рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Философия. Ее роль в жизни общества

Философия.

Ее роль в жизни общества

А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук, профессор

Философия и наука

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло при-мерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?

Казалось бы, по сущностным и формальным призна-кам тут все ясно. Философия -- это теоретическое зна-ние, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые сте-пени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет -- одна из обязательных наук в перечнях, ут-верждаемых официальными государственными инстанци-ями. И тем не менее проблема «философия и наука» ос-тается.

Представляется, что в строгом смысле слова филосо-фия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается прежде всего таких основ-ных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук (их в XX в. насчитывались сотни): естествен-ных, общественных или технических.

Даже самая высокоразвитая наука (например, совре-менная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет -- конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть оха-рактеризованы собственная теория данной науки и при-сущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности.

Философия по самой своей природе не знает подоб-ных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками (не говоря уже о множе-стве специальных и прикладных) означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan -- все и logos --- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлени-ем; не аккумулирует все достижения человеческой мыс-ли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Од-нако вне философии Логос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.

Однако соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»: общее и особенное тесно переплета-ются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга.

Действительно, общее у философии и науки -- изуче-ние законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обла-дает категориальным и понятийным аппаратом с прису-щими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, по-лученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нрав-ственная) оценка знаний. Существенно различаются так-же способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus -- истинный и facere -- делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, ус-тановления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный; способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академичес-кое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с ис-кусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретичес-кий аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом об-щенаучных черт, одновременно имеет особый общетео-ретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями (институты, отделы, кафедры, лабо-ратории), средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим ха-рактеристикам. Так, история философии и науки -- бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но на-ука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare -- определять), нередко ситуативна и прогрес-сирует, по преимуществу, линейно. А философия, позна-вая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.

Процесс познания действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma -- принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же проти-воречие -- одно из основных понятий наряду с антиноми-ями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философс-кий релятивизм (лат. relativus -- относительный) -- учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает обще-значимые, бесспорные истины, то отдельные философс-кие положения могут существенно разниться, варьиро-ваться применительно к Западу (европейская филосо-фия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединя-ет и одновременно разъединяет. Было бы недальновид-ным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука -- «сама себе фило-софия». Ошибочно также принижать роль науки, возве-личивать философское знание в ущерб научному. В су-ществовании философии и науки состоит общая соци-альная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду парамет-ров нетождественные, разные формы познания действи-тельности.

Философия и культура

Понятие «культура» получило распространение в Ев-ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это слово латинского происхождения (cultura -- возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к зем-ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об-щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто-рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ-ности) -- детище человека, различных видов его деятель-ности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены спо-собы и результаты деятельности людей -- подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи-тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ-ционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с осво-бождением человека от природной зависимости, его по-рабощения государством, обществом, собственными по-роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп-ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис-ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда-нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори-мостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается из-вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд-но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри-териях развития культуры, в том числе характере (спосо-бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи-лософии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на мате-риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани-ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе-го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по-тому и потребностями, -- производство человека как воз-можно более целостного и универсального продукта об-щества...»1

Итог развития человека, его материальной (производствен-но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос-ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви-димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно-образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры-тое, но особой ценности внутреннее богатство челове-ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia -- ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно-шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес-ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне-шних форм жизнедеятельности, направленной на созда-ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово-купный результат его развития,

Это значит, что в философии человек рассматривает-ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль-туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав-ственного и эстетического развития -- бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже-ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 46, ч. 1, с. 386.

Выработанная в философии и культурологии катего-рия культуры фиксирует меру освоенности человеком сво-его внутреннего и внешнего мира; определенную систе-му способов и средств, методов и регулятивов человечес-кой деятельности. Философская теория культуры и куль-турного развития исходит из того, что это -- бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогрес-са нелинейного и небезусловного. Культура -- наслед-ственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выс-тупая как форма существования или экзистенции (лат. existentia -- существование), будучи несводима к частно-стям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее норм и цен-ностей, степени их укорененности в обществе; ее соци-альных носителей, теоретического и художественного со-держания; закономерностей наследования культуры, пре-емственного развития в духовной сфере; типа взаимосвя-зи культуры с социальной действительностью; социаль-но-территориальных особенностей, соответствия нацио-нальному характеру, ментальным особенностям населе-ния: ее отношения к власти, общественному и государ-ственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от че-ловека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и воз-высит (или унизит) его дух.

Функции философии

В науке под функцией (лат. functio -- исполнение) по-нимают внешнее проявление свойств того или иного объек-та в данной системе отношений. Указать на функции фи-лософии -- значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия -- тип мировоз-зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп-ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со-циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес-кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философс-ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос-ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера-мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю-щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia -- знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен-ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми-ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об-ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают-ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру-исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен-ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей-ному плюрализму (лат. pluralis -- множественный), мно-гопартийности, многоконфессиональности и пр.

Следовательно, мировоззренческая функция филосо-фии несет с собой огромный потенциал рациональнос-ти, она отличается неангажированным широким и много-сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само-стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo -- верю, верую) и следовать ему в своем социаль-ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес-печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю-щихся между субъектами и объектами в процессе позна-вательной деятельности. Ее область -- отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите-рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про-цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече-ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс-лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек-тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес-кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен-ного божественного разумения и проникновения. Поло-винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка на возможность позна-ния человеком не только явлений, но и их сущности выво-дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы-ясняются субъективно-объективные отношения в процес-се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под-тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Одна из актуальных теоретико-познавательных про-блем состоит в достижении оптимального сочетания воз-можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен-ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла-годаря чему знание о мире становится богаче, адекват-нее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу-тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis -- разумный), другой -- эмпирический (гр. empeiria -- опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени-вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо-лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis -- неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно-му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот-рении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связа-на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане -- принципов), позволяющих получить по-знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный харак-тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти-вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче-том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по-знания, а философия -- всеобщий метод. Последний обус-ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна-ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна-ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са-мым философия выполняет функцию методологии -- уче-ния о методах, с помощью которых наука применяет об-щие императивы философских законов и категорий и соб-ственные требования к познанию действительности.

Область философской методологии -- творческая ла-боратория, где результаты познания заранее не предоп-ределены. Они зависят от многих объективных и субъек-тивных факторов: насколько диалектические методы по-знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис-пользуются в познавательной деятельности общие и спе-циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусст-ве, эзотерии (гр. esoterikos --- внутренний), религии и др.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе-рирует ценностями, которые присущи явлениям объек-тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен-ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти-поды, антиценности -- зло, корысть, бесчестие и др.

В философской теории ценностей -- аксиологии -- последние занимают разное место. Для субъекта (инди-вид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор-мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей форми-руется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти пред-ставления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо-вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен-ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за-висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто-рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше-го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разуме-ется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-ма-териалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства.

Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают-ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци-альных и политических отношений и процессов. Привне-сение в их анализ достижений философского синтеза по-зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей-ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто-ров и др.

Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени-мая роль в изучении и развитии общества и самого чело-века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна-нием и преобразованием действительности.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010