рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Налогообложение юридических лиц

87

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц - основополагающая задача фискальных органов. Так как основным потоком средств для пополнения федерального бюджета как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц.

Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется 75,5% средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы.

Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

В 2005 году государство продолжает политику, направленную на снижение налогового бремени. С нового года из действовавших в 2004 году 23 налогов осталось только 15. Отменены налоги на рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Кроме того, для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, гос. пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Снижение ставки НДС направлено на сокращение общего уровня налоговой нагрузки.

Налоговая реформа предусматривает значительное снижение базовой ставки ЕСН с 35,6% до 26%,что способствует высвобождению денежных средств у предприятия, направленных на другие виды расходов.

В то же время с 6 до 9% увеличилась ставка налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов. Повысилась ставка налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, с 1 января 2005 года введена в действие новая глава 252 НК «Водный налог», которая заменила плату за пользование водными объектами. Государственной пошлине предан налоговый статус, теперь ее ставки установлены в твердой форме, а нормы касающиеся уплаты гос. пошлины отражены в главе 253 НК РФ.

Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:

1. постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

2. предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;

Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения юридических лиц и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на мой взгляд, сущность налогообложения юридических лиц. Соответственно, под налогообложением юридических лиц может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств юридических лиц, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств налогообложения юридических лиц.

Целью написания данной работы является исследование экономических основ и программы реформирования системы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности.

Основными задачами написания работы являются:

1. раскрыть особенности налогообложения юридических лиц;

2. рассмотреть систему налогообложения юридических лиц, применяемую в РФ на примере предприятия ООО «НПФ «Техснаб»;

3. проанализировать методику расчетов налогов, взимаемых с юридических лиц на примере налога на прибыль организаций;

4. определить порядок уплаты налогов и сборов и взаимоотношения с контролирующим налоговым органом.

Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в РФ.

Предметом является виды налогов, взимаемые с юридических лиц на примере налога на прибыль предприятия ООО «НПФ «Техснаб».

Методом исследования является сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2002-2004 года на основании представляемых в ИФНС налоговых деклараций по налогу на прибыль организации за исследуемый период.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Понятие налога и сбора, элементы налогов и необходимость их взимания

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: « в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Под налогом, отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства» Никитский А.А. Основы налогообложения. М., 1987., 77 с.. В советском финансовом праве налоги определялись как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей Советское финансовое право. - М.,1987.- 247 с..

Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную (устанавливаемую законом) форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти Основы налогового права. Уч.-метод. пос. /Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.,1995.-24 с..

С учетом изложенного можно выделить следующие юридические признаки налога:

· публичность;

· законность установления;

· процедурный характер взимания;

· абстрактность;

· индивидуальная безвозмездность;

· безвозвратность;

· принудительность изъятия.

Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).

Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических ли, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следовательно, сбор не является налогом. Это плата за право пользования или право осуществления деятельности.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы со социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога или налогоплательщик. Налогоплательщик -- это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.

Субъекты налога и другие участники налоговых правоотношений изображены в Приложении 1.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

· имущество;

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· прибыль;

· доход (в виде процентов и дивидендов);

· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику (Приложение 2).

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земель-ный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога -- валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного ис-точника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу -- сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу -- рубль.

Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база -- это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверх нормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период.

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения).

Налоговая ставка -- это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения, может быть, простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) -- по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) -- по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов -- соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

Налоговые льготы.

Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум -- наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации -- официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют три важнейшие функции налогов:

1) фискальную (финансирование государственных расходов);

2) регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики);

3) социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога -- образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций -- обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой -- в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

1.2. Налоговая политика государства в отношении юридических лиц.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

· обеспечению государства финансовыми ресурсами;

· созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

· сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

· экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

· социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

· фискальные - повышение доходов государства;

· международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:

· планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

· стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

В 2005 году государство продолжает политику, направленную на снижение налогового бремени. С нового года из 23 налогов и сборов останется всего 15. Отменены налоги на рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименованием «Россия», «Российская Федерация». В то же время с 6 до 9 процентов увеличиться ставка налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов. Повысилась ставка налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, с 1 января 2005 года введена в действие новая глава Налогового кодекса «Водный налог». Он заменит ныне существующую плату, за пользование водными объектами.

Государственной пошлине предан налоговый статус, теперь ее ставки установлены в твердой сумме.

1.3. Юридическое лицо: понятие юридического лица, специальные налоговые режимы, применяемые в РФ

Понятие «Юридическое лицо»

Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является - имущественная обособленность. Под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне.

Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица ст. 52, ст. 54 ГК РФ. Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов.

Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц ст.51 ГК РФ служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

Краткая характеристика юридического лица.

Деление на коммерческие и некоммерческие организации иногда весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям п. 3 ст. 50 ГК РФ. Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами п. 5 ст. 116 ГК РФ.

Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности ст. 289 ГК РФ.

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания ст.49 ГК РФ. Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества ст. 296 ГК РФ. В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества ст.295 ГК РФ.

? ??????????? ?? ?? ???? ??????????? ???? ????????? ?? ???? ???? ????????????? (????????, ?????????? ? ????????? ???????????), ???? ?? ??????? ?????? (????????, ????????????? ???????????? ? ????????), ???? ???, ??? ?????? ????????????? ??????, ?? ????????? ??????????? ???????????? ???? (????????, ?????). ???????? ?? ???????????? ???????? ????????? ????? ??????????? ???, ??? ?? ???????? ??????????? ?????? ???????????? ???????? ??? ???? ??????????. ????????? ??????? ??????????? ??????????? ? ???? ??????????????? ??????????? ??????????? ???, ??????? ????????? ??. 51 ???????.

??? ?????? ????????????? ?. 3 ??. 13 ?????. ??? ????????????? ????? ??? ???? ??????????? ??? ??????? ???????????. ?????????????? ?????????????, ???, ??-??????, ??? ??????????? ???? ?????? ?????? ??????????????? ??????????? ? ??????? ???????; ??-??????, ???????? ?????? ??? ???? ?????? ??????????????? ?????? ??????????? ???; ?-???????, ??????, ?????????????? ??????????????? ???????????, ?????? ????????? ?????????? ?????????????? ??????? ???????? ???????????? ????, ? ????? ???????????? ??? ????????????? ?????????? ??????; ?-?????????, ????? ? ??????????????? ??????????? ????? ???? ??????? ? ????.

Что касается регистрации юридических лиц зарегистрированных на территории России иностранными предпринимателями, они должны быть зарегистрированы Государственной Регистрационной палатой по месту нахождения юридического лица (например, Регистрационной палатой Санкт-Петербурга). Если сумма иностранных вложений превышает 100000 руб. (4000 ЕВРО), то такое юридическое лицо вне зависимости от места его нахождения должно быть зарегистрировано Московской Государственной Регистрационной палатой.

?????????????? ??????????? ???????? ????????????? ??????? ? ????? (???? ?????? ????????????? ???????). ??? ???? ????????????? ??????? ??????????? ????????????, ? ????? ???????????? ???????????? (???????????). ???? ??????????? ???? ????????? ????? ???????????, ??? ????????? ?? ?????? ????????????? ???? ??????????? ??????. ? ???? ?????????? ?????????????? ??????????? ? ??????????????? ??????? ??????? ????? ??????????? ?? ?????? ?????? ????????? ?? ???????????? ??????? ???? (????????, ??????? ??????????? ??????? ?????????<81>).

? ???????, ????? ? ?????? ????????????? ?????????? ?????? ????????????? ???????, ? ??? ?????? ??????????? ????????? ? ?. 2 ?. 2 ?????????????? ?????? ??????? (??????? ? ???? ????????????? ?????????? ??????????? ????, ??????????? ??????? ?????????? ???????????? ?? ??? ????????, ??????? ???????? ??? ????????? ???????????? ? ??????? ? ??? ????????????, ? ????? ??????? ? ??????? ????????????? ??????? ? ??????? ????? ???????????, ?????????? ?? ? ?????? ??????????? (??????????) ?? ??? ???????). ????????????? ??????? ????????? ? ????? ???????????? ??? ??????? ????????, ? ?????? ? ???? ?. 1 ??. 432 ?? ????????????? ??????? ?????? ????????? ??????????? ???? ? ???????, ????? ??????? ????????? ???????? ?? ????, ? ????? ???? ?????? ????????, ???????????? ??????? ?? ????????? ???? ?? ?????? ?? ??????????? ?????? ???? ?????????? ????????, ???? ?? ????????????? ????????????? ? ?????? (? ?????????, ? ??????, ??????????? ??????? ???? ??????????? ???).

