рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Мировоззрение

Мировоззрение

Мировоззрение - это определенная система идей, теорий, взглядов, в которых оцениваются и осознаются отношения человека к природе, к обществу и к самому себе.

Мировоззрение представлено тремя уровнями:

1. мировоззрение отдельного человека;

2. мировоззрение социальной группы.

3. мировоззрение общества.

Мировоззрение не дано человеку с рождения. В процессе жизни у него формируется, развивается и изменяется мировоззрение.

Основу мировоззрения составляют знания и жизненный опыт.

В мировоззрении можно выделить два элемента: мироощущение и миропонимание.

Мироощущение - эмоциональный элемент структуры мировоззрения.

Миропонимание - интеллектуальный элемент.

Соотношение этих элементов у разных людей различно. У людей, занятых в сфере искусства преобладает элемент мироощущения; в сфере науки - доминирует элемент миропонимания.

Мировоззрение можно классифицировать на обыденное (повседневное) и теоретическое. Обыденное мировоззрение формируется в процессе жизнедеятельности человека. Данный тип мышления называется жизненной философией. Жизненная философия формируется на основе здравого смысла. Теоретическое мировоззрение формируется на основе обобщенного систематизированного знания, выраженного законами и проверенного практикой. К теоретическому уровню мировоззрения относится философия. Философия - первая форма теоретического миропонимания. (Философия - есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.)

Типология:

а) Мифологическое мировоззрение - исторически первый тип мировоззрения. Оно формируется в первобытном обществе.

Первобытное общество Рабовладельческий строй (античное) Мифология Религия Философия (много богов) (1 Бог)

Понятие миф имеет 2 значения: 1). Миф, как нечто несбыточное, смысловое значение. 2). Миф - древние сказания и предания (сказки).

Мифологическое знание было основано на сверхъестественном. Первобытный человек не знал законов природы и естественным законам он приписывал сверхъестественную основу. Поклонялся животному, растительному миру, т.е. обожествлял. В мифологическом мировоззрении причудливым образом соединяется естественное и сверхъестественное, истинное и ложное. Первобытный человек не выделял себя из природы, он отождествлял себя с природой.

- ложные знания

+ истинные знания.

б) Религиозное мировоззрение. На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное мировоззрение. Оно формируется на основе веры и поклонения всевышнему. Вера и поклонение являются основными факторами религиозного мировоззрения.

В античности формируется философия как первая форма теоретического миропонимания.

История стран Востока Античность Рима и Греции (антигус -древний)

(Индия, Китай) (Греко - Римская история)

Философия Индии и Китая была основана на мифологии; а Греции и Рима - на науке. Философия Индии и Китая были направлены к внутреннему миру человека; а Рима и Греции изучали природу и космос, человека, общество и познание.

Современные ученые были когда-то философами. Процесс познания от общего к частному.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления (человека) к бытию (окружающему миру). Был сформирован уже в Античности формулируется: любовь - это глина, из которой лепят благородные чувства. (демокрит)

1. стоит ли жить.

2. быта.

3. любви.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

а) Онтология (учение о бытие); Что первично - материя или сознание?

б) Гносеология (теория познания). Познаваем ли мир?

1-я сторона. В зависимости от решения первой стороны ОВФ все философы подразделились на 2 лагеря: материалистов и идеалистов.

Материалисты утверждали первичность материи и вторичность сознания. Они считали, что вначале был создан мир, природа, был сформирован растительный, животный мир и только на следующем этапе развития появился человек.

Идеалисты утверждали обратное. Они считали сознание первичным. Вначале формируется сознание, а затем с сознанием этим рождается мир.

Материализм неоднороден, он представлен 3 основными разновидностями.

1. Исторически первой формой материализма был стихийный материализм античности или наивный. Основоположник древнегреческие философы Демокрит и его друг Эпикур.

2. Второй разновидностью материализма был метафизический материализм (после физики). Он формировался в Новое время. Основоположники: Ламетри, Дидро, Гольбах.

3. Диалектический материализм. Основоположники Маркс, Энгельс, Ленин.

Метафизический материализм: рассматривали мир в статике как раз и навсегда данный и неизменный. Они отрицали качественное развитие мира. (Мир в статике) К. Линней.

Новое время характеризуется бурным развитием науки (17 век) и формируется диалектический материализм.

