рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Общие философские фоззрения

1

Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества, это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательными

Они отражают, прежде всего, личность в ее глубочайшем размышлении и мире, а личностей может быть бесконечное множество - нет двух тождественных; во-вторых, выработанное свое понимание реальности. Таких пониманий может быть не так уж много. Они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более верного, чем другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может - утверждал В.И.Вернадский.

Поэтические и философские произведения всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют, - иначе сказать, те и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке смешно было бы и говорить.

Отсюда известный круговорот и преемственность в господстве различных философских систем, как и в преобладании различных школ музыки и живописи, в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, все они обладают способностью всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого и высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя мы вовсе не разделяли их идею и не ободряли их исполнение в частности. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант вызывают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Софокл, Еврипид, Рафаэль, Моцарт, Шекспир. Здесь спор и сомнение о творце - невозможны. Как творения великих художников, поэтов, музыкантов произведения выдающихся философов прошлого, всегда с нами, они всегда современны.

Если верно, что каждый вкратце повторяет всю свершившуюся до него историю человечества, то никто и никогда не вступит в царство истины, минуя материалистическое учение Людвига Фейербаха. И сегодня, столетие спустя после его смерти, мы можем повторить слова, сказанные над могилой мыслителя. "Он разрушил здание лжи и обмана и на его руинах воздвиг храм истины и свободы, храм, представляющий прекраснейший и самый долговечный памятник, какой смертный может себе поставить. Истина была существом Фейербаха - истина, и только истина".

Признание глубокого родства идей мыслителя с историей между народного коммунистического движения было взаимным - за два года до смерти Фейербах вступил в ряды Социал-демократической партии Германии, убедившись воочию, что это единственное движение, всерьез воспринявшее самые сокровенные его взгляды, устремления и теоретические завоевания. Закономерным путем вперед от его "Сущности христианства" был путь к "Капиталу" - философии и политической экономии пролетариата. Он убедился к концу жизни, что не только коммунизм нуждается в серьезной философии, но и эта последняя нуждается в коммунизме, единственно способном спасти философскую культуру от угасания, вырождения в систему цветистых, но бессильных что-либо изменить фраз.

Мог ли прийти к иному выводу человек, с горечью написавший несколько ранее такое признание: "Все что связано с практикой, у нас остается обычно на бумаге. Большим злом является то, что мы предоставляем только врагам свободы и человечества, создавать организации и всевозможные корпорации. Мы же сами, вопреки нашему теоретическому материализму, в жизни утопаем в небытии частой свободы мысли, без всякой материальной связи".

"Теоретический материализм", о котором говорит Фейербах, был для него не просто убеждением в существовании вещей вне и не зависимо от человеческого сознания, но и конкретно-содержательным принципом теоретического мышления, результатом, итогом и венцом всей его драматически противоречивой жизни в философии. Его материализм - мировоззрение мыслителя, прошедшего искушения самой разработанной и аргументированной системы идеалистических иллюзий - гегелевской. Фейербах увидел в материализме единственный ключ к объяснению фундаментальнейших проблем человеческого бытия и познания. К такому выводу мог прийти только философ, который и в гегелевской системе увидел, прежде всего, не схоластически отвлеченную систему понятий, а выраженные в них вполне земные проблемы человеческой жизни.

В начале своей философской деятельности он, как и все "левые" гегельянцы, считал, что под титулом "бога" и "абсолютного разума" их общий учитель описывал не что иное, как реальный интеллект, "родовую способность" человечества мыслить, реализующуюся в бесконечном множестве индивидов и от века к веку, от поколения к поколению совершенствующуюся в борьбе с "неразумием" - невежеством, тупоумием и предрассудками, в том числе религиозными.

Лишь при такой интерпретации гегелевской философии имело смысл изучать ее (порвав с религией, в духе которой Фейербах, как и все люди его поколения, был воспитан с детства), можно было научиться у нее чему-либо, кроме туманного языка. Исходя из этого, Фейербах, будучи еще убежденным "гегельянцем", пытается в своих лекциях излагать гегелевскую логику как теорию познания мыслящим человеком окружающего его реального мира. Он выдвигает прогрессивное требование: "Не религиозными делать людей, а образовывать их, распространять образование по всем классам и сословиям - вот… Задача времени".