?????????? ?? ???? ???????????? ???? ? ????????????? ?????????? ????? ??????? ??? ???????????? ? ????? ??? ??????????, ? ????? ??????? ?????????? ??. ? ??????? ?? ????? ?? ????????????, ??? ???????? ???????? ? ????? ?????????? ?????? ??? ??????????? ???, ??? ???????????????? ?????????? ???????? ???????????, ?? ???? ??? ?????????????? ??????????? ? ????????? ???????????, ? ? ??????????????? ??????? ??????? ? ?????? ???????????? ???????????. ?????? ? ??? ??????? ? ???? ????? ??????????? ????? ? ????????????? ?????????? ???? ?????? ???????????, ? ????????? ????????????? ??????????? ? ???????, ???? ?????????? (?????????), ??? ??? ??????????, ??????? ?????????? ???????????????? ???????????? ????. ?????? ????? ??????????? ?????? ???? ???????????? ??????? ???????? ? ????????????? ??????????. ????????????? ?? ????????? ? ????????????? ????????? ???????? ?? ??????? ? ???? ???????????? ???????????? ???? ????? ???? ????????????? ? ??????.

???????????? ??????????? ??? ?????? ??????????? ????????? ?? ????????????????, ???????? ??? ????? ???????? ???? ?? ??? ?? ???????.

?? ????????????? ??? ?????????? ? ???????????? ст. 54 ГК РФ. ?????? ?????: ? ???????????? ?????? ???? ????????????? ??????????????-???????? ????? ???????????? ???? (????????????? ???????????? ??? ????????????? ???????? ????????????? ????, ????????? ???????????, ??????????, ???? ? ?.?.). ?????? ????????? ?????? ? ????????????, ?? ??????? ???????????????? ??????? ??????????? ????????????????, ?????????? ?????????? ???????? ???????????? ???????????.

???????????? ???????????? ????, ????????????? ??????????????????? ?????????????, ?????????? ?????? (????????? ?????????????). ????????? ???????????? ???????????? ???? ?????????? ?????? ??????? ????? - ????? ?? ?????. ????? ?? ???????????? ????????? ???????????? ????????? ? ??????? ??? ???????????.

??????????? ?????????? ???????????? ?????????????? ???????????? ? ??????????????? ???????????? ?????? ???????????? ???? ????? ???????? ?????? ? ????? ? ?????? ??????????????? ?????? ??????????? ???.

????? ?? ????? ????????? ? ????????? ?????????????? ???? ? ?????????? ?? ?????????. ????? 4 ??. 54 ?? ?????????????, ??? ????, ??????? ???????????? ?????????? ????? ?????????????????? ????????? ????????????, ??????? ?? ?????????? ???????????, ?????????? ??????????????? ??????, ?????????? ??????????? ??. ????? ????, ???????????? ??????????????? ? ????? ??????? ??????????? ????????? ?????????? ??????????? ??????? (????????, ? ????? ? ??????? ????? ?????????).

??????????? ???? ????? ??????? ????? ????????? ???????????? ??? ???????, ???? ??? ??? ?? ???????????? ???-???? ????. ?????? ??????????? ??????? ????? ???????????? ??????????. ?????? ?????, ??? ????????? ? ????????????? «??????», «?????????? ?????????» ? ???????????? ?? ?? ?????? ?????? ? ??????????????? ? ????????? ??????????????? ???????????, ?????????? ? ???????????. ??? ????? ??????????? (?? ??????????? ???????????????? ?????? ? ??????????? ???????????) ????? ???????????? ????????? ?????????????? ?????? ? ???????? ????????????? ?? ? ? ????????????? ???????.

?????????? ?????????? ????? ???????????? ?????? ??????????????? ?????????????????? ???????????. ???, ????? ? ???????? ?????? ???????????????, ??? ???????????, ?????????? ? ???????????, ?? ?????????? ???????????, ????????????? ? «??????» ? «???????? ??????», ? ????? ??????? ? ?????? ???????????? ????????????? ????????? ???????????, ??????????, ??????????? ?? ?????? ???????????? ? ????? ???????? ????? «?????» ??? «???????? ?????». ?????????????? ?? ??????????? ?? ??????????????? ??????????? ??? ?????????????, ??????? ???????? ????????? ????? ? ????? ??????????????.

????? ? ?????? ?????????, ??? ?????? «????» ????? ??????????? ? ????????? ???????????? ???? ????? ??????????? ???, ??????? ????? ???????? ?? ????? ?????????? ?????????? ????????????. ?????????????? «?????????-???????????? ??????» ????? ???????? ? ???????????? ?????? ?????? ???????????? ????, ??????? ??????? ??????????? ?????? ? ???????? ????????????? ?? ????????? ????? ???????? ? ????????????? ??????? ????? ?????????????? ? ?? ????????????? ?????????.

????? ?????????? ???????????? ???? ????? ???????? ???????? ??? ??????? ???? ???????? ????????????? ? ??????????????? ?????. ???, ? ?????????, ??????, ? ??????? ?????? ???? ????????? ?????????????, ? ??????????? ?? ????????? ?????????? ?????????? ????? ?????????? ????????? ??? ????? ?????????? ???????? ст. 316, ст. 54 ГК РФ.

