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае -- после использования соответствующей льготы.

Возможно выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:

1. Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид:

Эп=Нс*Л1

В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб., тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 - 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.

2. Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога (?Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:

Эн = ?Нс*Нб

В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.

Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).

Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования

Изменение экономической ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.

Несмотря на принятые меры по снижению числа льгот и их упорядочиванию, налоговая система России по-прежнему характеризуется существованием большого числа льгот. Существующие льготы закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса России, но и в неотмененных статьях законов об отдельных видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто.

В рамках отдельных налогов системе льгот существенно недостает упорядоченности: существует значительное число получателей, но нет четкого разделения причин и оснований для выделения льготы; в результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением новых льгот и ликвидацией старых.

Большой, неупорядоченный объем льгот не только приводит к потерям доходов, но и значительно усложняет налоговую систему, что увеличивает трансакционные издержки по сбору налогов.

В ряде случаев льготы используются нецелевым образом: льгота предоставляется тем, кто в ней не нуждается (частая ситуация для компенсационных льгот), имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без достижения тех целей, ради которых предоставлялась льгота. Наиболее ярко это выражалось в случае с ныне отмененными льготами по налогу на прибыль. В результате проведенной налоговой реформы возможности частного сектора по минимизации налогообложения посредством получения льгот сократились, но окончательно не исчезли. По-прежнему пользуются спросом услуги налоговых консультантов, предлагающих механизмы легального снижения налогового бремени с использованием системы льгот.

По различным оценкам доля действительно нуждающихся в общем объеме получателей льгот составляет лишь 20%. Повышение адресности предоставления льгот будет способствовать росту эффективности социальной системы и снижению нагрузки на бюджеты всех уровней. Система повышения адресности должна строиться на двухуровневой проверке нуждаемости. На первом этапе происходит определение социального статуса и степени трудоспособности потенциального получателя. В случае если эти показатели удовлетворяют критериям льготной категории, необходимо проверить степень нуждаемости в предоставлении льгот по критерию уровня дохода. Такая система позволяет исключить из получателей людей, не имеющих острой нужды в получении дополнительной социальной помощи государства. Соответственно, повышение адресности позволяет увеличить средний размер помощи и снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.

Примером нецелевого использования льгот могут служить льготы бюджетным учреждениям. Согласно ст. 4 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" исключается обложение этим налогом бюджетных учреждений и организаций. Земля, используемая значительной частью государственных учреждений, также не подлежит налогообложению - от уплаты земельного налога освобождены, согласно ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", в том числе и медицинские, образовательные, научные и спортивные учреждения.

Очевидно, что данные льготы имели целью упрощение финансовых потоков (исключение налогообложения выделяемых из бюджета средств) и стимулирование развития образования, науки, здравоохранения и спорта. На практике многие учреждения предоставляют землю и помещения в аренду, в том числе и коммерческим организациям. В результате льгота распространяется и на арендаторов: учреждению нет необходимости включать в цену аренды налог на имущество. Наконец, сами бюджетные учреждения очень часто занимаются доходной деятельностью. В этом случае они получают преимущество перед аналогичными негосударственными организациями, вынужденным уплачивать налог на имущество.

Неэффективность льгот - это невыполнение ими своих функций. Льгота может быть неэффективной даже в том случае, когда предоставляется и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих налоговых льгот, когда льгота оказывает незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по подоходному налогу пока не представляется очевидной. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.

Несмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% поступают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей снижает среднюю величину льгот в денежном выражении, что негативно влияет на их эффективность.

Доказательством того, что действующая система социальных льгот является безадресной (в том смысле, что пользователями льгот должны быть те, кому они действительно нужны) является неприемлемо высокая дифференциация населения по получаемым доходам. Значение дифференциации более чем незначительно и ее уровень скорее подходит под определение бедной страны.

