рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Образ "Я" и проблемы идентификации

3

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»

Рузаевский институт машиностроения (филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа № 2

ФИЛИСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Тема:

Образ «Я» и проблемы идентификации

Выполнила: студентка гр.З-405

Ключникова Ю.Б.

Рузаевка 2008

План

Введение

1
.Образ «Я» К. Роджерса

2
.Структура Я-образа

Заключение

Список используемых источников

Введение

Ч
то такое Я? Каждый думает по-разному. Один имеет в виду свое тело, другой - свою одежду, третий - свои вещи. «Я» - это самая глубокая тайна человека, которая раскрывается им в отношениях к самому себе.

Сущностно-образующим фактором отношения человека к самому себе является «самость» индивида.
Данная «самость» отражается в сознании человека в виде образа «Я», которое обеспечивает внутреннюю индивидуальную целостность. Влияние образа «Я» на деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и реализацию жизненных практик можно рассматривать как механизм самодетерминации наряду с другими формами обусловленности ее поведения.

При всем различии в терминологии, которое имеет место в психологической и философской литературе (сила-Я, образ-Я, Я-концепция ит.д.), исследователи единодушны в том, что
«образ-Я» выступает посредником между внутренним миром человека и обстоятельствами, осуществляя синтез внешних условий и личностных интенций. Представления человека о самом себе, оценка им жизненного пути как свободного личного выбора, его установки, убеждения и личностные идеалы, усвоенные нормы и цели - все это компоненты одной и той же сущности «Я», формы глобальной организации, которые взаимосвязаны друг с другом.

1. Образ «Я» К. Роджерса

Для более глубокого уяснения содержания понятия «образа-«Я» рассмотрим Я-концепцию К. Роджерса, одного из основателей феноменологического направления в психологии личности. Не случайно многие исследователи называют его концепцию теорией «Я». Но сначала несколько слов о самом авторе.

Карл Роджерс (1902-- 1987) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. Когда ему было 12 лет, семья переехала на ферму, расположенную на западе от Чикаго, и свои юношеские годы Роджерс провел в сельской местности. Сам Роджерс вспоминает, что его отрочество проходило в строгой религиозной и нравственной атмосфере. Поскольку Роджерс жил далеко от города, он посещал разные школы, каждую не более двух лет, тратя на дорогу много времени. В юношеские годы он проявил большой интерес к природе. В 1919 году Роджерс поступил в Висконсинский университет, где начал изучать научное земледелие. В 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он едет на конференцию студенческой христианской федерации в Пекине. Поездка на Восток изменила отношение Роджерса к жизни. Там он наблюдал религиозные и культурные отношения, отличные от тех, к которым привык с детства. Это в некоторых планах изменило его отношение к жизни. После путешествия Роджерс возвратился в Висконсин и в 1924 году получил степень бакалавра по истории. Роджерс прошел по психологии только один курс, да и то заочно. После окончания университета он женился, и молодожены отправились в Нью-Йорк в либеральную Объединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей. Сам он вспоминал об этом так: «Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь». В 1928 году Роджерс получил степень магистра ив 1931 году -- степень доктора клинической психологии. В течение десяти лет Роджерс практикует в клинике и занимается неблагополучными детьми. После опубликования работы «Клиническое лечение проблемного ребенка» (1939) ему предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в должности профессора. Затем Роджерс работал еще в ряде университетов, но самыми плодотворными для него были 1945 -- 1957 годы, проведенные в Чикаго. Там он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория» (1951). В 1968 году Роджерс занимает пост в Центре по изучению человека, расположенном в Ла-Джолле. В нем он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции.

Если судить о влиянии Роджерса на психологию и психотерапию, то его работу следует оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Роджерс. Об этом говорят его публикации: «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961); «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» (1967); «Карл Роджерс о группах встреч» (1970); «Карл Роджерс о человеческих возможностях» (1977); «Способ бытия» (1980); «Свобода учиться: 80-е годы» (1983).