????? ?????????? ???????????? ???? ??????????, ????? ?????? ??? ?????? ????????? ?????????? ???? (????? ??????? ? ??????????? ??????????? ??? ??????? ? ???, ??? ????? ??????????? ?? ????? ?????????? ???????????? ????-?????????), ????? ?????? ???????????????? ?????? ??????????? ? ?????????? ????? ? ???????, ????? ????????? ???????? ?????? «????????? ??????????? ?????????», ??? ?????? ????????? ?????? ?????????? ???????? ст. 444 ГК РФ ??? ?????? ?????????? ???????????? ст. 316 ГК РФ ? ??.

Специальные налоговые режимы

В Российской Федерации в процессе реформирования бухгалтерского и налогового учета на основе программы реформирования бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МФСО) планомерно вводятся и адаптируются на бухгалтерский учет в РФ специальные режимы налогообложения:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл.261 НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, составляет 70 процентов.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 6 процентов.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и подлежит уплате по истечению налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

2. Упрощенная система налогообложения.

На упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 миллионов рублей (без НДС).

Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) а также другие организации, перечисленные в ст.34612 гл. 262 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в размере 15 процентов.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода (календарный год) представляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) декларации представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. ФЗ от 29.06.2004 №58-ФЗ

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. ФЗ от 31.12.2002 №191-ФЗ

Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Налогоплательщик обязан уплатить налог по итогам налогового периода (квартал) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации предоставляются по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В целях развития недропользования и инвестиционной деятельности, установления правовых основ отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Предусмотренное этим законом соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между его сторонами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Таким образом, в РФ формируется система учета, которая смогла бы в полном объеме удовлетворить интересы западных инвесторов в российской экономике. Наиболее актуальны сейчас проблемы планомерного введения глав Налогового кодекса РФ, регулирующие правоотношения в РФ. Предприятия, работающие по МФСО, в данном случае наиболее открыты для работы с зарубежными фирмами. В результате своей финансово-хозяйственной деятельности большая часть налоговых платежей поступает в бюджет РФ, что оказывает существенное влияние на Экономическое развитие РФ и на социальные программы, проводимые Правительством РФ.

ГЛАВА II. СИСИТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Развитие системы налогов и сборов, взимаемых с юридических лиц в России

Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41% в составе доходной части бюджета Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955. с.17.

В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране, стала отмена налога с заработной платы, в соответствии с Законом СССР 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». В этот период основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налогов, имели обязанность вносить в бюджет и неналоговые платежи. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов, например, подоходного налога или налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Порядок их уплаты основывался на удержании сумм налога у источника выплаты.

Проблема учета реальных доходов и сбора налогов обострилась с принятием в 1986 г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, в определенной степени позволял реализовать частную инициативу в хозяйственной деятельности. При этом доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65 %. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

После принятия в 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР» количество лиц, обязанных подавать декларации о доходах, увеличилось за счет кооператоров.

Для осуществления контроля за соблюдением налогового законода-тельства с 1988 г. в составе финансовых органов стали создаваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба Министерства финансов СССР. Численность налоговых органов составляла около 70 тыс. человек.

К концу 1991 г. необходимость создания полноценного механизма налогообложения стала очевидной. После распада СССР, входившие в него ранее республики пошли по пути создания национальных налоговых систем. В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К их числу можно отнести законы: «О Государственной налоговой службе РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.

Налоговая реформа проводилась в крайне тяжелых, можно сказать, в чрезвычайных экономических условиях. Общая ситуация в стране характеризовалась инфляцией, финансовым кризисом, падением производства. Новые налоги позволили сохранить бюджетную систему России, включая местные бюджеты, обеспечить финансирование по всем основным направлениям текущих расходов. Тем не менее, отме-чалось, что введенный комплекс налогов был весьма далек от совершенства. При его разработке сказались торопливость, отсутствие вре-мени на апробацию, стремление, во что бы то ни стало сбалансировать бюджет, выпячивание фискальной функции налогов в ущерб функции стимулирования развития производства и предпринимательства Черник Д.Г. Проблемы налогообложения на современном этапе //Налоги в рыночной экономике. М., 1993 с.5

.

Изначально государственная налоговая политика строилась на максимальном расширении налогооблагаемой базы, поэтому налоговая система включила в себя около пятидесяти видов налогов. К числу основных относились: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль (подоходный налог) с предприятий, подоходный налог с физических лиц.