Представители диалектического материализма изучали мир в динамик, развитии, движении и взаимной обусловленности.

Идеализм неоднороден, он представлен двумя направлениями:

а) объективный идеализм, основоположник Платон. Мир устроен разумно? Да. Следовательно, есть разум, который устроил мир. Объективный идеализм является теоретической основой религии.

Основной тезис объективного идеализма: материя первична по отношению к человеческому сознанию, но вторична по отношению к божественному разуму.

б) субъективный идеализм. Основоположники епископ Беркли, мир создан человеком.

Основной тезис субъективных идеалистов: мир существует лишь в ощущениях и восприятиях человека. В отрыве от ощущений и восприятий мира нет и не может быть.

2 - я сторона. В зависимости от решения второй стороны ОВФ философы разделились на два лагеря: на тех, кто признавал познаваемость мира и утверждал, что мир познаваем и второй - отрицали познаваемость мира.

Первые создали лагерь гностицизм; вторые агностицизм.

Агностицизм представлен двумя разновидностями:

1. юмизм - основоположник английский философ Девид Юм.

2. кантианство - немецкий Иммануил Кант.

Субъект познания - это человек, осуществляющий познавательный процесс.

Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность человека (субъекта).

Между С и О формируются субъектно-объектные отношения.

С (субъектно-субъектные отношения)

С Античности формируется малая наука.

В позднем средневековье (феодальное) формируется большая наука.

СТОТ - технические средства усиливают рецепторы и анализаторы человека. Именно в большой науке субъектно-субъектные отношения устойчивые (в малой - временные).

Решение Юмом субъектно-объектных отношений. Юм был субъективным идеалистом. Согласно Юмму объект познания реально не существует, а существует лишь в ощущениях и познаниях субъекта.

Весь процесс познания, утверждает Юм, ограничен чувственным восприятием. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий и представлений. В чем агностицизм Юма?: что наши ощущения дают нам неверные изображения об изучаемых объектах.

Кант утверждал, что объект познания существует реально. Сколько бы не познавали объект, в объекте всегда остается нечто непознанное; следовательно, можем ли мы до конца познать объект? Если бы объект не изменялся, то можно. Кант утверждал, что процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий, представлений, а также с помощью понятий, суждений и умозаключений. Кант утверждал, что процесс познания начинается с опыта. Но для опыта у человека существует врожденное знание о объекте. Это звание априорное (доопытное).

Диалектика - философское учение о развитии и всеобщей связи (принципы, законы, категории.)

Формируется в античности. Философы античности утверждали, что в мире находится в развитии движение и изменение.

Существует 3 основных элемента диалектики: принципы, законы, категории

3 принципа диалектики: объективности, целостности, всеобщего развития.

Принцип объективности направлен против субъективного толкования диалектики. Мир, который нас окружает, развивается независимо от воли и желания людей.

Принцип целостности - указывает на то, что мир представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов, среди которых есть основные системообразующие элементы. Единство мира заключено в его материальности. Живая материя: животные, растения, люди. Физические: камни.

Принцип всеобщего развития является принципом диалектики. Указывает на то, что мир находится в постоянном развитии, движении, изменении; взаимосвязи и взаимной обусловленности.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей (основной); Раскрывает источник развития.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений; Раскрывает механизм развития, т.е. указывает на то, что постепенное накапливание количественных изменений в итоге приводит к новому качеству. Границы меры. До нее - количественные изменения, после - качественные изменения.

3. Закон отрицание отрицания. Характеризует поступательный спиралевидный характер развития, указывает на направленность развития.

Теория развития по замкнутому кругу.

Античность

Теория восходящего развития - в новое время.

В связи с бурным развитием производства.

Но спады в производстве и другая концепция - спада развития

Нисходящая.

И далее концепция спиралевидного развития. Наиболее предпочтительная.

Категории диалектики

Любое понятие имеет свой объем.

Всеобщее: Дерево Общее: Хвойное (лиственное) Частное: ель, сосна (береза)

Всеобщие, общие, частные понятия отличаются объемом.

Категории диалектики - философия оперирует только единичными и парными категориями.

Демокрит и Эпикур основоположники 1 формы материализма стихийного.

Ламетри, Дидро, Гольбах - 2 разновидности, метафизической.

Маркс, Энгельс, Ленин - диалектической.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010