рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Региональная экономика

Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация

деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне

противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней

занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни людей

действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры.

Любой социальный субъект – от общества в целом до личности со всеми

промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – формирует свою

субкультуру, или культуру некоторого субъекта как социокультурного целого.

Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.

Шестая составляющая «региона» репрезентирует правовую сферу. Деятельность

в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в

региональной области имеет большое значение для нормального

функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной

законодательных властей может быть источником как конфликтов, так и

нормальной жизнедеятельности региона.

Общую политику функционирования региона определяет его седьмая

составляющая и основная политическая. Она представляет собой целостную,

упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений,

процессов, принципов политической организации общества в регионах,

подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным,

юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и

установкам политического режима. Именно политическая система в регионе

организует отношения между обществом и государством, определяет протекание

политических процессов, включающих институционализацию власти,

характеризует состояние политической деятельности, уровень политического

творчества в обществе, характер политического участия

неинституционализированных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Центральное положение политической системы

в этой системе определяется ведущей организационной и регулятивно-

контрольной ролью самой политики.

Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений

и способов, посредством которых осуществляется воздействие населения на

местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право),

обозначения и корректировки социальной политики, и система политического

контроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации,

имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная

система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет

единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-

административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую

подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей

роли институтов управления в организации жизни региона. И, наконец,

основным субъектом и объектом управления регионом является человек,

объединенный в социальные общности и вступающий в социальные отношения с

другими людьми.

Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно-

организованную форму жизнедеятельности социума как системы, сложное и

комплексное явление.

2.

Региональная политика – система мер, направленных на регулирование

развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что

региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная

политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными

властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между

регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе

оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот,

определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения

предпринимательской деятельности.

2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между

регионами.

3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности

хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации

предприятий.

6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности,

управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие

с негосударственным сектором.

7. Социальная политика – определение условий и требований к

хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие уровни региональной политики:

. Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к

регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер,

направленных на решение конкретных региональных проблем;

. Региональный – выбор модели поведения региональных властей:

«либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в

хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая

сохранение в той или иной форме государственного контроля.

3.

Теория больших циклов развития хозяйства, созданная советским экономистом

Н.Д. Кондратьевым в 1922 – 1928 гг., получила за время своего существования

множество интерпретаций – иновационно-технологических, ценовых и других

сугубо стоимостных, трудовых, общесоциальных. Кондратьев не первым занялся

периодическими колебаниями вообще, не он обнаружил и полувековые циклы,

получившие позже название кондратьевских. Главная его заслуга состоит в

указании на эндогенный механизм саморегулирования, где кризисы и

возрождения закономерны и предсказуемы.

Первая промышленная революция (1-й цикл) породила два основных типа

районов. Прежде всего текстильные, где относительное аграрное перенаселение

стимулировало ранний рост домашнего ремесленного производства и

возникновение мануфактур. Низкая производственная концентрация

компенсировалась созданием сгустков небольших постадийно специализированных

центров. Вместе с опорой на трудовые навыки и ранний опыт организации

производства это дало решающий эффект, позволив использовать заморские

рынки сбыта и сырья. Немного позже выдвинулись угольно- или рудно-

металлургические районы бассейного типа с повышенным уровнем заводской

концентрации и агрегатным строением ведущих производств. Рост городов был

тогда явно вторичным по отношению к промышленному. Они возникли при слиянии

призаводских поселков, позже иногда формируя мощные конурбации.

Одновременно продолжали расти районы, где урбанизация предшествовала

индустриализации, т.е. вокруг старых административно-торговых центров,

организаторов национальных рынков.

Символы второй промышленной революции (2-й цикл) – электромотор, мартен,

турбина, автомобиль. Наступал расцвет тяжелого машиностроения, энергетики,

основной химии. Их по-прежнему высокая фондоемкость и требовательность к

нескольким противоречивым факторам стимулировали создание классической

теории штандорта конца 19 века. Кроме сложившихся бассейновых районов

базовые отрасли новой волны оседали в крупных городах с их инфраструктурой,

кадрами и в морских портах как центрах судостроения, обработки колониальных

товаров.

В ходе 3-го цикла вообще выросла роль диверсификации тех старых районов,

которые смогли адаптироваться к новым условиям. Возникли и новые очаги, или

«базы» начавшие свой индустриальный путь сразу с 3-го цикла, минуя этапы 1-

й промышленной революции. Для ряда стран, отставших от своих соперников и

форсировавших темпы индустриализации, тип района – неофита часто казался

самым перспективным.

Содержание 4-го цикла, который начался с середины 20 века, определяли

автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника, включая

массовое производство разного рода бытовых приборов, большинство из них

скорее трудоемки, чем материалоемки, и явно ориентированы на промышленно-

городские агломерации, располагающие резервами рабочей силы и

инфраструктуры, подготовленные к новым формам организации поточного

производства. Широкое внедрение фордизма и тейлоризма позволяла массовому

производству быть территориально независимым от центров разработки новой

техники. Это ускоряло прохождение волн диффузии и сдвиги в региональном

развитии. По мере снижения материалоемкости и роста трудоемкости

производства, а также числа очагов урбанизации отрасли 4-го цикла

устремлялись во многие городские центры, прежде выполнявшие в основном

региональные функции. Наметившаяся тенденция к суждению подетальной и

постадийной специализации способствовала их обрастанию многочисленными

субцентрами, каждый из которых по-своему использовал выгоды такого

положения.

Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной революции, и 5-й

цикл ознаменовались очередной сменой тенденции в регионах стран на самых

современных наукоемких отраслях обострила кризис или стагнацию многих

районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.

С углублением географического разделения труда традиционный товарообмен

готовыми изделиями вытесняется научно-технической и производственной

кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, стадий.

В западной литературе в 70-е годы на стыке с теорией жизненных циклов

возникла и теория фильтрации продукта, выделяющая стадии с разными

сочетаниями факторов размещения его производства. На стадии инновации

изобретение находит воплощение в товаре или технологии с не вполне

определенной сферой применения. На стадии роста производство, еще не

массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической базы и

тяготеет к высокоразвитым регионам. На стадии зрелости оно приобретает

массовый и специализированный характер. Фирмы снижают издержки путем

рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и районы

с более дешевой рабочей силой.

Итак, в ходе длинных циклов число и разнообразие типов промышленных

районов увеличивались. Одни из них успешно адоптировались к инновациям,

другие, будучи лидерами в том или ином цикле, оказывались затем

неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли

найти резервы для возрождения в новом качестве. Примечательно, что,

несмотря на постоянное появление новых индустриальных ареалов, полюсов

роста, самыми устойчивыми оставались старейшие центы – крупногородские и

особенно столичные. На протяжении всей индустриальной эпохи они имели

многофункциональную, гибкую структуру экономики с высокой долей

непроизводственной сферы. Удерживая функции принятия решений и

генерирования инноваций в национальном и международном масштабах, они

обеспечивали себе позиции на высших ступенях иерархии территориальных

структур. Большинство же сугубо промышленных районов, возникавших на

очередной длинной волне, хуже адаптировались к последствиям, запаздывали с

диверсификацией. Проходя путь от резкого подъема и расцвета до стагнации и

кризиса, они порой оказывались калифами на час, довольно скоро сдавая

позиции районам других типов.

Конечно, структурная перестройка вызывает социальную напряженность, ведь,

по оценкам ряда западных специалистов, необходимо 20 – 30 лет для смены

поколений – носителей установок индустриальной эпохи.

Эти явления прослеживаются на графике (рис. 1). Все типы районов,

появившихся на разных циклах начиная с 1-го, по существу походят в своем

историческом развитии один и тот же путь. Порожденные одним из циклов, они

набирают силу пополняясь отраслями следующего цикла, на который приходиться

их расцвет. Но еще шаг – и они оказываются уже в состоянии стагнации,

поскольку их устаревающие отраслевые и социальные структуры тормозят

обновление хозяйства на новой волне, тогда как районы позднего освоения, не

обремененные этим «грузом», более восприимчивы к нововведению. Примерно

через два цикла от зарождения район впадает в депрессию или кризис, а через

три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке НТП.

Х

а

р

а

к

т

е

р

р

а

з

в

и

т

и Время

я

0 1 2

3 4 5 (6)

1-го цикла

2-го цикла

3-го цикла

4-го цикла

5-го цикла

столичного типа

с устойчивым развитием

Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева.

Возрождение старопромышленных районов – следствие отнюдь не только их

региональной политики, соображений престижа и т.п. Куда важнее

инфраструктурная и культурная подготовленность этих районов, выгода их

географического положения в пределах макроядер, в окружении крепких

центров. Большую роль играет и типичное для 5-го цикла осознание

организаторами производства экономической эффективности его малых форм. Все

это делает возврат в старые районы более выгодным, чем создание «с нуля»

новых. Ведь если на оси ординат нашего графика обозначить не относительную

динамику развития, а его абсолютный уровень, то кривые примут вид,

показанные на рис. 2.

Рис. 2. Изменение уровня развития районов в ходе больших циклов

Кондратьева.

По ряду признаков СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл,

но в регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного

движения и размещения производства, возрождения его старейших кустовых

форм. Не исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний

исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к

«агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как

наиболее подходящую среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же

самых районах, где эта форма зародилась.

4.

Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в

инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться к НТП. Хотя

процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на

территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает

внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному

процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:

. креативные и инновативные регионы, т.е. лаборатория НТП, где

зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;

. адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на стадии

их массового распространения;

. консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.

Наибольшим креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа.

Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные

столицы, особенно «глобальные города» типа Москвы и Санкт-Петербурга. В

широком смысле центральными их делает именно ориентация на усвоение

мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных, научно-

технических инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств

деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое

время поддерживали урбанизация и территориальной сосредочение многих

прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперкончцентрации

заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и

физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает

разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района:

далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко

освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для

вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.

Адаптивные территории – разнородная и подвижная категория. В их числе

прежде всего классические старопромышленные районы, возникшие в ходе первых

индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием

промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды

новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации

производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии,

переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов.

Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не

для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких

районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.