В то время введение налогов, осуществлял ось не только на основе законов, но и подзаконных актов. Так, Указом Президента РФ 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» были дополнительно введе-ны специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения. Допускалось также установление налогов, не преду-смотренных федеральным законодательством. Согласно Указу Прези-дента РФ 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюдже-та Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право, дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги. В результате, только к 1994 г. было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» более 70 видов региональных и местных налогов Кошкин В. О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления //Налоговый вестник.1997. №3. с.34-35.

Налог на добавленную стоимость был введен Законом 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». После чего был отменен налог с оборота, установленный еще в 1930 г., и налог на продажи, действовавший в течение 1991 г. Этот новый налог представлял собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В ст. 1 Закона 1991 г. «Об акцизах» акцизы определялись как косвенные налоги, которые увеличивают цену товара и поэтому уплачиваются потребителем. Перечень подакцизных товаров включал: вино-водочные изделия, пиво, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Плательщиками акцизов являлись производящие и реализующие подакцизные товары предприятия. Ставки акцизов утверждались Правительством Российской Федерации и составляли по различным товарам от 5 до 90 % их стоимости.

Наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизами, налог па прибыль с предприятий и организаций, также становится важнейшим источником бюджетных поступлений. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль был определен Законом 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Этим налогом облагалась прибыль (превышение доходов над расходами), полученная предприятиями и организациями, а также филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Объектом обложения налогом являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная в соответствии с законодательством. Для целей налогообложения прибыль определялась как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость. Ставка налога на прибыль предприятий была установлена в размере 32 %, а для бирж и брокерских контор, а также предприятий, получивших прибыль от посреднических операций и сделок -- 45 %. Доходы видеосалонов облагались по ставке 70 %, а игорных домов -- 90 %. Сумма налога определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно. В течение квартала все плательщики должны были ежемесячно производить авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определялась налогоплательщиками с учетом ранее произведенных платежей Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. с.22.

Для физических лиц основным налогом, по-прежнему, оставался подоходный налог. В соответствии со ст. 2 Закона 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» подоходным налогом облагается сово-купный доход, полученный физическим лицом в календарном году. Минимальная ставка налога была установлена в размере 12 %, а максимальная-- для дохода более 420 тыс. руб., -- составляла 144 тыс. 540 руб. + 60 % с суммы превышающей этот доход. Порядок уплаты этого налога отдельными плательщиками основывался на подаче ими деклараций.

Характерной особенностью новой налоговой системы становится значительное обременение налогами, сборами и обязательными платежами фонда оплаты труда. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

2.2. Федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами.

Согласно ст.12 части первой Налогового кодекса РФ года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы

- налог на доходы с физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- налог с имущества, переходящего в порядке наседования или дарения;

- водный налог;

-сборы за пользования объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Рассмотрим налоги, уплачиваемые юридическими лицами.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

Налоговую базу при реализации, при передаче для собственных нужд, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогоплательщик определяет самостоятельно в соответствии с НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от видов товаров (работ, услуг).

По ставке 0% налогообложение производиться при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

2) работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) а также другие товары (работы, услуги)

Налоговая ставка 0% распространяется на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат и природного газа, которые эксплуатируются на территории государств - участников СНГ.

Налогообложение производиться по налоговой ставке 10% при реализации некоторых:

1) продовольственных товаров;

2) товаров для детей;

3) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

По ставке 18%, а не 10%, будут облагаться следующие операции:

- услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжно продукции;

- редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;

- услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

- услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, установленные в ст.171 главы 21 НК РФ.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения признаются операции, связанные с реализацией (передачей) подакцизных товаров, которые перечислены в ст.181 главы 22 НКРФ.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида подакцизного товара.

Уплата акциза осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают налог не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Единый социальный налог

Плательщиками налога являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

Члены крестьянского хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не относиться к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности, родам;

2) все виды установленных законодательством выплат, связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждение здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания, продуктов; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованных отпуск; возмещение иных расходов;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи; п.3 ст.238 НК РФ

4) и другие.

Организации, перечисленные в ст.239 главы 24 НКРФ освобождаются от уплаты налога.

Ставки налога устанавливаются от категории налогоплательщиков.

Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. п.1, 2 ст. 243 НК РФ

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей и уплачивается не позднее 15-го числа следующего месяца. п. 3 ст. 243 НК РФ

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны предоставлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) о суммах налога, пособий, расходов, подлежащих зачету.

Уплачивают ЕСН отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательно медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, налогоплательщики предоставляют в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль организации

Налог на прибыль организаций один из наиболее сложных в налоговой системе РФ. Его облагаемая база затрагивает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Плательщиками налога являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная организацией. Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относят:

· доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

· внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. абз.2 ст.252 НК РФ

Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 24%, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы организации учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, так же учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010