Отбросив как словесный сор фразы о "боге" и "абсолюте", Фейербах увидел в гегелевской философии академически зашифрованное изображение "драматической психологии человека", познающего природу.

Эта позиция представляла собой - по тенденции - движение к материализму Материализмом, однако, она еще не была. И если бы Фейербах остановился на этом - он вряд ли вошел бы в историю философии в качестве сколько-нибудь заметной фигуры.

Фейербах сделал гораздо большее - решительный шаг к философскому материализму.

Именно этот шаг определил историческое значение Людвига Фейер баха в развитии философской мысли, выдвинул его (правда, на короткий срок) в лидеры философско-теоретической культуры. Тем более важно понять, в чем именно этот шаг состоял и какими мотивами он был вызван. Не чисто теоретическими соображениями, нет. Порвать с идеализмом Фейербаха властно заставили обстоятельства идеологической борьбы, в эпицентре которой он оказался.

Дело в том, что самым непосредственным и активным противником всякого прогресса - и в философии, и в правосознании, и в житейской нравственности, и в искусстве - выступала в то время в Германии религия. Именно религиозное мировоззрение и умонастроение составляли ближайшее препятствие, в которое упиралось любое сколько-нибудь прогрессивное движение в преддверии 1848 года, в преддверии революции, объективной задачей которой было сокрушение изжившей себя системы феодально-монархических институтов. От имени религии, от имени бога старались заморозить любую живую инициативу монархи и князья, бюрократия, полиция и цензура. Удивительно ли, что бог теологов стал в глазах прогрессивно настроенных людей синонимом и символом застоя, консерватизма, реакции? Удивительно ли, что пароль, объединяющий демократические силы, в том числе и наиболее радикально настроенные слои немецкой буржуазии, идеологом которых выступал Фейербах, был найден в атеизме?

Левогегельянство, теоретически обосновывавшее атеизм, потому и стало общепризнанным идейным рупором прогрессивных сил. Сложившаяся в Германии ситуация действовала по отношению к гегелевской философии, как сепаратор, разделяя заключавшиеся внутри ее тенденции и противопоставляя их друг другу в виде разных философских партий. Теоретический противовес "левакам-атеистам" составило "правое гегельянство" с его охранительными установками. Борьба "разума" и "религии" разгорелась, как борьба между философскими фракциями, одна из которых -считала самого Гегеля "атеистом и антихристом", а другая - и тоже с не меньшим правом - интерпретировала его, как осторожно-разумного сторонника религиозно-монархических устоев. Наметилась трещина и среди самих "левых" - в виде разногласия между сторонниками "субстанционального" и "субъективного" объяснения происхождения христианства. Оказывалось, что логика Гегеля одинаково хорошо служила обоснованию как одной концепции, так и прямо ей противоположной...

Вот это-то коварное свойство гегелевской диалектики и заставило более последовательных мыслителей левогегельянского круга стать в критическую позицию к ней самой - попытаться попить, в чем же причина ее равнодушной нейтральности, проявляющейся как раз там, где борьба разума с "неразумием" достигает наибольшей остроты накала?

Этот вопрос - а он-то и был самым важным, когда речь заходила о борьбе с религиозным, политическим и философским тупоумием, - был поставлен Людвигом Фейербахом.

Основную причину слабости и противоречивости гегелевской философии Фейербах усмотрел в идеализме. Тем самым он сформулировал самый важный - ключевой - вопрос современной ему философской борьбы. Принципиально верный ответ на него гласил: гегелевская логика должна быть не просто интерпретирована по-иному, не просто истолкована как логика человеческого, а не выдуманного "божественного" мышления. Этого мало. Чтобы стать логикой действительного человеческого мышления, диалектика нуждается в куда более серьезном и радикальном переосмыслении, в критической перестройке всего ее здания, начиная от фундамента.

