Понимание субстанции в философии
15
Содержание
- 1. Понимание субстанции в философии
- 2. Философское понимание материи
- 3. Система организации материи
- Литература
1. Понимание субстанции в философииСубстанция (от лат. substantia-сущность) - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и поэтому, это фундаментальная категория научного познания. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. С. 332. В истории философии первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи. В разное время субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.Уже в античной философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла - земля, огонь, воздух и вода). Вообще впервые о субстанции заговорил родоначальник европейской науки и философии, математик Фалес из Милета (ок.625 - 547 до н. э). Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все.Преемник Фалеса Анаксимандр (ок.610 - после 540 до н. э) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову всего сущего он принял
апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно - движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. С. 154. Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок.585 - 525 до н. э) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Т.о. все милетцы осуществили прорыв своими мировоззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: "Из чего все?". Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к
идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.Античный философ Демокрит (ок.470 до н. э) все первоначало сводил к
атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Мир - это единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы, вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и абсолютной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Душа, согласно Демокриту тоже состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось у него наравне с материальным - с единой субстанцией.Античный философ Аристотель (384 - 322 до н. э), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно - научного и собственно философского знания, отождествлял субстанцию с первой сущностью, характеризуя ее как основу, неотделимую от вещи, ее индивидуальности. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была "сущность", или "субстанция", а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: субстанцию, состояние, отношение. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определенность предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной субстанций, но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию.Исходя во многом из учения Аристотеля Фома Аквинский (1225 - 1274) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается, считал он, в единстве формы и материи. Материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность", ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский делил сущее на субстанции и акциденции. Акциденции, т.е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время и пр) являются определениями субстанции.В философии нового времени выделяются две линии анализа субстанции. Первая, связанная с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме английского философа Френсиса Бэкона (1561 - 1626) на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления субстанции с формой конкретных вещей.Этой качественной трактовке субстанции противостоят рационалистические воззрения Рене Декарта (1596 - 1650). Субстанция является фундаментальным понятием его учения. Декарт твердо и ясно установил два принципа научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего духовного мира необходимо рассматривать исключительно сточки зрения ясного рассудочного самосознания. Мыслитель отвергал одушевленность животных: душа по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например от свойств, функций, отношений и т.п.По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций - духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами - мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Так, впечатления, воображение, желание, чувства - это модусы мышления. А фигура, положение, движение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.Т.о. духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, "две величины равные третьей, равны между собой). Эти идеи есть истины как воплощение естественного света разума.В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций. Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632 - 1677) на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама через себя. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию.Спиноза утверждал, что существует
единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в каких - либо других причинах. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами - протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление - лишь частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы.Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1645 - 1716) в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы. Однако, Лейбниц "изъял" из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром.Вторая линия анализа субстанции - гносеологическое осмысление понятия субстанция, его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата английским философом Джоном Локком (1632 - 1704) в его анализе субстанции как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Также английский философ Дж. Беркли (1685 - 1753) вообще отрицал понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной субстанций, видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию.Величайший философ Новейшего времени Иммануил Кант (1724 - 1804), развивая гносеологический анализ понятия субстанция, указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория субстанции, по Канту, - "... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта... " Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.С. 297. . В отличие от недиалектического понимания субстанции как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал субстанцию как нечто внутренне изменчивое.Этот подход был развит немецким философом Георгом Гегелем (1770 - 1831), который выделял внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции как субъекта, развертывающего свое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - ступень развития "идеи", а не бытия.Для современной западной философии характерно негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие субстанция рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий.Французский мыслитель А. Бергсон (1859 - 1941), критикуя механицизм и догматический рационализм, утверждал, в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена "вверх", а материя "вниз". Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром "твердых тел", оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой.В лингвистической философии понятие субстанция рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия субстанции существует ряд направлений идеалистической философии, которые сохраняют традиционную трактовку субстанции (неотомизм, неореализм).Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости. С точки зрения диалектического материализма категория субстанция - одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины ее изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому отрицанию категории субстанции марксизм подчеркивает ее необходимость для научно-теоретического анализа действительности.
2. Философское понимание материиПервое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие - их огненной материи, третьи - из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. В дальнейшем представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактными. Еще в V в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII - XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслителя в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц - атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.В конце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц - ядер, электронов.За этими открытиями последовали другие. Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.Некоторые философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления недоступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете - без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки создавались новые концепции, противоречившие "очевидным" результатам наблюдений, но отвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Из факта непосредственной не воспринимаемости микроявлений делался вывод о нематериальном характере этих явлений. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, кому как энергия, а кому и как устойчивый комплекс ощущений.У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии
материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.Нередко встречается выражение: "Вещи состоят из материи". Это неточно. Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это, конечно, абстракция. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. С. 243.Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное - изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует "безликой" материи.
Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.Одним из атрибутов материи является ее
неуничтожаемость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механистического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным.Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них связан со всем миром. Ни один элемент материи не уничтожается ни во что, а оставляет определенное следствие и не возникает ни из чего, а всегда имеет определенную причину. Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение конкретной вещи означает возникновение ее из другой.Мир сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.Принцип неуничтожаемости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы.Материя лежит в основе деления философов на материалистов и идеалистов, ведь каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае это материалистический монизм, во втором - идеалистический монизи. Существуют также философские учения, которые стоят на позициях дуализма. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум, в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание, считают материалисты, принадлежит не к какому - то потустороннему миру, а к материальному миру, оно является естественным свойством высокоорганизованной материи.
3. Система организации материиМатерия имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100.С "прерывными" формами материи неотделимо связаны "непрерывные" формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.Все частицы независимо от природы обладают волновыми свойствами. И наоборот, всякое непрерывное поле является вместе с тем и коллективом частиц. Таково реальное противоречие в строении материи. Мир и все в мире - это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем.
Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. С. 84.
Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организацией.
Основные структурные уровни материи.Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни матери таковы.
Субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (
микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (
ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (
атомный уровень), а из них - молекулы (
молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (
макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (
космический уровень).Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это вместе с излучением и составляет безбрежный мировой океан разнеженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. С.245. После того как материальные образования с атомного уровня поднялись на более высокий, молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардов лет шло усложнение химических веществ. Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (
органический уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения. Наконец, возникла жизнь (
биологический уровень).Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Примерно два миллиарда лет назад началось постепенное "растекание" живого по поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов с все более и более сложной структурой - беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития (
социальный уровень). Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (
метасоциальный уровень).Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием единой структурной организации материи, что вытекает из тесной взаимосвязи всех известных ныне уровней структурной организации.Различные структурные образования материи - это не случайное скопление ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие, являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют их образованию. Различные виды частиц - это не только "элементы" дискретной организации вещества, но и "ступени", "узловые точки" его развития.Всем уровням организации материи свойственны, во-первых, некоторые общие закономерности, во-вторых, связь, взаимодействие различных уровней. Эта связь проявляется, прежде всего, в том, что простые формы организации всегда сопровождают сложные. Например, механистическое движение происходит и при тепловых, и при электромагнитных, и при химических, и при биологических, и при общественных явлениях. В свою очередь тепловое, электромагнитное, химическое движение происходит в живых организмах.
Литература1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.2. Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. - 447 с.3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003. - 288 с.4. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 295 с.5. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 715 с.6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.8. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.10. Философский словарь / Под ред.М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.11. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 331 с.