рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Финансовые механизмы энергосбережения

Содержание

Вариант 5

1. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения

2. Задача 1

Список использованных источников1

1. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения

Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:

- формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;

- кредитный механизм энергосбережения;

- режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

- тарифы на энергию;

- энергетические налоги.

Финансово-экономический механизм энергосбережения:

- Республиканский фонд "Энергосбережение";

- Порядок использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению;

- Порядок образования и использования субъектами хозяйствования фондов "Энерго- и ресурсосбережение";

- Порядок выдачи кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;

- Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;

- Положение по применению и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

В 1996 г. была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996г. была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.

Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в Программе, такими как:

- модернизация и повышение эффективности котельных;

- внедрение парогазовых и газотурбинных установок;

- оптимизация режимов и схем теплоснабжения;

- перевод паровых котлов в водогрейный режим;

- замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;

- внедрение систем учета и регулирования энергии;

- использование вторичных энергоресурсов;

- уменьшение потерь при передаче энергии;

- внедрение частотно-регулируемых приводов;

- установка энергоэкономичных осветительных устройств;

- внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;

- внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями.

Подверглась корректировке нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие Пособие к СНБ "Строительная теплотехника" по теплотехническим расчетам ограждающих конструкций зданий (СНБ01.01.-97). В СНИП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" были внесены изменения в части снижения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2.04.07-86 "Тепловые сети" - в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров теплоносителя. В 1998г. были введены в действие СНБ 2.04.05-98 "Естественное и искусственное освещение". Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный стандарт по строительной климатографии и геофизике.

Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996-2000 гг. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы "Энергосбережения", региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.96 г. № 391 и от 19.06.98 г. № 965 за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна "Белэнерго" и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда "Энергосбережение" средств фондов "Энерго- и ресурсосбережение", республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка.

На протяжении 1996-2000 гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составляло 42-44% от общего объема.

Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составляли 42-45% от общего объема финансирования.

Использование средств бюджетного фонда "Энергосбережение" осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.

С 1998 года субъектам хозяйствования не зависимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции в течении года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение". Средства таких фондов можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.

Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета ТЭР, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8-9 % от общего объема финансирования).

В результате выполнения комплекса мер по повышению энергоэффективности отраслей экономики, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) в 1999г. относительно 1995г. составило 22,4% (прогноз на 2000г.- 25,3%). При росте ВВП в 1999г. относительно 1995г. на 28,3% (прогноз на 2000г. - 32,2%) валовое потребление топливно-энергетических ресурсов (без учета сырья) в республике в 1999г. и 2000г. практически остается на уровне 1995г.

Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т.у.т., в том числе более 4 млн. т.у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн. т.у.т. - за счет дополнительных мер. Доля использования местных видов топлива в топливном балансе республики в 2000г. (прогноз) относительно 1995г. возросла с 16,9% до 18,5%.

За период 1996-2000 гг. создана структура и основные элементы непрерывной системы образования в области энергосбережения, открыта новая специальность "Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент", в ведущих технических вузах республики образованы кафедры соответствующего профиля, налажена система научно-технической информации и пропаганды.

Начиная с 1998 г. активизировалось международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь и Всемирным Банком о выделении аванса в размере 1 млн. долл. США для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий в социальной сфере республики (школы и больницы).

В 1999 г. Госкомэнергосбережением была инициирована подготовка к ратификации Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в 2000 г. подготовлены и поданы в Экспериментальный Углеродный Фонд предложения по нескольким инвестиционным проектам.

На основании изложенного можно отметить, что цели Республиканской программы по энергосбережению 1996-2000 гг. выполнены, что подтверждается указанными выше макроэкономическими показателями.

Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:

Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.

В главе 3 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» отражены экономические и финансовые механизмы энергосбережения.

Статья 18. Источники финансирования.

Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Республиканский фонд «Энергосбережение».

В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создается республиканский фонд «Энергосбережение». Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде: платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов; экономических санкций за: несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов; использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг); нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией; добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте); других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства указанного фонда расходуются на: осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение; участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения; предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению; осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов; проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов; проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций; долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления; создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов; подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения; организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов; осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь. Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

Статья 20. Экономическое стимулирование энергосбережения.

Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путем производства и потребления продукции с лучшими показателями против предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), могут предоставляться льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата поставляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов. В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, а также других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

2. Задача 1

Определить тепловой поток через стены здания общей поверхностью F(м2) для трех вариантов:

1. Стена бетонная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лу = 1 [Вт/м·град].

2. Стена кирпичная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лк = 0,7 [Вт/м·град].

3. Стена кирпичная, между двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя д = 150 мм, установлена прокладка пенопласта толщиной дп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности лп = 0,05 [Вт/м·град].

Температуры на внутренней и внешней поверхностях стен соответственно равны tвн и tн [єС]. Рассчитать снижение потерь тепла через стены здания по сравнению с комбинированной стеной и определить экономию условного топлива, если продолжительность отопительного сезона ф = 4600 часов. Данные для решения задачи выбрать из таблицы 1.

Таблица 1

F(м2)

tвн

10000

12

-16

Решение:

Тепловой поток через плоские поверхности в стационарном режиме определяется по выражению

где - термическое сопротивление плоской стенки (м2·град/Вт);

F - общая поверхность стен здания (м2).

Потери тепла через стены здания уменьшаются за счет увеличения термического сопротивления стен. Расход условного топлива на отопление здания определяется:

где = 29300 (кДж/кг) - теплота сгорания условного топлива.

Расход условного топлива рассчитывается за весь отопительный сезон.

Экономия условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

,

.

Проведем расчеты для следующих вариантов:

1. Стена бетонная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лу = 1 [Вт/м·град].

Таким образом, тепловой поток составит 933,33 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

1 000 000 Дж ? 0,277(7) кВт·ч., следовательно 29300 (кДж/кг) = 29300000 (Дж/кг) = 29300000 / 0,277(7) кВт·ч./кг = 105 776 173,3 кВт·ч./кг

Расход условного топлива на отопление здания составляет 8,82Ч10-6 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 1-го варианта составляет 40,572Ч10-3 кг/сезон.

2. Стена кирпичная, толщиной д = 300 мм, коэффициент теплопроводности лк = 0,7 [Вт/м·град].

Рассчитаем тепловой поток.

Таким образом, тепловой поток составит 653,34 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

Расход условного топлива на отопление здания составляет 6,18Ч10-6 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 2-го варианта составляет 28,428Ч10-3 кг/сезон.

3. Стена кирпичная, между двумя слоями кирпичной кладки с толщиной каждого слоя д = 150 мм, установлена прокладка пенопласта толщиной дп = 50 мм с коэффициентом теплопроводности лп = 0,05 [Вт/м·град].

Рассчитаем тепловой поток.

Таким образом, тепловой поток составит 70 кВт.

Определим расход условного топлива на отопление здания:

Расход условного топлива на отопление здания составляет 6,62Ч10-7 кг/ч.

Определим экономию условного топлива, за счет повышения требований к теплоизоляции стен зданий:

Таким образом, экономия условного топлива для 3-го варианта составляет 30,452Ч10-4 кг/сезон.

Список использованных источников

1. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М. В. Самойлов, В. В. Паневчик, А. Н. Ковалев. 2-е изд., стереотип. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 198 с.

2. Сидорский С. А. Через экономию ресурсов - к росту экономики и благосостояния людей // Экономика Беларуси. - 2007. - №3. - С. 6-15.

3. Стятюгина А. Е. Экономические механизмы энергосбережения // Материалы XI Международной научной конференции магистрантов и студентов. - Минск, 17 мая 2007 г. - С. 33.

4. Горустович В. В. Система управления энергосбережением предприятия Энергоэффективность. - 2006. - № 8. - С. 15-17.

5. Шимова О. С. Основы экологии и экономика природопользования / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - Минск: БГЭУ, 2001. - 368 с.

6. Штомпель Б. Н. Экономическая экология / Б. Н. Попков. - Минск: БГАТУ, 2001. - 349 с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010