В более выгодном положении находятся сегодня полупериферийные районы

умеренного аграрно-индустриального развития, обойденные крайностями в

предыдущих этапов индустриализации и урбанизации. Те из них, которые

сохранили лучшим образом среду и инфраструктуру, густую сеть некрупных

поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций имеются и

в старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в нашей стране

процессы диффузной индустриализации протекают в условиях менее зрелой чем

на западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны. Здесь

шире представлена и такая специфическая разновидность адаптивных

территорий, как районы нового освоения, использующие достижения НТП в

основном в сфере добывающих отраслей с присущем им набором проблем.

К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные

территории, население которых сохраняет приверженность ценностям до

индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи

наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.

То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций,

ставка на инерцию покоя или на инерцию движения определяют неравномерность

регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно связана

с их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия –

периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на

внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются

ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же

отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские

пространства.

Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении

последних столетий являются районы центра, то самым динамичным и

нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах

которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической

конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их

опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов,

между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая

иерархия и соподчиненность.

5

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования

централизованной командно-административной экономики, суверенизации

субъектов Федерации необходимо выработка четкой и действенной региональной

политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика

должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве,

экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной

уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на

местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы

и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических

реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России,

проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление

общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных

регионов необходимы разработка социальных государственных региональных

программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это

относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых

не под силу органам местного самоуправления, а так же к регионам наиболее

экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно,

они могут быть разработаны для программно-целевых территориально-

производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой

экологической опасности. Для управления этими программами должны быть

созданы специальные государственные органы. В управлении программами должны

участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается

создание специализированных компаний, консорциумов с государственным,

частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ

предусматривает создание специальных фондов регионального развития,

стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов,

предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью

истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате

при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение

поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами особенно важно разграничение

компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы

должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного

освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же

органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании

рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении

социально-демографических и экологических проблем, осуществление

экономической реформы.

Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного

планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и

размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2005г.,

который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех

регионов России.

Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах,

процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-

экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития

отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с

учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Процессы дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в

последние годы ставят перед федеральными и местными органами управления

задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем,

общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля

за экспортом и импортом продукции.

На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок, основными

принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и

др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и

капиталов по всей территории России, и единства принципов налогообложения,

свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных

форм собственности.

В условия становления и развития рыночных отношений важнейшей является

проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование

занятости. В настоящее время сложились три типа районов с особенностями

воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы –

Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы – районы Севера;

3) оборонно-промышленные – С.-Петербург, Урал, Промышленные узлы юга

Сибири, Нижегородская область.

В этих регионах необходимы государственная поддержка развития

предпринимательской деятельности привлечение инвестиций, в том числе и

иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.

Укрепление единого экономического пространства России зависит от рынка

капитала путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж,

коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.

Большими возможностями в вопросах обеспечения предприятий различных

регионов материально-техническими ресурсами и населения продовольствием

обладают создающиеся многоотраслевые структуры холдингового типа,

объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

В современном региональном развитии проявляются черты общего

экономического кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция экономического

пространства и различные стартовые условия отдельных регионов при их

вхождении в рынок.

В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой

концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных

инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья,

продовольства, а ток же регионы с критической экологической обстановкой, в

которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и

осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам

относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки в России

оказали процесс распада СССР и образование новых независимых государств к

государственным границам выходят сейчас почти все экономические районы

России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации

вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно

огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-

экономическом положении регионов.

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях

становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного

уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном

выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных

условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства и

целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним

из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных

интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы

срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики

старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры

по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и

модернизации инфраструктуры.

В размещении производительных сил одной из главных задач остаются

освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах,

формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов

при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических

стандартов.

Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений

является организация межтерриториальных экономических связей. Основными

формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен

результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и

услуг, совместное проведение регионами работ производственного и

непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма,

проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования,

демографической политики.

В условиях становления рыночных отношений возрастает роль

внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений

взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение

природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация

экологический проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и

реализация отечественных проектов с применением импортной техники,

привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и

новейших технологий для повышения производительности труда в

промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и

организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых

стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры;

привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки

управленческих кадров.

В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре

потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение

конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции,

интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Заключение.

Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о

нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все

регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в

силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают

региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного

региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и

придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять

свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя

фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-

географических, социально-демографических, политических и др. условиях в

многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к

проведению экономических реформ, и ориентированных на средние условия,

требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей

каждого региона.

Межрегиональные экономические связи представляют собой систему

экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся

в процессе функционирования общественного производства. Эта система

обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением

производительных сил и природно-географическими условиями.

В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск

продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы

предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В тоже

время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от

общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура

региональных рынков определяется не только товарами производимыми в данном

регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.

Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена,

горизонтальных связей между регионами.

Высокий научный потенциал европейской части России позволяет создать в

городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде крупные рынки

наукоемкой продукции.

В последнее время заметен процесс интеграции и укрепления

межгосударственных связей России с суверенными государствами ближнего

зарубежья – с Казахстаном и Белоруссией, что в значительной мере оживит

экономику России и укрепит рыночные отношения.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010