
|

Анализ динамики расходной части федерального бюджета
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Программированное задание Дисциплина: «Финансы и кредит»Тема«Анализ динамики расходной части федерального бюджета»Выполнил студентIV курса ФММГусев ДмитрийПроверил преподавательКорьев А.ПСеменов 2007 ВведениеЦелью работы является изучение состава и динамики структуры расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации.Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствуюОбъектом исследования выступают расходы федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики.Анализ состава и структуры динамики расходов в данной работе проводится за 2003-2006 годы на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год.Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2003 год - Расходы федерального бюджета РФ (2000-2003гг.) согласно функциональной классификации
|
Наименование расходов | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. 2003 г. | | | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к Млрд. % к итогу руб. итогу | | Расходы, всего | 1014,2 | 100 | 1193,5 | 100 | 1947,3 | 100 2345,6 100 | | Государственное и местное самоуправление | 26,8 | 2,7 | 40,7 | 3,4 | 56,7 | 2,9 66,5 2,83 | | Федеральная судебная система | 8,4 | 0,8 | 11,3 | 1,0 | 19,1 | 1,0 25,5 1,08 | | Международная деятельность | 39,5 | 3,9 | 22,2 | 1,9 | 42,8 | 2,2 44,4 1,89 | | Национальная оборона | 209,4 | 20,6 | 214,7 | 18,0 | 284,2 | 14,6 344,5 14,64 | | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва | 111,5 | 11,0 | 131,6 | 11,0 | 173,8 | 8,9 244,8 10,40 | | Фундаментальные исследования | 15,9 | 1,6 | 22,0 | 1,9 | 30,3 | 1,5 40,2 1,71 | | Промышленность, энергетика и строительство | 38,1 | 3,8 | 44,6 | 3,7 | 57,7 | 3,0 63,4 2,69 | | Сельское хозяйство и рыболовство | 15,4 | 1,.5 | 20,8 | 1,8 | 26,8 | 1,4 31,2 1,32 | | Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 1,9 | 0,2 | 30,6 | 2,3 | 7,0 | 0,4 78,9 3,36 | | Социальная политика | 132,9 | 13,1 | 107,8 | 9,0 | 430,3 | 22,0 150,7 6,4 | | Обслуживание гос. Долга | 188,7 | 18,6 | 239,8 | 20,1 | 285,0 | 14,6 277,5 11,79 | | Охрана окр. Среды | 3,7 | 0,4 | 4,7 | 0,4 | 9,8 | 0,5 10,8 0,46 | | - Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий | 9,0 | 0,9 | 6,3 | 0,5 | 8,7 | 0.5 21,2 0,9 | | Образование | 32,1 | 3,2 | 48,8 | 4,1 | 80,0 | 4,1 97,7 4,15 | | Культура, искусство и кинематография | 4,6 | 0,5 | 6,4 | 0,6 | 10,3 | 0,5 14,1 0,6 | | Средства массовой информации | 5,7 | 0,6 | 6,2 | 0,5 | 10,3 | 0,5 12 0,5 | | Здравоохранение и физ. культура | 15,9 | 1,6 | 22,2 | 1,8 | 31,9 | 1,6 39,4 1,67 | | Финансовая помощь бюджетам других уровней | 69,1 | 6,8 | 186,6 | 15,6 | 265,4 | 13,6 714,6 30,37 | | Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | 2,.1 | 0,2 | 6,0 | 0,5 | 10,3 | 0,5 10,8 0,46 | | Исследование и использование космоса | 3,4 | 0,3 | 4,6 | 0,4 | 9,7 | 0,5 7,7 0,33 | | Военная реформа | --- | ---- | ----- | ---- | 16,5 | 0,8 15,8 0,67 | | Прочие расходы | 19,5 | 1,9 | 1,7 | 0,2 | 60,6 | 3,0 72 3,2 | | Расходы целевых бюджетных фондов | 60,6 | 5,9 | 13,9 | 1,2 | 13,9 | 0,7 14,1 0,6 | | Пенсионный фонд. Возврат ЕСН | ---- | ----- | ----- | ---- | 281,2 | | | |
Расходная часть бюджета РФ на 2002 год была утверждена в сумме 1 947 386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США. Расходная часть бюджета на 2003 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва. Объем расходов федерального бюджета на 2003 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2003 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2002 году предусматривался в размере 56670,6 млн. рублей. В 2003 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 66506,9 млн. рублей. Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2003 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, продолжена линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2002 года на 6624 млн. рублей. Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2003 году планируется в объеме 44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус". Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн. рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2003 году будет оказывать техническое содействие по строительству, расширению и модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия. Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2003 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей. Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб. Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в сумме 40206 млн. рублей. Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств, направляемый в 2003 году из федерального бюджета на финансирование отраслей материального производства планируется на уровне 63404,3 млн. рублей. В составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию, народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы. Сельское хозяйство и рыболовство. Объем бюджетного финансирования по этому разделу предусмотрен в размере 31167,6 млн. рублей, что на 3090,8 млн. рублей больше, чем в 2002 году. Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете на 2003 год предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. рублей на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. Общий объем расходов проекта федерального бюджета на 2003 год на поддержку указанных отраслей оценивается в 6,1 млрд. рублей. Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого предпринимательства. В федеральном бюджете на 2003 год предусмотрены расходы в сумме 10 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, начатого в предыдущие годы. Расходы на образование. Расходы на образование определяются в федеральном бюджете на 2003 год в размере 97672 млн. рублей. Расходы, направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда, позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1 тыс. студентов вузов и других обучающихся. Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру, искусство и кинематографию на 2003 год определены в размере 14056,2 млн. рублей. Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на финансирование средств массовой информации на 2003 год определены в сумме 11954,9 млн. рублей. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2003 году ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2003 год определены в сумме 39344,8 млн. рублей. Расходы на социальную политику. В связи с переходом с 2003 года формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов федерального бюджета. Расходы, ранее отражаемые по разделу "Социальная политика" и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в федеральном бюджете на 2003 год отражены по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней. Расходы на социальную политику планируются в проекте федерального бюджета на 2003 год в объеме 150,7млрд. рублей или с ростом против уровня 2002 года (в сопоставимых условиях) на 37,5 процента. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4275,7 млн. рублей; на социальную помощь - 1243,2 млн. рублей, включая расходы на детскую оздоровительную компанию - 1211,8 млн. рублей; на прочие мероприятия в области социальной политики - 26421,8 млн. рублей. Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном бюджете на 2003 год общий объем процентных расходов определился в 277,5 млрд. рублей, в том числе по обслуживанию внутреннего долга - 57,5 млрд. рублей, внешнего - 220 млрд. рублей. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2003 году составят 57,5 млрд. рублей, в том числе по государственным ценным бумагам - 52,2 млрд. рублей. Наиболее значительные расходы приходятся на выплаты по ОФЗ-ФК - 12,95 млрд. рублей, ОФЗ-ПД - 15,05 млрд. рублей и ОФЗ-АД - 9,64 млрд. рублей. Расходы на обслуживание ГКО составят 3,77 млрд. рублей. Расходы на выплату процентов по векселям Минфина России оцениваются в 3,1 млрд. рублей. В последующие годы планируется сохранить тенденцию превышения заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начался новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. В 2003 общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней составит 714610,2 млн. рублей. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В 2003 году значительно увеличены расходы по данной статье. По сравнению с 2002 годом они возросли почти в 3 раза и составили 21208,1 млн. рублей. Исследование и использование космоса. В 2003 году снизились расходы на исследование космического пространства по сравнению с 2002 годом и составили 7,7 млрд. рублей. Это связано с тем, что у РФ больше нет космической орбитальной станции «Мир». Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального бюджета на 2003 год включены: расходы по резервным фондам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному бюджету. В составе расходов федерального бюджета на 2003 год были утверждены: - Фонд компенсаций - в сумме 47 011 175 тыс. рублей; - Фонд софинансирования социальных расходов - в сумме 5000000 тыс. рублей; - Фонд регионального развития - в сумме 25 072 010 тыс. рублей. Размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных: - Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 6 630 000 тыс. рублей; - Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", - в сумме 22 212 672 тыс. рублей; - Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", - в сумме 1 398400 тыс. рублей; - Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", - в сумме 158 325 тыс. рублей; - Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I); - федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на возмещение расходов, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, - в сумме 1 100 000 тыс. рублей; - федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, - в сумме 13 820 000 тыс. рублей. В 2003 году Фонд реформирования региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1 300 400,0 тыс. рублей. Субсидии из Фонда реформирования региональных финансов предоставляются субъектам РФ, отобранным на конкурсной основе, и направляются ими на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ. ЗаключениеПодводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетных доходах и расходах, а также бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Новый Налоговый кодекс четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.
|
|
|