Роджерс развивал феноменологический подход к личности, согласно которому индивид существует в пределах внутренней системы координат человека, которая представляет собой основу его действий. Интересно отметить, что Роджерс начал создавать свою теорию не с признания важности собственного «Я» в переживаниях человека. К термину «самость» он также относился первоначально как «неясному» и с научной точки зрения бесполезному. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и переживаний в терминах самости. Постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности».
Самость или Я-концепцию Роджерс использовал как взаимозаменяемые термины. Самость Роджерс определял как организованное феноменальное поле, в котором существуют восприятия свойств «Я» и восприятия «Я» с другими людьми, с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Я-концепция Роджерса означает осознание человеком того, что он собой представляет. Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». Я-концепция отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые исполняем в жизни. Я-концепция включает в себя не только то, какие мы есть сейчас, но и то, какими бы мы хотели стать. Этот последний момент Роджерс называет Я-идеальное. Идеальное «Я» -- это такое «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. По Роджерсу, Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную структуру. Так, например, хотя «Я» изменяется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качество целостной системы. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Роджерс полагал, что панорама опыта, известная как «Я» принимается и поддерживается сознанием. Он считал, что если в Я-концепцию включены бессознательные процессы, то ей нельзя дать рабочее определение, и она не поддается научному исследованию. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние целостности и согласованности в своих переживаниях. Но если возникают переживания, входящие в конфликт с «Я» и его ценностями, человек переживает этот конфликт как угрозу. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда осознается человеком. Роджерс утверждает, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В этом случае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога является эмоциональной реакцией человека на угрозу, которая сигнализирует, что организованная структура «Я» испытывает опасность дезорганизации. Тревожный человек -- это человек, который смутно сознает, что определенные переживания могут привести к радикальному изменению его теперешнего образа «Я». По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний, и ему не нужно защищаться. Однако, если он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция. Роджерс предложил только два механизма психологической защиты: искажение восприятия и отрицание. Они имеют тот же смысл, что и у Фрейда. Защитное поведение охраняет структуру «Я». По Роджерсу, цель терапии -- ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, открывая для него возможность жить более полной жизнью. Таким образом, мы видим, что Роджерс не только сформировал понятие Я-концепции, но и показал ее роль в жизни человека.

2. Структура Я-образа

Центральное место в структуре Я-образа занимают
цели, ценности и мотивы. Формирование целей и ценностных ориентации во многом зависит от мотивационных процессов. Если для постановки целей и ее достижения требуется приложения сил со стороны личности, то мотивы сами являются побудительной силой к действию. Мотивы направлены на удовлетворение потребностей и не нуждаются в волевом усилии. Изучение мотивационных процессов является центральной проблемой гуманистической психологии. Сам термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов, которые в начале 60-х годов объединились под руководством американского ученого А. Маслоу (1908 -- 1970) с целью создания теории личности, альтернативной психоанализу и бихевиоризму -- двум наиболее влиятельным течениям в психологии. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Большинство книг А. Маслоу были написаны им в последние 10 лет его жизни. Это: «По направлению к психологии бытия» (1968), «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964), «Мотивация и личность» (1987, 3-е изд.) и другие. Ядром учения Маслоу является его теория об иерархии потребностей. Поскольку потребности человека являются важной составляющей образа «Я», познакомимся с взглядами Маслоу более подробно.

Маслоу предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Схематически система потребностей в его теории выглядит следующим образом:

ПОТРЕБНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

ПОТРЕНОСТИ САМОУВАЖЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

ПОТРЕНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Доминирующие потребности, по мнению Маслоу, расположены внизу. Они должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать их наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Другими словами, физиологические потребности должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности и защиты, потребности безопасности должны быть удовлетворены прежде, чем возникнет необходимость удовлетворения потребностей принадлежности и любви и так далее. Согласно Маслоу, это последовательное расположение потребностей в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивационной сферы человека. Маслоу считал, что такая организация потребностей характерна для всех людей, хотя и допускал исключения. Например, он признавал, что творческие люди могут удовлетворять потребности самоактуализации, несмотря на голод и другие житейские трудности даже в условиях, угрожающей их безопасности. Но главное, подчеркивал Маслоу, что потребности людей никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или нескольких уровнях. Его исследования показали, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в такой степени: 85% -- физиологические, 70% -- безопасность и защита, 50% -- принадлежность и любовь, 40% -- самоуважение, 10% -- самоактуализация.

Разумеется, данная схема является условной. Она не может в принципе охватить все многообразие мотивационной сферы человека. Но в ней отражены два важнейших положения. Первое -- это то, что потребности находятся в иерархической системе отношений и существует ведущий мотив, который определяет линию поведения, сохраняет целостность Я-образа. Вторым важным моментом является выделение Маслоу потребностей самоактуализации, которые определяют главное чувство человека -- это его удовлетворенность жизнью. Только на этом фоне человек может ощущать себя счастливым, дарить радость другим людям, действовать целенаправленно и продуктивно. Маслоу выделил следующие характеристики людей, способных к самоактуализации:

Более эффективное восприятие реальности.
Здесь имеется в виду то, что такие люди воспринимают себя и окружающий мир такими, какие они есть. Они не пытаются приукрасить ни себя, ни свои условия существования. Они менее эмоциональны и объективны в оценках ситуации. Они не боятся проблем, не боятся делать ошибки, приветствуют сомнения и новые пути.

Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди терпимы к своим недостаткам и недостаткам других. Они никого не поучают и не контролируют. Они осознают, что люди страдают, стареют и умирают.

Непосредственность, простота и естественность. Поведение таких людей является непринужденным. Их внутренняя жизнь чужда условности. Они хорошо приспосабливаются к ситуации, способны оградить от неприятностей себя и других людей.

Центрированность на проблеме. Самоактуализирующиеся люди привержены долгу, призванию или любимой работе. Они ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. Они стремятся себя посвятить какой-либо надличностной задаче и в этом видят свое предназначение.

Независимость и автономность. Самоактуализирующиеся люди нуждаются в одиночестве, и их тяготит, когда кто-либо пытается нарушить неприкосновенность их внутренней жизни. У них усиливается потребность другого уровня -- потребность общения с самим собой. Они сами для себя являются движущей силой и не поддерживают социальных условностей.

Вершинные или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу наблюдал у своих испытуемых моменты сильного волнения и психического напряжения, которые проявлялись в порывах творчества, любви, слияния с природой и так далее. Такие переживания Маслоу назвал вершинными. Он считал, что они не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя, по своей сути являются религиозными. Маслоу обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, иногда выходят за пределы своего «Я», утрачивая чувство времени и места.

Глубокие межличностные отношения. Такие люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям с людьми, которые обладают сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их друзей невелик, поскольку такая дружба требует больших энергетических затрат. Самоактуализирующиеся люди очень нежно относятся к детям и легко общаются с ними.

Демократический характер. Маслоу считал, что это самые демократичные люди. Они уважают других людей независимо от их взглядов и социальной принадлежности.

Чувство юмора, способность к творчеству и сопротивление окультуриванию. Эти характеристики тесно связаны. Поскольку самоактуализирующиеся люди автономны и независимы, они не поддаются социальному и культурному влиянию со стороны, от носятся к таким воздействиям с юмором, ибо считают, что сами способны не только воспринимать культуру, но и развивать ее.

Выделенные Маслоу характеристики самоактуализирующихся людей имеют несомненную ценность в понимании внутреннего мира человека. Вместе с тем надо отметить, что Маслоу связывает понятие самоактуализации исключительно с творческими людьми. Но способность к творчеству является фундаментальной антропологической константой. Поэтому такой малый процент самоактуализирующихся людей (10%), который дан у Маслоу, говорит скорее о состоянии современного общества, в котором главной ценностью является потребление. Увеличение видов количества массовой деятельности, невостребованность индивидуальности, дегуманизация общественных институтов ведет к утрате человеком собственного «Я». В этом и заключается проблематичность человека, ибо в каждом человеческом индивидууме потенциально присутствует потребность выразить себя, реализовать свой внутренний потенциал, другими словами, актуализировать себя. Другое дело, что кому-то удается это делать очень хорошо, кому-то с большими трудностями и маленькими результатами, кому-то не удается вовсе. Люди, которые не могут найти способ актуализировать себя, очень страдают и теряют интерес к жизни.

Структура «Я-образа» включает также различение в своем жизненном пространстве структуры «Я» и «не-Я». В континууме «Я» и «не-Я» осуществляется бесконечный поиск идентичности и ее «подтверждение». В поле идентичности включаются как основания самого «Я» (тело, душевные переживания, духовные устремления), так и основания «не-«Я», с которыми соотносит себя «Я» в силу своих потребностей, желаний и идеалов.

Одной из глубинных потребностей человека является стремление к уподоблению. Человек, заброшенный в этот таинственный мир, не может самостоятельно осознать своего предназначения и нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с каким-либо признанным образцом. Такое отождествление себя с чем-либо называется идентичностью, а механизм отождествления называется идентификацией. Степень идентификации различается по полноте, то есть по тому, в какой мере мы отождествляем себя с чем-либо или с кем-либо; а также по уровню осознанности самого процесса уподобления. На первых этапах становления психики идентификация происходит, в основном, бессознательно. В последующем развитии формы идентификации усложняются; они могут стать сознательными и контролируемыми. Бывают и негативные идентификации, когда человек уподобляет себя лицу, которое вызывает у него отрицательные эмоции. Например, мальчик гримасничает, бессознательно утрируя строгое выражение лица своего родителя. Идентификация делает человека способным к социализации, то есть к усвоению норм и образцов социального поведения в качестве своих внутренних установок.