В настоящее время часто возникает вопрос, к чему же может привести снижение количества льгот в стране. И на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую систему, сделать ее более упорядоченной и прозрачной. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок. Ликвидация льгот по налогу на прибыль уже позволила снизить величину налоговой ставки сначала с 35% до 24%, а потом и с 24% до 20%. По оценке ФБК, полная отмена льгот по НДС позволила бы снизить налоговую ставку по данному налогу до 15%.

Ликвидация налоговой льготы - это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).

Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, -- отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

Льготы -- это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

Сторонники упразднения льгот указывают на то, что предоставление преференций по уплате налогов предприятиям отдельных отраслей, регионов, форм собственности и страны происхождения, другим категориям налогоплательщиков, как правило, предполагает повышение налогового бремени остальных налогоплательщиков.

Действительно, ежегодный объем многочисленных налоговых льгот «превосходит 200 млрд руб.» . Поэтому нельзя не согласиться с установками разработчиков Кодекса на то, чтобы унифицировать льготы, резко сократить их число, сделать их более прозрачными и повысить их стимулирующую и регулирующую роль. Однако, как справедливо отмечается в литературе, прежде чем проводить эти преобразования, необходимо выработать их системную концепцию. В противном случае неизбежны произвольная отмена одних и появление других, новых (прежде всего связанных с преобладанием тех или иных лоббистских интересов) льгот.

Формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

Вместе c тем в сегодняшнем виде система налоговых льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и поддержку населения c низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе.

2.3 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения -- не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается важное значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. «В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение -- одна из главных функций Российского государства».

Под правовой льготой понимается вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки. Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.

Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д. Кроме того, характеристики, присущие правовым льготам, можно расширить.

1. «Они воплощают в себе принципы социальной справедливости и равенства. Они призваны компенсировать недостатки формального равенства граждан.

2. Характер и содержание правовых льгот напрямую зависят от приоритетов государственной политики.

3. Правовые льготы -- это способ согласования интересов личности и общества в целом, средство создания правового режима, разумно сочетающего интересы всех участников общественных отношений.

4. В некоторых случаях льготы можно рассматривать как своеобразную плату государства за свои ошибки, упущения, ненадлежащее выполнение обязанностей».

Налоговое законодательство определяет налоговые льготы как «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». По мнению Конституционного Суда РФ, налоговые льготы -- это факультативный элемент налогообложения, т.е. их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако значительно снижает гарантии его выполнения. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности. При этом основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп и государства.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

Причем использование налоговой льготы --это право налогоплательщика. Поэтому по общему правилу субъект может не использовать льготу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

До последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.

Устанавливая соответствующие налоговые льготы, органы публичной власти далеко не всегда обладают возможностями обеспечить соответствующий уровень налогового администрирования. Нередко налоговые льготы устанавливались и использовались не вполне оправданно. В силу этих, а также ряда иных причин их использование в законодательстве, а также применение на практике соответствующих правовых норм, их устанавливающих, стало практически неуправляемым, что во многом способствовало отказу или, скорее, снижению использования налоговых льгот при осуществлении правового регулирования налоговых отношений.

На настоящий момент налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере свои функции. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской деятельности. Налоговые льготы это лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству.

3. Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ

3.1 Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот

Наломг на примбыль -- прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официально называют налогом на прибыль организаций (с 1 января 2001 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % -- зачисляется в федеральный бюджет, 18 % -- зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Стимулирующие функции налога на прибыль находят отражение в системе льгот, установленных действующим законодательством. Установленные законом льготы можно разделить на две группы. Первая группа - это льготы, которые могут быть предоставлены всем предприятиям и организациям независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. К другой группе относятся льготы, которыми могут воспользоваться только предприятия, выпускающие определенные виды продукции, занимающиеся конкретными видами деятельности и некоторые другие предприятия. Эти льготы весьма многочисленны и разнообразны.

Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном их применении.

В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм.

Органы государственной власти, национально-государственных и административно - территориальных образований помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 НК РФ.