Фейербах не заметил рационального зерна диалектики Гегеля. Но, отбросив гегелевскую систему, он начал перестройку философского здания, восстановил в правах материалистический взгляд на мир. Фундаментальным принципом этой перестройки стало иное, прямо противоположное гегелевскому, понимание самого мышления, разума, - как человеческого, как деятельной способности реального человеческого существа. "Чистого мышления" нигде и никогда не было, нет, и не будет. Зато всегда были и будут природа и человек, обладающий, в частности, способностью мыслить. В мыслящем человеке свойства природы синтезированы в единый живой комплекс, в организм, обретающий сознание и самосознание, т.е. мышление. Решительно отвергая идеалистически-дуалистический разрыв души и тела, Фейербах материалистически решает основной вопрос философии. "Действительное отношение мышления к бытию,- утверждает он,- таково: бытие - субъект, мышление - предикат".

В этом заключался принцип, провозглашенный Фейербахом в главном и самом знаменитом его труде - "Сущности христианства" (1841 г.), хотя и не названный своим настоящим именем - материализм. Фейербах назвал этот принцип "антропологическим", подразумевая, что подлинными и универсальными объектами философии являются человек и порождающая его природа. Пришедшая на смену идеализму антропологическая философия должна заключить плодотворный союз с естествознанием.

Материализм был утвержден Фейербахом в качестве всеобщего и исходного принципа научно-теоретического мышления - философского и естественнонаучного. Его заслуга состоит, в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма. Поэтому имя Фейербаха навсегда останется начертанным на том перекрестке философских дорог, где расходятся пути науки и псевдонаучного философствования, ведущею, в конечном счете, в болото религиозного мракобесия...

Фейербахом был установлен факт, что философский идеализм порождается теми же самыми психологическими механизмами, что и религиозно-теологические представления, той же силой воображения, которая превращаем реальные способности человека в особый, вне и независимо от него существующий, "отчужденный" иллюзорный объект. Идеализм принуждает мышление людей к компромиссу с силами религиозно-монархического тупоумия. Отсюда следовал вывод: философия, как наука разума, до тех пор не сможет одолеть своего внешнего врага - "неразумие", пока не изгонит идеализм из собственных теоретических построений. Ибо идеализм - "последняя рациональная опора теологии". Философией, соответствующей революционному демократизму, является материализм.

Именно так восприняли "Сущность христианства" широкие круги революционной демократии в Германии и за ее пределами, она стала их подлинным философским знаменем. "Надо было пережить освободительное действие этой книги,- писал впоследствии Ф. Энгельс,- чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами. С каким энтузиазмом приветствовал Маркс новое воззрение, и как сильно повлияло оно на него, несмотря на все критические оговорки, можно представить себе, прочитав "Святое семейство".

У Фейербаха училось поколение революционеров-демократов России - Герцен, Огарев, Белинский, Добролюбов, Чернышевский видевшие в нем союзника в борьбе против социальной и духовной реакции.

Основоположники марксизма, высоко оценив заслуги Фейербаха, всегда считали его одним из своих непосредственных философских предшественников. В то же время они подвергли критике ограниченность его материалистического учения, которое он не смог распространить на понимание исторического процесса и остался, поэтому идеалистом "сверху".

Но философская мысль обогнала Фейербаха на им же начатом пути. Именно так и понял на склоне лет судьбу своего учения сам Фейербах. Кристальная честность и искренность позволили ему увидеть, в ком из бывших учеников продолжается подлинная жизнь его идей, а в ком - лишь жизнь "антропологической" фразеологии.

Ведь философы - люди зоркого ума. Их изощренная аналитика прекрасна в своей неожиданности и глубине.

Список литературы

1. Вербицкая Г. "Не простые истины". Журнал "Брега Тавриды". Симферополь, 2004 г. № 6.

2. Ильенков Э.В. "Философия и культура". - М.: Полит. литература, 1991 г.

3. Лосев А.Ф. "Философский подвиг". - М.: Полит. литература, 1991г.

4. Потапенков А. "Истина как процесс познания". - Симферополь, 2005 г. №2.

5. Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М., 1955 г. Т2, 730 с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010