В стремлении человека понять самого себя механизм идентификации играет большую роль, так как является основанием самоидентичности (самотождественности), которая выражает целостность «Я», чувство удовлетворения собой, «примирение» с собой, когда человек находит сам себя, узнает себя, доволен собой. Но такие моменты бывают достаточно редко в жизни человека. Чаще человек находится в состоянии смятения, пытаясь преодолеть свои собственные границы, постоянно меняя свои представления о себе. Отсюда процесс идентификации обладает внутренней изменчивостью. Он изменяется в зависимости от того, насколько человек себя понимает, осознает, оценивает. Процесс осмысления образа «Я» называется самоинтерпретацией (самоистолкованием).

В самоистолковании личности можно выделить два уровня. Для первого уровня характерно наличие внешнего диалога. В данном случае представления о себе человек получает в результате взаимодействия с другими людьми. При этом то, или иное качество, свойство, действие понимается сначала в другом, и лишь затем переносится на себя. Увидеть себя в другом и другого -- в себе, вот начальная стадия самоистолкования личности. На этом уровне человек может оставаться замкнутым, его индивидуальный образ как система смыслов и представлений о себе остается ненарушенной. Глубинная же самоинтерпретация требует перехода на следующий уровень аутокоммуникации, где происходит переоценка смысловых позиций человека. В диалог вступают «Я» и другое «Я» во мне. Это внутренний диалог личности, где идет постоянный спор между тем, что я хочу, и тем, что должен; между биологическими потребностями, социальными идеалами и культурными ценностями; между добрыми и злыми намерениями; между чувством и разумом; эгоистическими стремлениями и чувством сострадания другим людям. Именно внутренний диалог позволяет проникнуть в суть человеческого существа, глубинные пласты его «Я». На уровне внешнего диалога формируются представления о своем теле, характере, темпераменте, о статусе в обществе, о доме, о том, что «Я» представляет собой глазами других и т.д. Но только на уровне внутреннего диалога возможно понимание своей «самости». Здесь временность бытия открывается не в форме событийности (определенных достижений и потерь), а в форме переживания своей конечности как «бытия к смерти» (Хайдеггер), а следовательно, страстного поиска смысла человеческого бытия вообще, и смысла своей жизни, в частности.

Если личностная интеграция на основе целостного Я-образования достигает высокого уровня, то личность способна к самоориентации. Сравнение актуального поведения с образом-Я есть необходимое условие внутреннего индивидуального контроля собственного поведения. Такое постоянное сравнение ведет к непрерывному изменению стиля и способов поведения человека. Когда в «образе-Я» личностные устремления и социальные оценки не совпадают, когда начинает разрушаться целостность «Я», включаются механизмы психологической защиты.

Заключение

В последние пятнадцать--двадцать лет феномен психологической защиты истолковывается более обобщенно и широко как специфическое преобразование системы психологических установок, которое направлено на нейтрализацию тягостных для личности эмоциональных напряжений. Психологическая защита имеет непосредственное отношение к нравственной стороне сознания личности, так как предохраняет ее от потери самоуважения, распада образа-Я в условиях интрапсихического конфликта.

Психологическая защита теснейшим образом связана со способностью человека к самоизменению на основе «образа-Я». Как и всякое личностное образование, психологическая защита, с одной стороны, имеет природные предпосылки, с другой -- представляет собой результат воспитания.

Психологическую защиту нельзя рассматривать как исключительно негативный фактор, ведущий к искажению воспринимаемой информации, нежелательной для личности. Психологическая защита как механизм преобразования личностных установок является той основой, которая порождает новое индивидуальное отношение к обстоятельствам. Активность психологической защиты проявляется прежде всего в «расширении» индивидуального сознания, «образа-Я», когда происходит синтез сугубо личного и общечеловеческого опыта. Психологическая защита -- это механизм «Я-образования», посредством которого личность либо уходит от возникающих перед ней жизненных проблем, либо трансформирует их в некое «разрешающее» знание и действие, когда происходит преодоление границ индивидуального опыта и начинается процесс самоизменения и самотворчества, активный диалог с тем, что ее окружает.

Таким образом, Я-образование есть сложная структура отношения человека к самому себе, в рамках которого постоянно происходит изменение человеческих ценностей и смыслов на основе интерпретации и самоинтепретации. В этом смысле человека можно определить как существо, обреченное на интерпретацию -- непрямое, личностно опосредованное восприятие действительности в целом, и себя самого -- в частности. Интерпретацию в данном случает нельзя понимать исключительно как свойство интеллекта. Она имеет глубокие бытийственные основания, заключающиеся в том, что бытие человека становится подлинным лишь будучи осмысленным.

Список используемых источников

1.
Моторина Л.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов/ Л.Е. Моторина. - М.: Высш. шк., 2003г.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., - М. - Харьков - Минск. 1997г.

3. Резвецкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984г.

4.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993г.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990г.

6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993г.

7. Феномен человека: Антология. М., 1993г.

8. Бубер М. Проблема человека. М., 1992г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010