До 2002 года наличие большого количества льгот давало фирмам возможность в значительной степени уменьшить размер налога на прибыль. Только за счет инвестиционной льготы налог можно было сократить в два раза. Принятие главы 25 НК РФ изменило ситуацию. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. Тем не менее и сегодня бухгалтеры нередко сталкиваются с проблемами, связанными с применением льгот по налогу на прибыль.

Так, продолжают действовать отдельные положения Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее Закон № 2116-1), устанавливающие льготы. Большинство этих положений будет применяться на протяжении периода, на который предоставлялись льготы. Кроме того, некоторые льготы по налогу на прибыль предусмотрены законодательными актами, которые не относятся к налоговому законодательству. Поэтому возникает вопрос о правомерности применения подобных льгот после вступления в силу главы 25 Кодекса.

Как уже говорилось выше, отдельные положения Закона № 2116-1, устанавливающие льготы, продолжают действовать и после вступления в силу главы 25 Кодекса. Это касается льгот, предоставленных Законом № 2116-1:

1) малым предприятиям, которые удовлетворяют критериям, приведенным в пункте 4 статьи 6 этого закона. Льготируется прибыль, полученная такими предприятиями в течение четырех лет с момента регистрации. В первые два года налог на прибыль платить не нужно, в третий и четвертый годы он уплачивается в размере 25 и 50% от установленной ставки (при выполнении определенных в пункте 4 статьи 6 ограничений);

2) предприятиям, находящимся (передислоцированным) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф. От налогообложения освобождается вся или часть прибыли, полученная такими предприятиями, от выполнения работ, указанных в абзаце 10 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1 (с учетом условий, установленных в этом абзаце);

3) предприятиям, осуществляющим за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, указанных в абзаце 14 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1, целевые социально-экономические программы жилищного строительства, а также создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. От налогообложения освобождается вся прибыль от данного вида деятельности;

4) вновь созданным производствам (с учетом ограничений, предусмотренных абзацем 27 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1). В течение периода окупаемости (но не свыше трех лет) от налогообложения освобождается вся прибыль.

Кроме того, продолжают действовать и региональные инвестиционные льготы. Они предоставлялись законами субъектов РФ в пределах сумм, зачисляемых в региональные и местные бюджеты (абз. 27 п. 6 ст. 6 Закона № 2116-1).

Таким образом, льготы по налогу на прибыль являются неотъемлемой частью налоговой системы страны. Совершенствование данного вопроса привлекает внимание как самих налогоплательщиков, так и структур налоговых органов. Страна находится в поиске наиболее благоприятного функционирования налоговых льгот по данному налогу, совершенствуя налоговое законодательство, применяя одни и отменяя другие льготы.

3.2 Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС

Наломг на добамвленную стомимость (НДС) -- косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров -- ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005--2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных Налоговым кодексом РФ. Предусмотренные Налоговым кодексом РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, т.е. условия распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

Согласно положениям части второй НК РФ общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

- ведение раздельного учета операций облагаемых налогом на добавленную стоимость и не подлежащих налогообложению;

- наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Как видно, общие условия применения льгот по НДС с введением в действие второй части НК РФ не изменились. Аналогичные условия были предусмотрены законодательством по НДС, действовавшим и до 01.01.2001 (пп.2, 5 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О НДС").

Операции, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст.149 НК РФ. Необходимо также обратить внимание, что до 1 января 2002 года продолжают действовать отдельные положения п.1 ст.5 Закона "О НДС", в котором приведен перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается НДС (ст.2 Федерального закона от 05.06.2000 N 118-ФЗ "О введение в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах"). Льготный режим налогообложения, предусмотренный п.2 и п.3 ст.149 НК РФ, распространяется как на операции по реализации товаров, работ, услуг, так и по передаче этих товаров (работ, услуг) для собственных нужд.

НК РФ значительно расширил перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых налогоплательщик может отказаться от применения льготы либо приостановить ее применение. Эти операции приведены в п.3 ст.149 НК РФ. Отказаться от применения иных льгот, не перечисленных в п.3 ст.149 НК РФ налогоплательщик не может. Устанавливая налогоплательщику запрет на добровольный отказ от использования ряда льгот по НДС государство тем самым гарантирует, что цены на отдельные, наиболее значимые для потребителей виды товаров (работ, услуг), не будут увеличены на сумму НДС.

Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. У налогоплательщика возникает вопрос, каковы последствия неправомерного использования льготы. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает. Однако если налоговый орган при проверке выяснит, что налогоплательщик применил льготу не имея на нее права, а это соответственно привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, то в этом случае налоговый орган наложит штраф на налогоплательщика в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в соответствии со статьей 122 НК РФ.

Отказ от освобождения от налогообложения может иметь место на срок не менее одного года. Отказ от использования льготы оформляется путем подачи налогоплательщиком в налоговые органы заявления в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить ее использование. Если налогоплательщик отказывается от применения льготы, то этот отказ применяется в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций от льготирования которых налогоплательщик отказался.

Налоговые льготы - инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков. Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. В этом состоит одна из главных проблем применения льгот по данному налогу. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).

3.3 Льготы по налогу на доходы физических лиц. Пути повышения эффективности и социальной направленности льгот по НДФЛ

Подохомдный наломг -- основной вид прямых налогов. Он исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13 процентов можно уменьшить на налоговые льготы (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Налоговым кодексом установлены следующие виды налоговых льгот:

· стандартные налоговые льготы (ст. 218 НК РФ);

· социальные налоговые льготы (ст. 219 НК РФ);

· имущественные налоговые льготы (ст. 220 НК РФ);

· профессиональные налоговые льготы (ст. 221 НК РФ).

Отметим, что налоговые льготы по НДФЛ нельзя применить к доходам физического лица, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35 процентов.

Стандартный налоговый вычет предоставляется по письменному заявлению различным категориям налогоплательщиков и представляет собой ежемесячное уменьшение налоговой базы по НДФЛ. Порядок предоставления вычета установлен в статье 218 Налогового кодекса.

Налоговый вычет в размере 3000 руб. предоставляется каждый месяц налогового периода и распространяется на налогоплательщиков, закрытый перечень которых приведен в пп. 1 п. 1 статьи 218 НК. В частности, к ним относятся:

- лица, получившие или перенесшие какие-либо заболевания или получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- инвалиды Великой Отечественной войны;

- лица, участвовавшие в испытании ядерного оружия в атмосфере, в подземных испытаниях ядерного оружия и др.

Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на следующие категории налогоплательщиков (пп. 2 п. 1 статьи 218 НК):

- Героев Советского Союза и Героев РФ, а также награжденных орденом Славы трех степеней;

- участников Великой Отечественной войны; лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады;

- инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

- младшего и среднего медицинского персонала, врачей и других работников лечебных учреждений, получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании помощи в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

Налоговый вычет в размере 400 руб. предоставляется на каждого налогоплательщика НДФЛ за каждый месяц налогового периода (пп. 3 п. 1 статьи 218 НК).

Налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется согласно пп. 4 п. 1 статьи 218 НК на:

- каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей;

- каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

В социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, согласно статье 219 Налогового кодекса, включаются расходы на благотворительность, на лечение и приобретение медикаментов, на обучение.

Согласно ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются:

а) гражданам, продавшим свое движимое (не более 125 000 руб.) или недвижимое (не более 1 000 000 руб.) имущество;

б) гражданам, купившим жилой дом или квартиру, а также потратившимся на строительство нового жилья - в размере фактически израсходованных на покупку (строительство) сумм, но не более 1 000 000 руб.

Вычет предоставляется только по доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% (п. 2 - 4 ст. 210, п. 1 ст. 220 НК РФ).

Наибольший интерес для налогоплательщиков представляет налоговый вычет, связанный с приобретением (строительством) жилья.

Право на профессиональные налоговые вычеты имеют индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Применение льгот по НДФЛ не является абсолютно эффективным в нашей стране. Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:

- довести в течение 3-4 лет величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно-признанным нормам;

- перейти от индивидуального обложения к налогообложению доходов семьи, предоставив налогоплательщику право самостоятельно выбирать индивидуальный или семейный режим обложения;

- ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;

- необходимо повысить социальную направленность предоставляемых социальных вычетов на слои с низкими и средними доходами:

1) с этой целью целесообразно увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень доходов, свыше которого вычеты не предоставляются;

2) предоставлять социальные вычеты семье в целом;

3) вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях;

4) предоставлять вычет на обучение семье при обучении детей на очно-заочной и заочной формах обучения (за счет доходов работающих членов семьи, в том числе и ребенка в возрасте до 24 лет);

- имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи не превышающем определенной величины, например, кратного 8-10 бюджетам минимального прожиточного минимума;

- восстановить имущественный вычет на приобретение или строительство садового домика, дачи, дома в деревне с ограничением суммы вычета и размера дохода и списанием расходов по мере строительства;

- реализация принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц невозможно без проведения следующих мероприятий:

1) организации действенного контроля за расходами физических лиц; .

2) введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая учитывала бы мировой опыт и национальные особенности экономики и менталитета российского налогоплательщика.

В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:

- провести "инвентаризацию" закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;

- выработать их системную концепцию;

- установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.

Таким образом, хотелось бы отметить, что применение льгот по НДФЛ не является абсолютно эффективным в нашей стране. Совершенствование института налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц является необходимым и целесообразным для более правильного их применения и функционирования в налоговой системе Российской Федерации.

Заключение

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому можно с уверенностью сказать об актуальности рассматриваемого вопроса.

Совершенствование механизма использования налоговых льгот требует безотлагательного решения ряда практических вопросов функционирования налогового механизма в России. Для введения в действие необходимых изменений, в частности, конкурсно - экспертного порядка предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, во избежание коллизий и противоречий между законодательными и нормативно-правовыми актами по налогообложению, необходимо внести дополнения в статьи НК РФ.

В последнее время появились работы, посвященные разработке проблем льгот, стимулов и ограничений в праве. А.В.Малько опубликовал ряд статей в рамках теории государства и права, посвященных таким правовым категориям, как льгота, привилегия, поощрение. К разработке проблем льгот в российском праве обратилась также И.С.Морозова, затрагивая вопросы теории и практики льгот в российском праве, а также проблемы их эффективности. Существует также целый ряд работ, которые посвящены исследованию льгот на уровне отдельных отраслей. Таким образом, следует отметить, что интерес к этой теме свидетельствует об актуальности данного вопроса.

Рассмотрев основные вопросы данной курсовой работы, можно сделать вывод о несостоятельности налоговой системы Российской Федерации в части применения налоговых льгот. Вопрос применения льгот требует тщательной работы в вопросах правильного функционирования и применения льгот, так как налоговые льготы должны с точностью выполнять все свои функции, чего на данный момент не происходит. Этот вопрос остается актуальным как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М. : Проспект. - Версия от 01.09.08 г.

3. Собрание законодательства РФ - 2007 №16

4. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации».

5. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 127 с.

6. Глухое В.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. -- СПб.: Спец. литер.,2007. - 80 с.

7. Захарьин В.Р. //НДС: новое в законодательстве// - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 99 с.

8. Колосова А.В. Ваши налоговые льготы : практическое руководство . - М. : Эксмо, 2008. - 74 c.

9. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- СПб.: Питер, 2007.

10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: МЦФЭР, 2006.

11. Перов А.В., Толокушкин А.В. «Налоги и налогообложение».- М.: Юрайт-Издат, 2008.

12. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007. - 130 с.

13. Соломатин Э. Г. Курс лекций по налогообложению физических лиц, 2009.

14. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. - 2-е изд.-СПб.: «Вектор» 2007. - 211 c.

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2006. - 48 с.

16.Диков А.О. Комментарий к изменениям в Методические рекомендации по исчислению НДС.- Главбух, №19 октябрь 2005.

17. Практическое налоговое планирование, журнал, № 2, февраль 2008 г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010